Файл: Сетевая форма организации бизнеса на примере деятельности ООО «Oriflame».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 109

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Традиционные формы организации бизнеса в 21 веке все сильнее и чаще проявляют свои несовершенства, в сложившихся условиях на рынке. От компаний нового тысячелетия требуется большая независимость действий и скорость в принятии важных сточки зрения компаний решений. К тому же обратная связь товаропроизводителя с потребителем хоть и существует, но она весьма условна, так как используются либо устаревшие и неэффективные каналы коммуникации и инструменты маркетинга, либо они не способны в полной мере оценивать состояние рынка, его потребности.

Сетевой маркетинг во многом отвечает требованиям нового времен и позволяет решить многие структурные проблемы в экономике конкретной страны и всей мировой экономики в целом. Такие проблемы как безработица, низкая деловая активность и мобильность населения и т.д.

Работа в сетевом маркетинге является одной из форм частного предпринимательства. Для начинающих предпринимателей сетевой маркетинг может быть удобен тем, что для открытия бизнеса не требуется крупных финансовых вложений.

Сетевые компании лучше переживают локальные и глобальные экономические кризисы, чем традиционный бизнес. Трудности могут возникать только у тех компаний, которые работают в сфере финансовых услуг или реализуют товары премиум-класса. В период кризиса может наблюдаться даже увеличение интереса к сетевому бизнесу – люди стараются подстраховать себя от полной потери постоянного дохода, не имея большой уверенности в том, что они не в зоне риска, и нередко приходят в сетевой маркетинг.

Предметом – форма организации сетевого бизнеса исследуемого предприятия.

Объектом курсовой работы является ООО «Орифлейм».

Целью работы является проведение исследовательской работы в сфере сетевого бизнеса.

Задачи курсовой работы:

- проанализировать возникновение, особенности и значение сетевого маркетинга как бизнеса

- охарактеризовать особенности сбыта продукция сетевого бизнеса;

- провести анализ сетевого бизнеса на примере ООО «Орифлейм».

Основными методами исследования, применяемыми в данной работе, являлись монографический метод (анализ научной и учебной литературы), аналитический метод (анализ и обобщение данных средств массовой информации и официальных отчетов), логический (формулировка выводов и заключений на основе полученной информации) и другие методы.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования выводов в деятельности ООО «Орифлейм».


Глава 1 Сетевой бизнес как форма предпринимательской деятельности

1.1 Развитие сетевых бизнес- структур в современных условиях хозяйствования: теоретический подход

В последние годы все большее внимание со стороны российских и зарубежных ученых стало уделяться исследованию феномена сетевой организации экономической деятельности, обусловленной глобализацией бизнеса и усилением международной конкуренции, ускорением процессов обновления технологий и их проникновения через границы отраслей и государств, а также в целом возрастанием неопределенности бизнес-среды, требующей нетрадиционных методов адаптации к ней. [14, С. 25]

Именно вопросам исследования важных проблем организации управления сетевыми бизнес-структурами они и посвятили свои научные труды. [7, С. 38]

Очень важным является вопрос о совпадении и, в то же время, принципиальных различиях экономического содержания, структуры и ролевых функций таких субъектов предпринимательской деятельности, как «корпорация» и «сетевое предприятие». Исследование этого аспекта в общей проблеме управления инвестиционной деятельностью сетевого предпринимательства является базовым условием для выявления преимуществ сетевых структур в ведении бизнеса, а в частности, в наращивании и использовании их инвестиционного потенциала. [10]

В условиях непрерывных и масштабных изменений каждый экономический субъект создает вокруг себя сообщество подобных ему субъектов, отвечающих неким критериям, что можно объяснить его стремлением защитить свои интересы и повысить эффективность преумножения имеющихся у него ресурсов. Так образуются устойчивые группы экономических субъектов, связанных между собой самыми разными элементами (сети). Ключевыми связующими элементами участников сети являются: исторически сложившиеся персональные обязательства и взаимная заинтересованность, участие в капитале и бизнесе компаний, рыночная и технологическая зависимости, доступ к административному ресурсу. Особое внимание при изучении сетевых форм взаимодействия участников экономических отношений уделяется конкурентоспособности производимых ими отдельных товаров или видов продукции и меньшее — повышению конкурентоспособности организаций как хозяйствующих субъектов. [15, С. 63]


Следует выделить некоторые теоретические положения, касающиеся основных понятий рассматриваемой проблемы.

В последние десятилетия сетевой принцип организации стал одним из символов общемировых революционных изменений в управлении конкурентоспособными компаниями. Его суть состоит в замене многоуровневых иерархий кластерами фирм или специализированных бизнес-единиц, которые координируются рыночными механизмами вместо административных. [13, С. 124]

При этом заказ видов деятельности на стороне зачастую понимается как более рациональный по сравнению с вертикальной интеграцией сценарий развития фирмы. Быстрое распространение сетевого принципа организации бизнеса, независимо от размера, отраслевой и национальной принадлежности проводящих его корпораций, позволяет утверждать, что вряд ли «какая-либо отрасль когда-нибудь вернется к тому типу конкуренции, в которой могут выжить фирмы, являющиеся традиционными пирамидальными организациями». [16, с. 38]

Межорганизационные отношения, появившиеся в 1960-е годы, в последней четверти XX в. стали приобретать новое качество, обусловившее большой интерес к ним специалистов в области стратегического управления. С одной стороны, устойчивые и долгосрочные объединения с двумя и более участниками перестали быть экстравагантным или ситуационным управленческим решением, а с другой — во все большем числе отраслей выживание во внутринациональной и международной конкуренции стало зависеть от участия в подобных альянсах, иногда сводивших вместе традиционных соперников. [12, С. 102]

