Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (Анализ внутренней и внешней среды предприятия ООО «Форум»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Значение анализа организационной среды предприятия резко возросло в последнее время, особенно в условиях нестабильности сегодняшней экономической ситуации под воздействием мирового финансового кризиса, что подтверждает необходимость постоянного мониторинга организационной среды и оперативных мероприятий по реагированию на изменения.

Актуальность выбранной темы работы «Внешняя и внутренняя среда организации» обусловлена важной ролью анализа организационной среды предприятия для его успешного функционирования и разработки направлений его развития.

Организация представляет по своей сути сложную систему, причем систему открытую, испытывающую на себе влияние как внутренней, так и внешней среды, что и обусловливает главную цель настоящей работы – доказать, что внутренняя и внешняя среда организации оказывают огромное влияние на эффективность работы организации.

Поскольку цель работы подразумевает под собой как теоретический, так и практический, прикладной аспект, то для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:

  • охарактеризовать содержание понятия организации и организационной среды, рассмотреть теоретические подходы к содержанию понятий «внешняя среда организации» и «внутренняя среда организации»;
  • выявить особенности внешней и внутренней организационной среды на основе российского, так и зарубежного опыта практического менеджмента,
  • определить возможные резервы и пути совершенствования управленческой деятельности для конкретного предприятия ООО «Форум», на основе проведенного практического исследования организационной среды данного предприятия с выводами в виде практических рекомендаций по разработке стратегий взаимодействия данного предприятия с основными участниками рынка.

Таким образом, предметом настоящего исследования является внутренняя и внешняя среда организации, объектом исследования – ООО «Форум».

Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших исследователей в рассматриваемой области, результаты практических изысканий видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике организационной среды, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Вопросам исследования посвящено множество работ, однако, как представляется автору данной курсовой работы, материал, изложенный в учебной литературе, носит, в основном, общетеоретический характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике затрагиваются более узкие аспекты проблемы организационной среды и межорганизационных отношений.


Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы «Внешняя и внутренняя среда организации» определяют научную новизну данной работы.

Прак­ти­чес­кая зна­чи­мость курсовой ра­бо­ты оп­ре­де­ляет­ся её научной но­виз­ной, дан­ная ра­бо­та мо­жет быть ис­пользо­ва­на для дальнейшей раз­ра­бот­ки воп­ро­са о взаимосвязи внутренней и внешней организационной среды в практическом применении к конкретному предприятию.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1 Теоретические подходы к изучению организаций. Содержание понятий «внутренняя» и «внешняя» среда предприятия

1.1 Содержание понятий «организация» и «организационная среда» предприятия

Понятие организации весьма многозначно. Наиболее упрощенное, частное понимание организации – это отдельная фирма как производственная единица, представляющая собой единый целостный организм. Она состоит из лиц, которые имеют перед собой некую объединяющую цель и, работая в одной команде, группе, используют определенные знания и технические приемы.

С точки зрения теории менеджмента, организация трактуется более широко: «организация составляет одну из важнейших функций современного менеджмента, осуществление которой — наиболее существенная часть деятельности руководителей всех уровней»[1].

Наиболее справедливым и полным представляется определение сущности организации как процесса: это составная часть менеджмента, заключающаяся в решении вопросов формирования структуры, касающихся ответственности, посредством которой поставленные перед предприятием задачи распределяются между отдельными руководителями (менеджерами) : инспекторами-контролерами и другими служащими; формальных внутренних взаимоотношений между служащими предприятия по поводу распределения ответственности.


Принимая во внимание, что менеджмент в целом распадается на отдельные позиции менеджмента в рамках структуры и реализует свои функции в направлении выполнения поставленных задач через посредство людей, используя разнообразные технические приемы, в рамках той или иной организации, можно сделать вывод о том, что те формальные отношения, которые существуют между отдельными позициями менеджмента, и будут называться «организационным взаимодействием».

Организационная структура - целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы функционирующие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.

Организационная среда в менеджменте обеспечивает рациональное пространственно-временное распределение всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений. В этом аспекте организация представляет собой средство исполнения плановых заданий и формирует условия, в которых последние будут осуществляться. Указанное выше положение имеет большое значение, так как оно требует гибкой организации и динамичного изменения ее в зависимости от содержания и масштабов деятельности предприятия.

Важная задача организационной среды менеджмента заключается в эффективном сочетании всех элементов производственного процесса во времени, т.е. определении наиболее рациональной последовательности и сроков выполнения всех работ. Организация процессов во времени включает как внутри-, так и межорганизационные отношения: структуризацию производственных процессов, подготовку кооперации предприятия с другими фирмами и координацию их деятельности, доведение отдельных заданий до исполнителей, обеспечение равномерной и достаточно высокой загрузки всех участников работ по проектам с целью их своевременного и экономного выполнения. Современные теории и практика менеджмента обладают большим разнообразием форм и видов организационной среды предприятия. Системная ориентация менеджмента при характеристике содержания «организационной среды предприятия» предусматривает рассмотрение предприятия как сложной открытой системы, во-первых, состоящей из взаимосвязанных элементов и, во-вторых, активно взаимодействующей с окружающей средой.

