Файл: Статус нотариуса . . ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

4. Сдача квалификационного экзамена

5. Получение лицензии

6. Поиск округа

7. Процедура утверждения на должность. Чтобы начать голосование должно быть не менее 2\3.

Выбрать должны 50% +1 голос одного кандидата. Меньше нельзя.

8. Утверждение кандидатуры МинЮста.

9. Получение печати.

Вопрос ответственности за вред, причиненный гражданину или юридическому лицу, для государственного нотариуса и нотариуса, занимающегося частной практикой, решается по разному.

Если частный нотариус разгласил сведения умышленно (например, открыл тайну завещания) или совершил нотариальное действие, противоречащее законодательству, он обязан по решению суда возместить причиненный ущерб.

Возмещение материального ущерба возможно двумя способами. Первый - из средств страхования нотариальной деятельности. Каждый частный нотариус обязан застраховать свою деятельность. Без заключения договора страхования он не вправе выполнять обязанности нотариуса. Минимальная сумма страхования - сто минимальных размеров оплаты труда.

Если действие нотариуса неумышленное, ущерб в первую очередь возмещается в размере страховой суммы. Если ущерб превышает эту сумму, второй источник возмещения - собственное имущество нотариуса. В случае умышленного действия нотариус возмещает ущерб полностью из своего кармана. Кроме того, у него могут отобрать лицензию. Государственный нотариус несет дисциплинарную, гражданскую или уголовную ответственность в зависимости от тяжести правонарушения. Причиненный вред должен быть возмещен из государственного бюджета, однако на практике это сделать очень сложно.

Глава 2. Проблемы и пути совершенствования правового статуса нотариуса

Остановим свое внимание на наиболее проблемных вопросах, связанных с определением обязанности нотариуса не разглашать нотариальную тайну и, соответственно, ответственности за разглашение такой информации. Согласно ч. 3 ст. 16 Основ нотариус обязан сохранить в тайне сведения, которые стали ему известны при осуществлении удостоверительной профессиональной деятельности. В зависимости от ущерба, причиненного обратившимся за нотариальным удостоверением лицам, ответственность может быть либо административной, гражданской либо уголовной. Однако соблюдение нотариусом обязанности предоставлять сведения о нотариальных действиях по запросу определенного круга государственных органов, таких как налоговые органы, органы прокуратуры и следствия, адвокатские образования, и соблюдение обязанности не разглашать нотариальную тайну на практике ведет к конфликту частноправовых и публичных интересов. Вышеперечисленные органы, зачастую превышая свои полномочия, требуют предоставления информации, относящейся к нотариальной тайне.


Решением проблемы может служить унификация и приведение к единообразию:

- норм Налогового кодекса [1], предусматривающего «право налоговых органов требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, сборов»;

- норм ФЗ «О прокуратуре РФ» [6], согласно которым «прокурор имеет право требовать представления необходимых документов, должностные лица органов прокуратуры направляют в адрес нотариусов требования о необходимости ежемесячного предоставления информации о лицах, получивших нотариально удостоверенные доверенности на право распоряжения жильем», тогда как статьей 5 Основ законодательства РФ о нотариате предусмотрено, что справки о совершенных нотариальных действиях представляются в органы прокуратуры в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами;

- норм ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» [4], согласно которому адвокат «имеет право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций», тогда как в статье 5 Основ не предусмотрено право указанных субъектов на получение сведений о совершенных нотариальных действиях.

Проблемным также остается вопрос об обязанности предоставлять в соответствующие органы сведения о легализации доходов, которые получены преступным путем, также сведения о финансировании терроризма. Эта обязанность закреплена в ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [3]. Однако следует отметить, что возложение вышеназванной обязанности носит противоречивый характер, так как суждение нотариуса о правонарушениях или преступлениях носит скорее субъективный характер, нежели объективный. Наряду с обязанностью, законодательно закреплена и ответственность нотариуса в виде возмещения убытков, в случае если информация, предоставленная им, не подтвердится, и в случае если за передачей сведений последуют иски о возмещении морального вреда со стороны заинтересованных лиц.

Таким образом, резюмируя вышесказанное относительно вопросов предоставления сведений по запросам органов власти и других заинтересованных лиц и вопросов, касающихся защиты нотариальной тайны, следует отметить, что некоторые органы власти в своей деятельности не должны превышать законодательно закрепленные полномочия. Для этого, как и было отмечено, необходимо устранить коллизии в законах, регулирующих действия различных органов, и законах, регулирующих нотариальную деятельность. Необходимо также детально проработать механизм защиты информации, доверенной нотариусу.


