Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета ( Понятие и сущность бухгалтерского учета ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В последние годы пользователи проявили заинтересованность в расширении снимающих неопределенность и уменьшающих рискованность раскрытиях, а СМСФО (а именно, Комитет по интерпретациям) был готов конкретизировать учетно-отчетные правила в этой области. Предлагалось в МСФО (IAS) 1 ввести раздел о непрерывности деятельности, освещающий вопросы подготовки, признания наличия значительных неопределенностей и раскрытия информации с подробным указанием всех необходимых сведений, которые следовало включить в отчетность.

Для помощи предприятию при выявлении факта существования значительных неопределенностей было сочтено необходимым привести перечень соответствующих факторов, проиллюстрированных примерами. Однако предложение по внесению подобных изменений в МСФО (IAS) 1 так и не было принято в 2013 году, а в 2014 году СМСФО прекратил работу по теме, касающейся принципа непрерывности деятельности.

Внимание данному вопросу было уделено разработчиками ГААП США. Совет по стандартам финансового учета (ССФУ FASB) в 2014 году изучал вопросы выявления неопределенностей, способных повлиять на невыполнение принципа непрерывности деятельности. В ГААП США в отношении данного принципа в ситуации, когда ликвидация экономического субъекта не является неизбежной, но есть значимые факты, указывающие на возможность прекращения функционирования, принято требовать от предприятия дополнительных раскрытий информации, разъясняющих пользователям, каким образом предприятие будет предотвращать ликвидацию (неизбежность ликвидации приводит к необходимости применения принципа ликвидации). Предприятиям рекомендуется действовать по следующей схеме:

  1. Выявление серьезных проблем и неопределенностей;
  2. Разработка мер по противодействию прекращения деятельности;
  3. Достоверное и полное сообщение в финансовой

отчетности сведений о первом и втором шаге.

Проблема выполнения допущения о непрерывности деятельности в России имеет отношение ко всем типам предприятий: к крупным, средним и малым, торговым, промышленным, сельскохозяйственным, кредитным.

Таким образом, для повышения прогнозной ценности финансовой отчетности в ней следует более полно и структурированно представлять сведения, подтверждающие действие допущения о непрерывности деятельности. Российским компаниям целесообразно в сложившихся экономических условиях расширить раскрытия, требуемые, согласно МСФО, за счет выполнения рекомендаций ГААП США для описания области, связанной с допущением о непрерывности деятельности, а в перспективе в РСБУ целесообразно усовершенствовать эти рекомендации с учетом особенностей экономической ситуации.


В отчетности, на наш взгляд, должен присутствовать отдельный пункт — допущение о непрерывности деятельности, — позволяющий составить представление о том, почему компания считает, что допущение выполняется; какие имеются проблемы; какие пути их решения выбраны. То есть до пользователя должны быть доведены результаты расширенного SWOT-анализа непрерывности деятельности.

Возможно, затраты на формирование отчетности в этом случае несколько возрастут, но полагаем, что такой анализ создает информационную платформу для повышения эффективности управления предприятием и необходим управляющим не меньше, чем пользователям отчетности. Кроме того, важным направлением будущих исследований в области допущения о непрерывности деятельности является изучение влияния на его применение модели учета по исторической стоимости и модели учета по справедливой стоимости, а также виртуализации отчетности[12].

Следующая задача — завоевать доверие пользователей. Решение данной задачи необходимо для того, чтобы в условиях ВТО (а также и в условиях современной экономической ситуации) предприятие могло повысить свою инвестиционную привлекательность и тем самым получить конкурентное преимущество. Для этого в случае третьего варианта необходимо при создании правил учета (изменении старых на новые) сочетать:

  • простоту, которая требуется для правильного выполнения и понимания, со сложностью, диктуемой задачей как можно более достоверного отражения реальной деятельности предприятия, отнюдь не являющейся простой;
  • стабильность правил с требованием их постоянного изменения;
  • ограниченность информационного объема отчетности с необходимостью для лучшего понимания ситуации приводить детальные разъяснения;
  • создание единых правил формирования отчетности для всех отчитывающихся субъектов с присущей им индивидуальностью, которую априори невозможно описать единым правилом.

Еще одной не менее важной задачей является обеспечение достоверности отчетных данных. Данная задача должна решаться как на уровне составителей отчетности, так и на уровне ее аудита. Чтобы российские предприятия могли использовать финансовую отчетность в качестве инструмента успешного ведения конкурентной борьбы, она должна реально отражать ситуацию. Решение этой задачи требует не только эффективного внешнего аудита, но и действенной постоянной работы служб внутреннего аудита. Для получения достоверной учетной информации требуются:


  • соответствующие принципы и правила учета и отчетности;
  • осознанная менеджментом и собственниками необходимость следовать данным правилам;
  • реально независимый и качественный аудит отчетности.

Во всех трех случаях также необходимо решение задачи с увеличением раскрытий в отчетности, которые принято называть нефинансовыми. Эти раскрытия должны с одной стороны дополнить финансовую отчетность, позволить увидеть предприятие с разных сторон его деятельности. Любому предприятию для победы над конкурентами выгодно довести до сведения возможных инвесторов и партнеров свои сильные стороны. Предприятие должно, по крайней мере, дать информацию о своих действиях в области социальной ответственности, экологической политики, инноваций[13].

Такая информация должна быть структурирована определенным образом. Хотя подобные задачи уже довольно давно находятся в центре внимания экономического (и в том числе научного) сообщества, они до сих пор не нашли однозначного решения. Соответственно, целесообразно при третьем варианте разработать стандарт по раскрытию дополнительной информации. В условиях кризисных явлений значимость подобных сведений не уменьшается, именно в этот момент новое предприятие имеет возможность заложить основы своей деловой репутации, а старое — улучшить ее.