Согласно теории систем, все организации являются открытыми системами, выживание которых зависит от внешнего мира.[2] Такая система не является самообеспечивающейся, - через проницаемые границы она обменивается с внешней средой энергией, информацией, материалами. Открытая система, которую представляет организация, имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.


Организация (фирма), как система, имеющая сложно организованную внутреннюю и внешнюю среду, схематически изображена на рис.1.

Рисунок 1 - Внешняя и внутренняя среда фирмы

Таким образом, функционирование любой организации представляется возможным в рамках внешней и внутренней сред, которые определяют успешность функционирования предприятия и оказывают влияние на его операционные действия.

1.2 Характеристика внутренней и внешней организационных сред в контексте практического менеджмента

Практика менеджмента в безусловном порядке предусматривает анализ внутренней и внешней среды предприятия.

Внутренняя среда оказывает воздействие на функционирование организации, представляя собой часть общей среды, находящейся в непосредственных пределах организации. Анализ внутренней среды предусматривает рассмотрение нескольких её срезов, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Посредством изучения внутренней среды можно выявить, какими сильными и слабыми сторонами обладает организация. Сильные стороны используют как базу, на которую организации следует опираться в конкурентной борьбе и которую организация должна стремиться расширять и укреплять. Слабые же стороны - предмет пристального внимания со стороны руководства предприятия с целью устранения или снижения роди последних.

Анализ внутренней среды организации проводится, главным образом, для оценки конкурентной стратегической позиции организации, т.е. сравнения положения компании с положением ближайших конкурентов.

Согласно теории ресурсной базы, конкуренция рассматривается как внутренний ресурс и, соответственно, определяются принципы устойчивости конкурентных преимуществ. Подход, базирующийся на теории ресурсной базы, выделяет пять компонентов[3].

1. Определение и классификация ресурсов компании в соответствии с сильными и слабыми сторонами.

2. Объединение ресурсов компании в стержневые компетенции, собирающие воедино уникальные черты организации, технологические навыки, коллективный опыт взаимодействия с потребителями продукции и понимание особенностей рынка, на основе чего формируются отличительные черты организации, трудно поддающиеся копированию.


3. Оценивание указанных ресурсов и стержневых компетенций организации относительно устойчивых конкурентоспособных преимуществ и возможности их возмещения. Грант выделяет четыре характеристики устойчивости конкурентных преимуществ: долговечность, прозрачность, переносимость и копируемость.

4. Выбор стратегии, которая наилучшим образом использует ресурсы и возможности организации относительно внешних возможностей.

5. Определение дефицитов ресурсов и инвестирование в совершенствование слабых сторон (с конечной целью превратить их в сильные).

Планирование ресурсной базы выступает важным фактором для поддержании устойчивого роста организации. В неустойчивых, постоянно меняющихся условиях окружающей среды организация должна произвести и усовершенствовать свои ресурсы для поддержания конкурентоспособного преимущества и роста.

Согласно теории ресурсной базы, организации являют собой совокупность неиспользуемых производственных услуг, являющихся избыточной производственной мощностью. Именно это излишество производственной мощности представляет внутренний механизм роста для обслуживания существующего рынка и для перемещения деятельности из регулируемой среды в нерегулируемую.

Главная идея теории ресурсной базы – организация должна непрерывно улучшать свои ресурсы и способности для использования преимуществ в изменяющихся условиях.

В зависимости от исследовательско-прикладных задач различают организацию производственных процессов в пространстве и организацию процессов во времени. Организация процессов в пространстве обозначает формирование организационной структуры предприятия, соответствующей характеру и масштабам его деятельности.

Под внутренней организационной структурой подразумеваются состав и формы взаимосвязи элементов предприятия. Организационная структура формируется из двух взаимосвязанных составных частей: структуры управления и производственной структуры предприятия. Элементами структуры выступают отдельные руководители и работники, службы и подразделения предприятия.

Структура управления определяется как форма распределения и координации управленческой деятельности на предприятии. Она включает состав органов управления и устанавливает характер отношений между ними. При формировании структуры управления выбирается тип структуры (линейная, линейно-штабная, матричная и др.), определяются состав и функции органов управления, распределяются полномочия между руководителями разного уровня, устанавливаются процедуры и методы обоснования управленческих решений, порядок их согласования и организации исполнения, информационное обеспечение органов управления. Большинство структур управления на предприятиях носит иерархический характер и основывается на делегировании полномочий и ответственности руководителей различного уровня.