Файл: Социально-психологический климат организации (МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование и совершенствование социально-психологического климата – это постоянная практическая задача менеджеров. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов группы. [10]

В исследованиях отечественных социальных психологов (Платонова К.К., Русалиновой А.А., Шепеля В.М., Парыгина Б.Д., Щербань А.Н. и др.) наметились четыре основных подхода к пониманию природы социально- психологического климата.

При изучении климата необходимо иметь в виду два его уровня.

Первый уровень – статический, относительно постоянный. Это устойчивые взаимоотношения членов коллектива, их интерес к работе и коллегам по труду. [11]

На этом уровне социально-психологический климат понимается как устойчивое состояние, которое, однажды сформировавшись, способно долгое время не разрушаться и сохранять свою сущность, несмотря на те трудности, с которыми сталкивается организация. Второй уровень – динамический, меняющийся, колеблющийся. Это каждодневный настрой сотрудников в процессе работы, их психологическое настроение.[12]

Он может быть положительным (здоровым и благоприятным) и отрицательным (неблагоприятным). [13]

Признаки благоприятного социально-психологического климата:

- доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

- доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

- достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

- удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

- высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов. [14]

Результатом положительного психологического климата является улучшение экономических и социальных показателей профессиональной деятельности коллектива.

При отрицательном психологическом климате ухудшается социализация группы, а, следовательно, и экономические результаты деятельности коллектива и организации в целом.


Неблагоприятный социально-психологический климат характеризуют пессимизм, раздражительность, скука, высокая напряженность и конфликтность отношений в группе, неуверенность, боязнь ошибиться или произвести плохое впечатление, страх наказания, неприятие, непонимание, враждебность, подозрительность, недоверие друг к другу, нежелание вкладывать усилия в совместный продукт, в развитие коллектива и организации в целом, неудовлетворенность и т.д. [15]

Существуют признаки, по которым косвенно можно судить об атмосфере в организации. К ним относят: уровень текучести кадров; производительность труда; качество продукции (работ, услуг); количество прогулов и опозданий; количество претензий, жалоб, поступающих от сотрудников и клиентов; выполнение работы в срок или с опозданием; аккуратность или небрежность в обращении с оборудованием; частота перерывов в работе.

ВЫВОД

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что исследование социально-психологического климата является важной задачей менеджеров по персоналу. Одним из самых распространенных способов социологического исследования является метод анкетного опроса.

ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОРГАНИЗАЦИИ

2.1. ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Одной из первостепенных проблем, с которыми сталкивается современный бизнес, является уравновешивание процессов и деятельности, происходящих внутри организации, исходя из тех условий, которые диктуются внешней средой, к примеру, появление нового конкурента, рост цен на сырье, нехватка квалифицированных специалистов и т. д.

Современная организация представляет собой открытую социально-экономическую систему, которая подвергается различным изменениям, как внешним, так и внутренним. Если внешние факторы изменения среды организации мы не в силах изменить, то внутренние изменения организации – это то, на что стоит обращать внимание в первую очередь и устранять возникающие в ходе этого проблемы, а также избегать неблагоприятных последствий в процессе этих изменений. [16]

В практике менеджмента организационное изменение рассматривается как освоение организацией новых идей или форм поведения, диктуемых внешней средой организации. В этой связи приобретают значимость такие вопросы, как проблемы мотивации инновационной деятельности, поддержка изменений со стороны сотрудников и др.


Перед руководством компаний встает необходимость решать одну из важных задач – научиться осуществлять переход всей системы управления для достижения поставленных целей в новое состояние в соответствии с меняющимися условиями.

И основная проблема, с которой сталкивается руководитель фирмы, – это сопротивление персонала всему новому, что диктуют внешние обстоятельства. По статистике 80 % персонала воспринимает любые перемены внутри организации, данные руководством, крайне негативно.

Сопротивление – это одна из первых реакций на любого рода изменение, так как персоналу, анализируя ситуацию, необходимо понять и оценить выгоды или недостатки организационных перемен. [17]

В настоящее время в литературе, посвященной научно-практическим аспектам, достаточно детально описаны причины сопротивлений организационных изменений. Так, к примеру, американские ученые-психологи Н. Тичи и М. Деванна предложили схему рассмотрения сопротивлений персонала в терминах «технология – политика – культура».

В рамках этой схемы наиболее проблемными являются вопросы, связанные с изменением привычек и инерцией, то есть, делая что-то одним способом, приходится изменяться и подстраиваться под другое; страх перед неизвестностью, незнание будущего и трудности его предвидения; недостаток благоприятного социально-психологического климата в коллективе; недостаточная уверенность в своих силах.

Социально-психологический климат, как отмечала Н.П. Аникеева, представляет собой объективно существующее явление. [18]

Он неизбежно сказывается и на отношениях людей к социуму в целом, и на их мироощущении и мировосприятии, в том числе и в контексте развития организационной культуры предприятия.