Что касается ответственности нотариусов, то в Основах есть определенные разграничения этой ответственности в зависимости от правового статуса государственного нотариуса или нотариуса, занимающегося частной практикой. В соответствии с нормами Основ законодательства РФ о нотариате частнопрактикующий нотариус несет полную имущественную ответственность за неправомерные действия по удостоверению либо за неправомерный отказ от совершения определенного действия. При возмещении имущественного вреда за счет принадлежащего нотариусу имущества учитываются следующие элементы состава правонарушения: наличие ущерба, причинная связь между действиями или бездействиями нотариуса и ущербом и, наконец, вина нотариуса, которая выражается в форме умысла или неосторожности. Относительно вины нотариуса существует ряд противоречивых мнений различных авторов. Примечательным в этом плане является мнение заместителя Председателя Верховного Суда РФ В. М. Жуйкова, который предположил, что «если возложить на нотариуса ответственность за невиновные действия и взыскивать с него в пользу потерпевшего определенные суммы в любом случае, то это было бы равно ответственности судьи за каждый приговор или решение, которые отменены. Тогда мы лишились бы и судей, и нотариусов. Никто бы не согласился работать в такой ситуации, когда уже заранее у тебя дрожат руки от страха ответственности...» [9, с. 33].

Реформирование нотариальной системы, которое проводится в настоящее время, затрагивает в том числе и вопросы правового статуса нотариуса. Ужесточение ответственности нотариуса за вред, причиненный юридическим и физическим лицам, выделяется в самостоятельное направление развития и совершенствования законодательства по регулированию нотариальных правоотношений. Согласно Основам законодательства РФ о нотариате предусмотрена полная имущественная ответственность за счет страховой суммы, личных сбережений и личного имущества. Факт причинения нотариальными действиями или необоснованным отказом от совершения действий должен устанавливаться в судебном порядке, в этом случае возмещение будет производиться из страховой суммы. В случае если причинение ущерба является умышленным, то страховое возмещение предполагается не из страховой суммы, а из собственных средств нотариуса или гарантийной кассы. В соответствии с новым проектом закона планируется увеличить размер страховой суммы в несколько раз, кроме основного страхования планируется дополнительное коллективное страхование Нотариальными палатами субъектов и Федеральной нотариальной палатой. Видится необходимым усовершенствование порядка индивидуального и коллективного страхования нотариуса. В соответствии с Основами страхование ответственности нотариусов предусматривалось сроком на 1 год. В связи с длительным характером выявления нотариальных ошибок данный срок был нелогичным и не соответствовал реалиям. В проекте закона «О нотариате и нотариальной деятельности в РФ [2] проблема решена – страхование предусмотрено на весь период нотариальной деятельности. «В этой связи проект предусматривает единственный вид страхования – на весь период нотариальной деятельности, а механизм такого обязательного страхования должен быть регламентирован специальным федеральным законом об обязательном страховании риска профессиональной ответственности нотариуса по аналогии с обязательным страхованием автогражданской ответственности» [7, с. 10]. Также, по образу ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» [5], необходима разработка и внесение на рассмотрение Государственной Думы РФ специального федерального закона, регулирующего обязательное страхование риска профессиональной ответственности нотариуса. В случае если будет установлен факт умышленного введения в заблуждение нотариуса со стороны клиента или обмана, то возмещения, разумеется, не предполагается. В случае если сделка будет признана недействительной, а факт отступления от правил нотариального производства не доказан, возмещения также не будет. Таким образом, можем заключить, что законодателем в концепции проекта федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» сделаны некоторые попытки по ужесточению ответственности нотариуса. Однако фактически нотариус все же не будет брать на себя ответственность за ненадлежащую проверку «юридической чистоты» гражданско-правовой сделки.


Также хочется отметить, что понятие ущерба как такового отсутствует в нотариальном законодательстве, отсутствует и механизм определения размера этого ущерба. В связи с этим целесообразным видится конкретизация понятия ущерба указанием на строго определенные виды расходов, подлежащих возмещению. Представляется, что к таким расходам, например, относятся расходы, которые понес гражданин или юридическое лицо вследствие неправомерных действий либо бездействий нотариуса, и не относится упущенная выгода обращающихся к нотариусу сторон. Также необходимо законодательно закрепить механизм определения размера ущерба, причиненного в результате неправомерных действий нотариуса.

Дискуссионным остается и вопрос относительно возмещения нотариусом морального ущерба, который причинен обратившимся за нотариальным удостоверением. Анализ различных точек зрения позволяет прийти к выводу, что размер морального вреда должен определяться в каждом конкретном случае в судебном порядке.

