Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

Административное регулирование предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Правовые формы воздействия на предпринимательскую деятельность.

Техническое регулирование

Прогнозирование и программирование социально-экономического развития

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Заключение

Список использованной литературы

Безусловно, помимо прав налогоплательщик обладает рядом обязанностей. Главными из них являются:

  1. Плата установленных налогов;
  2. Ведение своих доходов (расходов) в установленном порядке;
  3. Устранение выявленных налоговым органом нарушений законодательства;
  4. Отсутствие препятственных действий при исполнении должностными лицами налогового органа своих должностных обязанностей;
  5. Предоставление необходимых документов в налоговый орган;
  6. Обеспечение сохранности данных бухгалтерского учета и прочих документов, без которых невозможно исчисление и уплата налогов в течение определенного срока;
  7. Несение прочих обязательств, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах.

Выполнение налоговых обязательств предпринимателями-налогоплательщиками – важнейшее требование государственной дисциплины. Налоговое законодательство предусматривает меры, обеспечивающие соблюдение порядка уплаты налогов других обязательных платежей. Такие меры представлены финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственностью.

Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

Антимонопольное регулирование является одной из основных форм государственного регулирования экономики в большинстве развитых стран. Российская Федерация не является исключением. Поддержка конкуренции и недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию – это один из принципов предпринимательского (хозяйственного) права.

Конкуренция по сути своей является двигателем, который стимулирует технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Противоположностью конкуренции является монополия. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.[13]

И все же характерной чертой современной экономики является ее демонополизация, то есть процесс обратный монопольной деятельности. Безусловно, правовой основой данного процесса является антимонопольное законодательство. Антимонопольное законодательство основывается на Конституции РФ и состоит из Закона о конкуренции, федеральных законов, регулирующих особый круг отношений, и подзаконных актов.


Именно конкуренция ограничивает возможности каждого отдельного предпринимателя негативно воздействовать на общие условия товарного рынка, стимулирует производство тех товаров и услуг, которые требуются потребителю.[14] Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» действует на всей территории Российской Федерации. Он запрещает действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов.

Также к монополистической деятельности относятся соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию. Запрещается координация предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции. Нарушение указанных требований является основанием для ликвидации в судебном порядке организации, осуществляющей координацию предпринимательской деятельности, по иску антимонопольного органа.

Существуют специальные органы, осуществляющие контроль над применением антимонопольного законодательства, например, Государственный антимонопольный комитет РФ, который является одним из центральных органов управления, и его территориальные управления. Цель данного образования является двуединой: бороться с монополизмом и поддерживать развитие конкуренции. Основными полномочиями Антимонопольного комитета являются:

  1. Возбуждение дел в случае наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства;
  2. Выдача предписаний хозяйствующим субъектам, обязательных для исполнения;
  3. Привлечение коммерческих и некоммерческих организаций к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в случаях, установленных законодательством об административных правонарушениях;
  4. Проведение проверок соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями или правами указанных органов власти органами или организациями;
  5. Осуществление заключений о наличии или отсутствии конкуренции на товарном рынке при введении, изменении и прекращении действия таможенных тарифов и о введении нетарифных мер;
  6. Осуществление иных полномочий, предусмотренных законодательством.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что антимонопольное регулирование играет большую роль в ведении предпринимательской деятельности. В основном она направлена на стимулирование предпринимательства, развитие конкуренции и осуществление организационно-правового обеспечения антимонопольной политики. Для нашей страны очень важно не только ограничивать монополизм, но и создавать конкурентную среду, проявляя политическую волю тем самым открывать новые перспективы развития предпринимательской деятельности.

Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательской деятельности. Для развития предпринимательству необходима помощь государства, и не только прямая, в виде финансирований, льгот и субсидий, но и косвенная помощь – заключающаяся в обеспечении нормальной среды развития.

На развитие предпринимательства оказывает влияние множество факторов, отображенных на рисунке 4.

