Файл: Методы управления инновационными проектами (процесс управления инновационным проектом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Точное

Широкое

Низкая

Низкие

Низкая

Соучастный

Низкая

Высокая

Затраты

Точность оценки

Неопределённость

Определение рыночной потребности

Пригодность жёсткого контроля

Стиль управления

Высокая

Авторитарный

Высокие

Искусство управления заключается в осуществлении намеченного. В сфере инноваций, больше чем в какой-либо другой это зависит от людей, входящих в проектную «команду». Творчество и предпринимательство не могут быть спланированы, но условия, в которых они могут эффективно раскрыться, сильно зависят от управленческих решений. Осуществление плана может быть эффективным только тогда, когда он воспринимается как реальный теми, кто отвечает за его выполнение. Поэтому характер и стиль руководства со стороны высшего менеджмента – жизненно важная составляющая успеха проекта.

Финансовый профиль проекта определить с достаточной точностью невозможно. Тем не менее, необходимо знать, что действительная его форма во многом определяется решениями руководства НИОКР.

Управление инновациями на предприятии включает ряд общеизвестных стадий :

  1. формулировку целей инновации. На стадии формулирования целей инновации устанавливаются миссия-предназначение, миссия-ориентация и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям, формулируется цель развития организации, строится и рассчитывается дерево целей;
  2. анализ существующего положения (оценка инновационной позиции фирмы). На этой стадии анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал, анализируется система внешней среды и дается оценка инновационного климата, определяется инновационная позиция организации;
  3. выбор инновационной стратегии и определение методов
    инновационного менеджмента (устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие, осуществляется выбор и формулирование предпочтительной инновационной стратегии, производится подбор методов инновационного менеджмента);
  4. разработку и проектирование инновации;
  5. организацию работ по реализации инновационного проекта, которая включает создание или реструктуризацию органов управления, установление взаимосвязей между управленческими подразделениями и т.д.;
  6. мотивацию инноваций. Рассматривается в двух аспектах:

а) стимулирование создания и продажи инновации, цель которого является получение денег от продажи новых продуктов немедленно

б) стимулирование покупки инноваций (цель – в получении денежных средств в будущем за счет реализации новых продуктов и технологий, купленных сегодня);

  1. контроль и оценку эффективности прогресса реализации проекта, который заключается в проверке и оказании помощи в организации инновационного процесса, плана создания и эффективной реализации инноваций;
  2. корректировку проекта, стратегий, целей и миссии предприятия.

Для успешного функционирования фирм и дальнейшего их развития должно иметься в запасе несколько направлений, вариантов, идей по нововведениям, т.е., так называемый, «портфель» инновационных идей, который постоянно обновляется и пополняется. Это необходимо для того, чтобы в условиях неожиданных изменений на рынке вовремя можно было бы переориентировать свое производство, с учетом уже имеющихся новых разработок, а также иметь в запасе новинки для использования их в будущем.

Роль концепции риска в управлении инновационными проектами

Неопределенность – один из главных признаков инновационного проекта. Тогда совершенно естественен вопрос об отношениях инноватора к риску, о риск-менеджменте инноваций, о балансе доходности и риска при конкретных инновационных проектах. Следует отметить основные компоненты концепции риска для инновационных проектов :

- риск имеет место по отношению к будущему, а, значит, тесно связан с принятием решения;

- категории "неопределенность" и "риск" тесно связаны, однако это не синонимы;

- риск возникает в тех случаях, когда надо принять решение (один из вариантов перевода слова "риск" – "принятие решения, результат которого неизвестен");

- риск субъективен, а неопределенность объективна ;

- для инновации справедливо правило: "если нет риска, то нет и ничего нового" – инновация, как орудие глобальной конкуренции, становится бессмысленной.

Цена риска для принимающего решение связана с вероятностью наступления события риска и величиной ущерба от этого события. Субъективная сторона риска связана с индивидуальным отношением к его последствиям ЛПР, его толерантности по отношению к риску. Отношение инвестора к риску можно описать кривыми индифферентности, а также в терминах теории полезности.