В третьем случае развития учета наиболее актуальной является задача использования для формирования отчетной информации оценки по справедливой стоимости. Как отмечается в МСФО (IFRS) 13, эта оценка основана на рыночном подходе и делает возможным корректное сравнение финансового положения и результатов деятельности различных предприятий инвесторами.

Справедливая стоимость отличается от оценки самой компании. В МСФО справедливая стоимость определяется как оценка рынком и не учитывает специфику компании. Если бы предприятие само устанавливало цену, по которой оно могло бы реализовать актив (передать обязательство), оно должно было бы принимать во внимание свои условия[14].

В МСФО (IFRS) 13 требуется исходить именно из рыночной ситуации. Первое, что следует сделать, — это выявить основной (или наиболее выгодный) рынок, на котором предприятие может свободно осуществить продажу. В МСФО (IFRS) 13 отмечено, что «поскольку различные предприятия (и направления бизнеса в рамках таких предприятий), осуществляющие различные виды деятельности, могут иметь доступ к различным рынкам, основные (или наиболее выгодные) рынки для одного и того же актива или обязательства могут быть разными для различных предприятий (и направлений бизнеса в рамках таких предприятий). Следовательно, основной (или наиболее выгодный) рынок (и, соответственно, участников рынка) необходимо рассматривать с точки зрения предприятия, учитывая, таким образом, различия между и среди предприятий, осуществляющих различные виды деятельности».


Таким образом, показав разные суммы в качестве справедливой стоимости одного и того же объекта, предприятия отражают свою реальную деятельность в условиях рынка. В условиях острой конкурентной борьбы, характерной для деятельности в глобализированной экономике, особенно при кризисных явлениях, важно, что в отчетности будут показаны оценки, являющиеся справедливыми именно для данного предприятия.

Важным также является и то, что правилами МСФО (IFRS) 13 установлен для определения справедливой стоимости приоритет основного рынка, а не наиболее выгодного. В пункте 16 МСФО (IFRS) 13 описана следующая последовательность при сборе информации для нахождения справедливой стоимости:

  • обращение к основному для данного актива или обязательства рынку;
  • при отсутствии основного рынка к наиболее выгодному для данного актива или обязательства рынку.

Поэтому, хотя может существовать и более выгодный рынок, пользователю будет представлена оценка, отражающая обычную для предприятия ситуацию, а поэтому наиболее вероятная[15].

В кризисных условиях оценка по справедливой стоимости наиболее точно отражает состояние дел, и именно она востребована пользователями, и именно она необходима для принятия управленческих решений менеджментом предприятия. В то же время могут возникать сложности с ее определением в ситуации сильной волатильности рынков.

Соответственно, требуется дальнейшая работа над методологией и методикой определения справедливой стоимости. Эта задача должна решаться бухгалтерами в тесном контакте с финансовыми аналитиками, участниками фондовых и товарных рынков, аудиторами и представителями различных форм и видов бизнеса. Данную задачу можно выделить как самостоятельную и рассматривать в рамках более широкой задачи — совершенствования оценки учетных объектов как в финансовом, так и в управленческом учете.

Все задачи следует решать во взаимной увязке и тесном контакте с пользователями отчетности, прежде всего аналитиками, аудиторами, представителями различных бизнес-структур.

2.2 Функции бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет представляет собой систему непрерывного и взаимосвязанного отображения экономической информации об отдельном хозяйствующем субъекте с целью управления и контроля за финансовой хозяйственной деятельностью.


В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402- ФЗ (действующая редакция, 2016) определены основные задачи бухгалтерского учета:

  1. формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении;
  2. обеспечение необходимой информацией внутренних и внешних пользователей для принятия решений;
  3. предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов.

Основными функциями бухгалтерского учета, которые реализуются в системе управления, являются: контрольная, информационная, обеспечения сохранности собственности, обратной связи, аналитическая.

  1. Контрольная функция

В условиях совершенствования управления, наличия различных форм собственности, формирования рыночных отношений происходит усиление контрольной функции бухгалтерского учета благодаря совершенствованию его форм и методов, использованию зарубежного опыта, широкому внедрению вычислительной техники, использованию возможностей автоматизированных рабочих мест бухгалтера, экономиста, аналитика.

Наличие различных форм собственности, расширение прав предприятий не означают, что в народном хозяйстве должен быть ослаблен финансовый контроль, контроль за затратами на производство и реализацию продукции, выполненных работ и оказываемых услуг. Наоборот, работники учетного аппарата, контрольно-ревизионных служб, банков, аудиторских фирм, налоговых инспекций, опираясь на новые методы хозяйствования, должны осуществлять действенный контроль за использованием различных видов ресурсов.

С помощью специальных приемов и способов бухгалтерского учета ведутся три вида контроля:

  • предварительный - до совершения хозяйственной операции;
  • текущий - во время осуществления операции;
  • последующий - после ее совершения.

Контроль осуществляется по следующим направлениям:

  • выполнение планов (программ) по объемам выработанной, отгруженной и реализуемой продукции; обеспечение сохранности собственности предприятия;
  • использование основных средств, амортизационных отчислений, ремонтного фонда;
  • формирование финансовых результатов деятельности предприятия (прибыль, доход, убыток);
  • снижение затрат, связанных с формированием выпущенной и реализованной продукции;
  • создание и использование фонда риска (резервов по сомнительным долгам);
  • финансовое состояние предприятия, а также информация о предприятиях-конкурентах;
  • формирование прибыли, подлежащей налогообложению, и прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, ее использование;
  • составление финансовой и другой отчетности (по запросам собственников) и т.д.