Рисунок 4

«Факторы, оказывающие влияние на предпринимательскую деятельность»

Важно отметить, что каждый фактор, так или иначе, зависит от деятельности государства. Государственная поддержка предпринимательства представляет собой сознательное создание экономических и правовых условий, стимулов для развития бизнеса, а также вложение в него материальных и финансовых ресурсов на льготных условиях. Эти цели достигаются, если государство стимулирует изменения в общественном сознании, ориентирует его на жизненные интересы и ценности среднего класса, формирует позитивное отношение различных слоев и групп населения к предпринимательской деятельности, причем не только как к источнику удовлетворения потребности в продуктах и услугах, но и как к возможному жизненному пути.

В первую очередь политику, которая воплощается в законах, указах, постановлениях, приказах и других нормативно-правовых актах, реализует государственная служба. В целом она выполняет информационно-аналитические, планово-прогностические функции, осуществляет подготовку решений, организует их выполнение. Однако, стоит отметить, что весь перечень нормативно-правовых актов не решают всех остро стоящих вопросов. Нужны не только нормы-рамки, но и нормы-стимулы.


Формирование целостной системы государственной поддержки предпринимательства - сложный и длительный процесс, в его основе лежит ряд факторов:

  1. Наличие законодательной и нормативной базы, которая определяет специфические условия деятельности субъектов предпринимательства;
  2. Обеспечение безопасности и защиты предпринимателей;
  3. Создание системы специализированных институтов, которые обеспечивают разработку и реализацию государственной политики по поддержке предпринимательства
  4. Наличие ресурсного и финансового обеспечения, необходимых для реализации поддержки бизнеса

Все вышесказанное складывается на основании трех основополагающих аспектах: теоретическом, правовом и организационном.

Теоретическая сторона состоит в разработке современной концепции государственной системы поддержки предпринимательства. Эта концепция напрямую зависит от общего подхода к формированию рыночной экономики в государстве. И, как показало проведенное изучение историй развития предпринимательства в России, роль государства в развитии предпринимательства, особенно при смене экономических укладов, зачастую является решающей.[15]

Правовой аспект характеризуется достаточно активным развитием, если рассмотреть количественную сторону данного вопроса. Количество написанных правовых актов невозможно сосчитать, однако, анализируя данный материал, можно сделать вывод о том, что группа правовых документов, регулирующих основные правила предпринимательской деятельности, получила логическое завершение после принятия второй части Гражданского кодекса РФ.

Наиболее проблематичным аспектом является реализация организационной стороны вопроса. Совокупность теоретического и правового аспекта смогут принести значительных результатов только в случае обеспечения конкретных организационных мероприятий.

Одной из важных форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание условий для ее юридической защищенности предпринимательства в федеральных и региональных целевых программах. Основной целью данных программ является повышение эффективности общественного производства за счет создания на федеральном и региональном уровнях экономических, социальных, организационных, информационных и правовых условий защищенности для предпринимательства от преднамеренных или непреднамеренных действий физических лиц и социальных организаций. В целевую программу включены такие направления защиты, как:


  1. Развитие инфраструктуры защиты предпринимательства;
  2. Создание системы информационного обеспечения защиты предпринимательства;
  3. Совершенствование нормативно-правовой базы защиты предпринимательства;
  4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, которые специализируются в сфере предпринимательства;
  5. Поддержка защиты предпринимательства;
  6. Создание системы финансирования мероприятий по защите предпринимательства.

При разработке проекта целевой программы поддержки предпринимательства исходят из долгосрочных задач и приоритетов. В некоторых среднесрочных федеральных программах государственная поддержка предпринимательства обнаруживает явную тенденцию перемещения с федерального уровня на региональный и муниципальный, а там правовая база юридической зашиты находится в зачаточном состоянии и нуждается в помощи центра для своего развития.[16]

Рассмотрев данную главу, можно сделать вывод о том, что государственная деятельность и деятельность предпринимателей тесно связаны. Государственное воздействие на предпринимательскую деятельность может принимать различные формы в зависимости от масштаба, инструментов, содержания и характера регулирующих мер. Это воздействие необходимо для формирования благоприятных условий развития, как для предпринимательства, так и для самого государства.

Правовые формы воздействия на предпринимательскую деятельность.

Техническое регулирование

Техническое регулирование предполагает некоторые централизованные механизмы, которые характерны для экономического регулирования: нормирование, сертификация и надзор, лицензирование, аккредитация, делегирование, регистрация, санкции и апелляции. Если следовать определению из закона, то техническое регулирование – это правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.[17]