В статье 12 Основ законодательства РФ о нотариате упоминается термин «дисциплинарный проступок» нотариуса, но этот термин не раскрывается ни в Основах, ни в других нормативных источниках, регулирующих нотариальную деятельность. Не регламентируются также виды дисциплинарных взысканий, не описан механизм привлечения нотариуса к ответственности за совершение дисциплинарного проступка.

Заключение

В рамках данной курсовой работы была поставлена цель и ряд задач, которые необходимо было раскрыть.

Рассмотрев ответственность нотариусов, пришли к выводу, что в Основах есть разграничения ответственность в зависимости от статуса (государственный или частный). Тогда как частный нотариус несет имущественную ответственность.

Основной перечень прав нотариуса зафиксирован в ст. 15 Основ законодательства РФ о нотариате . Наряду с правами, обязанности нотариуса также зафиксированы в Основах и подзаконных актах. Определение прав, обязанностей и ответственности нотариуса является дискуссионным вопросом.

Важным проблемным вопросом, который необходимо решить – это неразглашение нотариальной тайны. Предлагаем решить путем унификации и приведением к единому образу нормы Налогового кодекса, нормы ФЗ «О прокуратуре», норм ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».

В арсенале современного нотариуса имеется такое нотариальное действие как осмотр письменных доказательств в сети интернет, в электронной почте, на мобильном телефоне, результатом чего является составление протокола осмотра. Увеличение числа судебных споров о защите чести и достоинства, о нарушении авторских прав, о распространении сведений и информации, порочащих честь и достоинство, непосредственно связано с интернетом. Для того чтобы зафиксировать информацию, содержащуюся в мобильной и электронной переписке, на страницах интернета, необходимо обратиться к нотариусу с заявлением. Нотариус осмотрит, зафиксирует сведения и составит протокол, который и будет являться в суде доказательством. Такое доказательство является допустимым и достоверным. Суды принимают такие документы, а в некоторых случаях рекомендуют обратиться к нотариусу, чтобы зафиксировать информацию, ведь она может быть удалена и виновные в её распространении уйдут от ответственности.


С 21 октября 2014 года Основы законодательства о нотариате дополнены новым нотариальным действием – удостоверение тождественности собственноручной подписи инвалида по зрению с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи. Такое нотариальное действие призвано способствовать большей доступности услуг, оказываемых инвалидам по зрению, и позволит им самостоятельно реализовывать свои права.

Подводя итог, можно сказать, что нотариус, занимающийся частной практикой, обеспечивает беспристрастную и квалифицированную юридическую помощь, надлежащее оформление и закрепление прав, правовую достоверность, доказательность, юридическую чистоту сделок и профессиональные гарантии, главная из которых – это полная имущественная ответственность частнопрактикующего нотариуса. В любом случае, при обращении к нотариусу за любым нотариальным действием, вы можете быть уверены - нотариальный документ надежно закрепляет права и интересы, защищает от юридических рисков. Таким образом, права и интересы становятся защищенными, а правоотношения - предсказуемыми.

Список использованной литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изменениями на 29.12.2014) (редакция, действующая с 01.01.2015) // СПС Консультант Плюс
  2. Проект Федерального закона "О нотариате и нотариальной деятельности" (подготовлен П.В. Крашенинниковым, А.Г. Архиповой, А.В. Егоровым, Л.Ю. Михеевой, Д.В. Новак, Е.Л. Поветкиной, Е.В. Тычинской; при содействии А.А. Громовой, Р.С. Бевзенко, И.Б. Мироновой, Ю.В. Старцевой, Н.В. Тололаевой) (ред. до внесения в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 09.10.2013) // СЗРФ. 1992. № 13.
  3. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.03.2016) // СПС Консультант Плюс
  4. Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 13.07.2015) // СПС Консультант Плюс
  5. Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // СПС Консультант Плюс
  6. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 28.11.2015) "О прокуратуре Российской Федерации"
  7. "Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 29.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // СПС Консультант Плюс
  8. Приказ Минюста России от 29.06.2015 N 151 "Об утверждении Порядка прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса" (вместе с "Порядком прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса", утв. решением правления ФНП от 18.05.2015, приказом Минюста России от 29.06.2015 N 151) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2015 N 37823)
  9. Жуйков В. М. Нотариат как институт превентивного правосудия: общие цели, принципы и полномочия // Российская юстиция. М.: Статут, 1998. № 6. С. 33-34.
  10. Черемных Г. Г. Комментарий к проекту федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» // Нотариус. М., 2010. № 1. С. 3-10.
  11. Черемных Г. Г. Нотариат и нотариальное право России: учебное пособие / под ред. Г. Г. Черемных. М.: Норма, 2007. - 410 с.