Итак, можно суммировать главное следующим образом:

– неопределенность – объективное условие существования риска;

– необходимость принятия решения – субъективная причина существова­ния риска;

– будущее – источник риска;

– величина потерь – основная угроза от риска;

– возможность потерь – степень угрозы от риска;

взаимосвязь "риск-доходность" – стимулирующий фактор принятия решения в условиях неопределенности;

– толерантность к риску – субъективная составляющая риска .

Любой риск инновационного проектирования многогранен в своих проявлениях и представляет собою сложную конструкцию из элементов других рисков. Проявления риска индивидуальны для каждого участника ситуации (председатель совета корпорации, президент, основные вице-президенты, руководитель разработки, основные специалисты, маркетологи, финансисты и т.д.).

Таким образом, риск инновационного проекта – это система факторов, проявляющаяся в виде комплексов рисков, индивидуальных для каждого участника проекта в количественном и качественном отношениях . Такую систему можно представить в виде математической матрицы.

Итак, значение любого риска для каждого участника индивидуально, а общий риск инновационного проекта есть сложная система частных (в том числе, индивидуальных) рисков со сложными многочисленными связями. Система риск-менеджмента инновационного проекта должна содержать стадии в соответствии с рисунком 3 .

Рисунок 3. Структура риск-менеджмента инновационного проекта

заключение

Управление инновационным процессом – неотъемлемая составляющая деятельности современного предприятия, которое охватывает планирование, организацию и стимулирование инновационной деятельности, реализацию Инновационных проектов, рассчитанных на получение конкурентных преимуществ и укрепления рыночных позиций предприятия.

Управление инновационными проектами является составной частью инновационной деятельности и решает вопрос планирования и реализации инновационных проектов, рассчитанных на значительный качественный прыжок в производстве, предпринимательстве, социальной сфере. В широком понимании стратегическое управление связано с процессом предвидения глобальных изменений в экономической ситуации, поиском и реализацией крупномасштабных решений, которые обеспечивают его выживание и устойчивое развитие за счет выявления будущих факторов успеха.


В инновационных проектах излагаются научно обоснованные технические, экономические или технологические решения. Проекты могут финансироваться по линии государственной научно-технической программы, путем получения грантов. Каждый проект оформляется с учетом определенных требований, имеет четкое название, сопровождается краткой аннотацией, в проекте указывается число исполнителей, сроки выполнения, потребность в финансировании в расчете на год, информация о руководителях и основных исполнителях.

Приоритетные направления исследований и разработок реализуют в виде крупных межотраслевых проектов. Приоритетными направлениями развитии науки и техники в Украине являются: информационные технологии и электроника, производственная технология, новые материалы и химические продукты, технология живых систем, транспорт, топливо и энергетика, экология и рациональное природопользование. Для управления проектом создается рабочая группа.

Традиционно процесс управления инновациями предполагает следующие этапы: идея; тестирование идеи; разработка конструкторской документации; разработка технической документации; создание опытного образца; подготовка к производству; производство.

Инновационные задания предусматривают снижение расходов производства, улучшения качества продукции или услуг, выведения на рынок нового товара, формирования новой стратегии сбыта, которая содействует повышению интереса потребителей к новому товару. Привлечение или создание инноваций должно происходить целенаправленно, с целью формирования конкурентных преимуществ на том сегменте рынка, где работает фирма. Важно не только своевременно определить перспективность определенной идеи и оценить ее коммерческую выгодность, но и создать условия для оперативного внедрения новинки на предприятии.

список использованных источников

  1. Медынский В.Г. Скалюй Л.В. Иновационное предпринимательство: Уч.пос. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 589с.
  2. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2000. – 446 с.
  3. Основы инновационного менеджмента (теория и практика): Учебное пособие. / Под ред. проф. д.э.н. П. Н. Завлина, проф. д.э.н. А. К. Казанцева, проф. д.э.н. Л. Э. Миндели. – М.: Экономика, 2000. – 390с.
  4. Эффективное управление инновационными проектами / Павлючук Ю.Н., Козлов А.А. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. – №4.
  5. http://window.edu.ru
  6. http://www.tc-m.ru/index.php/69.html