Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности

Административное регулирование предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов

Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования

Государственная поддержка предпринимательской деятельности

Правовые формы воздействия на предпринимательскую деятельность.

Техническое регулирование

Прогнозирование и программирование социально-экономического развития

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Заключение

Список использованной литературы

В рамках вопроса специального регулирования основная роль отводится закону от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Данный закон регламентирует отношения, которые возникают при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, при оценке соответствия. К числу основополагающих принципов по данному закону относятся:

  1. применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  2. соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
  3. независимость органов по аккредитации и органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
  4. единство системы и правил аккредитации;
  5. единство правил и методов исследований и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
  6. единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
  7. недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении сертификации и аккредитации;
  8. недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
  9. недопустимость совмещения одним органом полномочий по аккредитации и сертификации;
  10. недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Технический регламент – это документ, который принят международным договором России, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).[18]

На данный момент существует два типа технических регламентов, которые предусмотрены законодательством: общие технические и специальные технические. Общие технические регламенты предполагают обязательные для применения и соблюдения требования в отношении любых видов продукции, а специальные технические регламенты с вою очередь распространяют свое действие на ситуации, когда с помощью общих регламентов не могут быть достигнуты определенные для технических регламентов цели.


Важно перечислить цели, для достижения которых допускается принятие технических регламентов. Во-первых, защита жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества. Во-вторых, охрана окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений. В-третьих, предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.[19]

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. В настоящее время такой контроль (надзор) проводится работниками Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральной службы по техническому регулированию и метрологии, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и др. При этом все перечисленные органы государственного контроля (надзора) осуществляют мероприятия по собственному плану, без согласования проверок между собой.

Органы государственного контроля, безусловно, имеют как права, так и обязанности. Начнем с перечисления прав:

  1. требование предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, которые являются подтверждением соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  2. осуществление мероприятий по государственному контролю за соблюдением требований технических регламентов;
  3. выдача предписаний об устранении нарушений требований технических регламентов;
  4. приостановление или прекращение действия декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  5. привлечение к ответственности изготовителя в случаях предусмотренных законодательством;
  6. принятие иных мер, предусмотренных законодательством.[20]

Перечисляя основные обязанности, необходимо отметить:

  1. Проведение разъяснительных работ в ходе мероприятий по государственному контролю;
  2. Соблюдение коммерческой тайны;
  3. Соблюдение порядка осуществления мероприятий по государственному контролю;
  4. Принятие мер по устранению нарушений, выявленных в ходе мероприятий по государственному контролю;
  5. Осуществление иных мер, предусмотренных законодательством.


Прогнозирование и программирование социально-экономического развития

Данный вопрос относится к экономическим формам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Прогнозирование и программирование являются достаточно специфическими формами планирования социально-экономического развития.

В России система государственного прогнозирования и программирования социально-экономического развития была введена Федеральным законом от 20 июля 1995 г. № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации». На данный момент указанный закон уже не имеет юридической силы, однако, является осоновположенником социально-экономического развития.

В целом концепцией социально-экономического развития РФ является система представлений о стратегических целях и приоритетах социально экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.

Основным федеральным органом исполнительной власти, занимающимся нормативно-правовым регулированием в области анализа и прогнозирования социально-экономического развития является Минэкономразвития. Минэкономразвития России осуществляет мониторинг и анализ социально-экономических процессов, разработку государственных прогнозов социальноэкономического развития РФ, субъектов и регионов РФ, муниципальных образований, отраслей и секторов экономики на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды. [21]

Выделяют прогнозы на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. Каждый из прогнозов имеет свои особенности.

Прогноз на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. В данной концепции сосредоточены варианты социально-экономического развития страны, а так же пути и средства достижения данных целей. Далее данная концепция является основной для формирования прогнозов и программ развития страны на среднесрочную перспективу.

Прогноз на среднесрочную перспективу в основном зависит от послания Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию РФ. Далее Правительство РФ разрабатывает и предоставляет Совету Федерации и Государственную Думу программу социально-экономического развития, исходя из положений, озвученных Президентом РФ.

Краткосрочный прогноз развития формируется на ежегодной основе. В своем ежегодном послании Федеральному Собранию Президент РФ говорит не только о вводных для формирования прогноза социально-экономического развития на среднесрочную перспективу, но и о программе с выделением задач на предстоящий год. Правительство РФ одновременно с представлением проекта федерального бюджета представляет Государственной Думе ФС РФ, в частности, такие документы, как итоги социально-экономического развития России за прошедший период текущего года; прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию за счет средств федерального бюджета на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре; намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики.[22]


Есть ряд случаев, когда создаются специальные органы, которые непосредственно занимаются вопросами планирования в определенных сферах экономики. Например, Комиссия Правительства РФ по военно-промышленным вопросам является координационным органом, обеспечивающим согласованность действий федеральных органов исполнительной власти по реализации военно-промышленной политики РФ, планированию и осуществлению поставок продукции для обеспечения обороны страны и государственной безопасности, развитию оборонно-промышленного комплекса. [23]

Если говорить о планировании деятельности большинства предприятий, то они занимаются формированием бизнес-планов самостоятельно. В бизнес-планах отражены основные показатели их деятельности, осуществляется прогноз возможных проблем и путей их преодоления. Собственники государственных или муниципальных предприятий, действующих на праве хозяйственного ведения, определяют порядок утверждения показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности предприятия и утверждают показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятия.

Существует план развития государственного или муниципального сектора, который в свою очередь включает:

  1. Перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;
  2. Перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий;
  3. Программу приватизации (продажи) государственного имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность.[24]

Государственный контроль за предпринимательской деятельностью

Государственный контроль за соблюдением требований законодательства со стороны субъектов хозяйственной деятельности является организационной формой государственного регулирования предпринимательской деятельности. Понятие «контроль» дословно означает постоянное наблюдение, проверка чего-либо. Поэтому государственный контроль представляет собой систему проверки и наблюдения в той или иной сфере осуществления государственной власти. Государственному контролю противопоставляется общественный (негосударственный) контроль.


В рамках административного права выделяются два типа контрольной деятельности: контроль и надзор. Государственный контроль, осуществляемый исполнительной властью, является одной из форм реализации функций органов исполнительной власти. Государственный надзор есть особый вид государственного контроля. Надзор – это ограниченный, суженный контроль. В России существует три типа надзора: судебный, прокурорский и административный.

Государственный контроль (надзор) – это проведение компетентным государственным органом проверки выполнения субъектом предпринимательской деятельности (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем) обязательных требований к условиям осуществления предпринимательской деятельности и ее результатам (товарам, работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также правовых предписаний индивидуального характера (например, об устранении нарушений, выявленных при предыдущей проверке).

В действующем законодательстве отсутствует общее (универсальное) определение понятия государственного контроля и надзора. Существуют различные виды контроля и надзора в зависимости от сферы применения, они отображены в рисунке 5.

Рисунок 5

«Виды государственного контроля и надзора»

В данной таблице представлен далеко не полный перечень видов контроля и надзора. Это позволяет ограничиться лишь общими положениями о контроле (надзоре) и рассмотреть некоторые виды государственного контроля в сфере предпринимательской деятельности.

Далее рассмотрим рисунок 6, который обозначит стадии контроля за предпринимательской деятельностью.

Рисунок 6

«Стадии контроля за предпринимательской деятельностью»

Также контроль можно классифицировать по характеру и объему объекта контроля. В рамках такой классификации выделяют общий и специальный контроль.

В настоящее время весьма важным видом специального государственного контроля является валютный контроль, осуществляемый в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Целью валютного контроля является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.1