А это, в свою очередь, может проявиться во всей системе ценностных ориентаций личности. Так, Б.Д. Парыгин описывает психологический климат как «эмоциональную окраску психологических связей членов коллектива, возникающую на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей».

Из этого следует, что социально-психологический климат коллектива, проявивший себя прежде всего в отношениях людей друг к другу и к общему делу, приведенными выше параметрами не исчерпывается. Д.Г. Попов, в свою очередь, называет социально-психологический климат сложным и системным явлением духовной жизни сотрудников, отражающим профессиональную, психологическую и социальную сторону их жизнедеятельности.


Российский и зарубежный опыт исследования социально-психологического климата определяет несколько его критериев, среди которых уровень ограничений, которые они накладывают на действия индивида; взаимоподдержка в отношениях членов организации; система поощрений и наказаний; уровень конфликтности и др.

Взаимосвязь между социально-психологическим климатом и эффективностью деятельности организации – одна из основных проблем, которые решают менеджеры разных уровней, можно сказать, что это постоянная задача, решаемая ими.

Поэтому важное значение имеет знание основных параметров социально-психологического климата, которые разрабатывались как отечественными, так и зарубежными исследователями. [19]

Как показывает современная практика, социально-психологический климат является одной из базовых основ жизнедеятельности коллектива и всей организации в целом. Создание благоприятного трудового климата способствует как формированию благоприятных условий труда, повышению уровня производительности и качества выпускаемой продукции, так и способствует сплочению коллектива, закреплению положительных отношений между сотрудниками и снижению конфликтного поведения между работниками.[20]

Это подтверждается данными статистики Федерации профсоюзов ЮФО (в нее входят 810 тыс. чел. из 45 профсоюзов разных отраслей). Так, по итогам 2013 г. число трудовых конфликтов на предприятиях Южного федерального округа резко увеличилось. Если в 2012 г. к ним поступило 1 850 жалоб, то в 2013 г. уже 2 991, с личными обращениями было принято более 15 тыс. сотрудников. [21]

Чаще всего конфликты между работниками и работодателем возникали ввиду неуплаты вовремя заработной платы, а также из-за напряженных отношений внутри коллективов департаментов организаций. [22]

Как показывает практика, несмотря на сложность структуры социально-психологического климата, именно он является основой жизнедеятельности как личности, так и всей организации в целом.

Создание благоприятного трудового климата есть создание благоприятных условий труда, повышение уровня производительности и качества выпускаемой продукции, между тем он способствует сплочению коллектива и закреплению положительных отношений между сотрудниками.

Значимость социально-психологического климата в контексте проведения организационных изменений может определять как целостность коллектива, показатель состояния явлений и социальных процессов, уровень вовлеченности участников коллектива в рабочий процесс, общее состояние психологической обстановки, уровень потенциала личности и всего коллектива. [23]


Результаты опроса показывают, что наиболее актуальными и востребованными мерами, улучшающими состояние социально- психологического климата, являются мероприятия по обучению персонала, в первую очередь через проведение тренингов и развитие корпоративной культуры. Другими словами, обучение приобретает системный контекст с такими свойствами, как открытость и самоорганизация. [24]

Таким образом, обеспечение благоприятного социально-психологического климата играет важную роль при проведении организационных изменений, в том числе в рамках стратегического управления персоналом.

В этой связи основной задачей, стоящей перед руководителями, является устранение барьеров между руководством и работниками, повышение сплоченности коллектива: следует развивать организационные изменения и повышать положительность социально- психологического климата в коллективе. [25]

2.2. ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ - СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ

Главные резервы эффективности деятельности трудового коллектива представлены в его социально - психологическом климате, который определяет совокупность ценностей, 87 стереотипов, правил, норм поведения, способов коллективных отношений, совместной деятельности и распределение ролей между членами трудового коллектива.[26]

Социально - психологический климат трудового коллектива являет собой интегрально - качественную характеристику социальных взаимоотношений организации. Психологический климат есть важная характеристика коллектива, являющаяся показателем уровня развития и потенциальных возможностей самоуправления и достижения целей в выполняемой деятельности.

Особенности социально - психологического климата видны в таких групповых эффектах, как настроение членов коллектива, характер межличностных взаимоотношений, самочувствие и оценка условий работы и жизни в трудовом коллективе. [27]

Социально - психологический климат – это преобладающий психологический настрой членов коллектива, проявляющийся во всех многообразных формах их жизнедеятельности.

Главной целью формирования благоприятного социально - психологического климата является создание социально - психологических условий жизнедеятельности трудового коллектива. В качестве результата формирования благоприятного социально - психологического климата выступает высокая сплоченность коллектива и уровень развития межличностных контактов, активное участие коллектива в управлении производством и общественными делами, их сотрудничество и взаимопомощь, высокая продуктивность коллективной работой, взаимная доброжелательность, защищенность личности в коллективе.[28]