Создаваемые сетевые фирмы отказывались от экономического роста путем вертикальной интеграции и вместо этого создавали альянсы с независимыми поставщиками или дистрибьюторами на всем протяжении своей стоимостной цепочки. Данная тенденция соответственно породила множество межорганизационных форм, а именно, стабильные и динамические сети; стратегические альянсы; различные партнерства, создающие дополнительную стоимость; глобальные рыночные матрицы и т.д. [12, С. 35]

Передовые работы Р. Майлза, Ч. Сноу, Г. Торелли, К. Имаи и Х. Итами, в которых была сделана попытка рассмотреть закономерности развития и основные характеристики сетевых межфирменных структур в контексте экономических проблем стратегии бизнеса, были выполнены уже в первой половине 1980-х годов. К началу 1990-х годов стало появляться много научных работ по общим вопросам сетевых структур и их разновидностям; научному статусу проблемы сетевых организаций способствовало также то, что им было отведено особое место в работах известных авторов в вопросах общих тенденций современного менеджмента. В нашей стране интерес к такого рода «предпринимательским сетям» впервые был проявлен в те же годы, когда общепризнанным стал целый ряд достоинств сетевой межфирменной организации. [12, С. 37]


Она позволяла, во-первых, снижать удельные затраты и инвестиции, необходимые для быстрого создания новых продуктов и выхода с ними на рынок, и, во-вторых, направлять ограниченные ресурсы компаний на создание и поддержание конкурентного преимущества. Несомненным остается также то, что «модульные» компании могли быть эффективными только при удовлетворении двух условий, а именно, отлаженного сотрудничества с поставщиками и правильного выбора специализации. В то же время рост числа публикаций в те годы сначала не свидетельствовал о создании теории сетевой организации и не давал четкого ответа на главный вопрос: относится ли термин «сетевая» к определенным характеристикам любой эффективной организации или к особой организационной форме?

Американские авторы справедливо отмечают, что сетевая модель организации бизнеса предполагает наличие избранного, устойчивого и структурированного круга автономных фирм, вовлеченных в создание товаров и услуг на основе подразумеваемых и бессрочных контрактов, способствующих адаптации к непредвиденным обстоятельствам окружающей среды, а также координации и защите меновых сделок [4, с. 50].

Многочисленные эмпирические исследования выявили наличие в сетевых структурах устойчивых межфирменных взаимосвязей, возникавших как на промышленных рынках, так и на активно растущих рынках услуг [14, с. 50]. Эти взаимоотношения, в которых цены были лишь одним из нескольких важных элементов механизма координации, отличались комбинированием, сочетанием ресурсов, согласованием целевых установок партнеров, обменом ими информацией и другими непривычными принципами хозяйствования. Главной причиной, побудившей интерес к последним, стала острая потребность в серьезном изучении истоков конкурентоспособности сетевых компаний.

Сетевой подход в маркетинге рассматривал его как, во-первых, интерактивный процесс в социальном контексте, краеугольным камнем которого являются конструирование взаимодействий с набором поставщиков, конкурентов и потребителей и управление ими; во-вторых, непрерывный во времени процесс таких взаимоотношений; в-третьих, процесс, в успех которого важный вклад вносят представители различных функциональных подразделений компании, а не только маркетологи.

Наиболее интересной и масштабной работой, в которой в действительности анализируются глобальные трансформации в обществе в терминах сетевых структур, является книга М. Кастельса. В ней автор называет современное общество обществом сетевых структур, при этом он подчеркивает их всеобъемлющий и определяющий характер. [19, С. 18]


В соответствии с позицией теоретиков нового течения в маркетинге Х. Хаканссона и Я. Йохансона, сети представляют собой наборы взаимосвязанных меновых отношений, которые имеют альтернативные структуры управления в зависимости от внутренних сил («нормы» и «интересы») и сил внешних (общих и специфических), влияющих на участников таких отношений. Но данное определение относится к сетям, не имеющим границ, и методологически это означает ориентацию в исследованиях на постоянно расширяющиеся сети, вследствие чего возникает вопрос о пределах их эффективности.

Таким образом, значительные исследования конкретных примеров сетевых структур, причины их возникновения и основные характеристики позволяют сделать вывод, что новая форма экономической организации — это не случайность в практике бизнеса. При этом весьма размытыми и не до конца понятными оставались даже предлагавшиеся определения сетевой организации. [10, С. 36]

Большинство ученых-экономистов под сетевым предприятием понимают совокупность предприятий и организаций, сохраняющих статус отдельных хозяйствующих субъектов, но объединенных целями, функциями, обязательствами при наличии единого координационного центра.

Сетевая структура как организационная форма управления компанией — это новый этап в известной эволюции организационных структур управления фирмой.

К главным особенностям сетевой организационной структуры управления фирмой можно отнести то, что местом ее возникновения являются глобальные изменяющиеся рынки, где компании должны постоянно заниматься разработкой товаров и услуг, а также еще то, что смысл механизма ее функционирования состоит в агрегировании фирмой-брокером временных структур, предполагающих обмен информацией между участниками в качестве основы координации и доверия.

К общим отличиям сетевых структур от вышеуказанных типов организации стоит отнести то, что они предполагают не сосредоточение в рамках одной фирмы всех активов, необходимых для создания продукта, а использование коллективных активов нескольких фирм, расположенных на разных стадиях стоимостной цепочки. Более того, следует отметить, что сети полагаются больше на рыночные механизмы, чем на административные процессы в управлении потоками ресурсов. При этом различные участники сетей признают свою взаимозависимость и стремятся обмениваться информацией, кооперироваться и делать свои продукты уникальными. Новые сетевые структуры бизнеса характеризуются активным поведением с целью улучшения конечного продукта или услуги, а не просто выполнение контрактных обязательств. [23, С. 14]