Файл: Цели и задачи налогового учета ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 94

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в главе 25 НК РФ налоговый учет лишь получил юридическое закрепление, и с ее принятием появилось официальное требование создания налоговой учетной системы на предприятии.

На данный момент времени существуют два понимания «налогового учета» - в широком и в узком смысле. Налоговый учет в узком смысле это учет для исчисления налогооблагаемой прибыли в целях главы 25 НК РФ. Согласно статье 313 НК РФ налоговый учет представляет собой «систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов»[7], сгруппированных в соответствии с порядком НК РФ.

Налоговый учет в широком смысле - это учет в целях исчисления всех видов налогов. При этом нормативного определения он не имеет, но требования его ведения содержатся в законодательстве в косвенных нормах[8].

Налоговый учет осуществляется в целях:

  1. формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода[9];
  2. обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Пользователи информации, формируемые в системе налогового учёта, делятся на две основные группы:

1) внешние;

2) внутренние.

Внутренним пользователем информации является администрация организации. По данным налогового учёта внутренние пользователи могут проанализировать непроизводственные расходы, которые, согласно требованиям налогового законодательства, не учитываются для целей налогообложения (например, расходы на любые виды вознаграждений, предоставляемые руководству или работникам; помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров, расходы в виде сумм материальной помощи и другие). Уменьшая такого рода расходы можно оптимизировать налогооблагаемую прибыль.

Внешними пользователями информации являются, прежде всего, налоговые службы и консультанты по налоговым вопросам. Налоговые органы должны производить оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, осуществлять контроль за поступлением налогов в бюджет. Консультанты по налоговым вопросам дают рекомендации по минимизации налоговых платежей, определяют направление налоговой политики организации.


Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Данные налогового учёта должны отражать:

1) порядок формирования сумм доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем отчётном (налоговом) периоде;

3) сумму остатка расходов, подлежащих отнесению на расходы в следующем отчётном (налоговом) периоде;

4) порядок формирования суммы создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу[10].

Данные налогового учёта не отражаются на счетах бухгалтерского учёта (ст. 314 НК РФ).

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения. Путём сопоставления доходов и расходов определяется прибыль или убыток. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. При этом расходы для целей налогообложения подразделяются на расходы, учитываемые в текущем отчётном периоде и расходы, которые учитываются в будущих периодах.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

1.3 Нормативно-правовое регулирование налогового учета и отчетности

Нормативно-правовое регулирование налогового учета осуществляется на четырех уровнях. Это: законодательный, нормативный, методический и организационный уровни.

Первый уровень – это законодательный, обеспечивающий законодательную основу налогового учета. Документы этого уровня предназначаются для разработки методических положений и рекомендаций, общих подходов к построению системы регулирования налогового учета, утверждаются Президентом РФ, Федеральным Собранием, Правительством РФ. Этот уровень включает в себя: Конституцию РФ, федеральные законы; Указы Президента РФ; постановления Правительства РФ по вопросам налогового учета.

Конституцией РФ установлены нормы, регулирующие основы налоговой системы России. Конституция РФ закрепляет обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы, разграничивает налоговые полномочия между РФ, ее субъектами и местным самоуправлением.


Налоговый кодекс РФ является фундаментом системы регулирования налогового учета и устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

  • виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;
  • права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за совершение налоговых правонарушений;
  • порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Второй уровень регулирования налогового учёта - методологический. Нормативные документы этого уровня предназначены для развития и конкретизации принципов, изложенных в законодательных актах, отражения методологии налогового учета в РФ и утверждаются Министерством Финансов России (Федеральной налоговой службой, далее – ФНС России). К документам этого уровня относятся инструкции, утверждающие формы расчетов налогов и налогов.

Так, пунктом 7 ст. 80 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ) предусмотрено, что ФНС России утверждает формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде[11].

Третий уровень – методологический, объединяет документы рекомендательного характера, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в налоговом законодательстве. К документам данного уровня относятся официальные разъяснения ФНС России по применению налогового законодательства.

Четвертый уровень - организационный, включает внутренние рабочие документы организации, регламентирующие организационно-методические процедуры ведения налогового учета. Они разрабатываются на основе налогового законодательных, нормативных и методических документов и не должны вступать с ними в противоречия.

Основным внутренним документом налогоплательщика является Учетная политика для налогового учета, с приложениями, разъясняющими применение методов налогового учета[12].


Учетная политика для целей налогообложения − это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика[13].

Выводы по главе 1

Налоговый учёт представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов.

Среди пяти основных этапов развития налогового учёта в РФ, важным этапом стало введение в действие второй части НК РФ, в которую было включено понятие «Налоговый учет», а также введение новой формы налоговой декларации по налогу на прибыль, в которой доходы и расходы сформированы по данным налогового учета.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Объектами налогового учёта являются доходы и расходы организации, учитываемые для целей налогообложения.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате которой возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Правовое регулирование налогового учёта осуществляется на четырех уровнях: законодательный (Конституция РФ, НК РФ и пр.), нормативный (инструкции ФНС России), методический (разъяснения ФНС России по применению налогового законодательства), организационный (Учетная политика организации по налоговому учёта) уровни.

Глава 2 Задачи и принципы налогового учета

2.1 Характеристика задач и функций налогового учета

В общем виде, можно выделить следующие задачи налогового учета:

  • формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения;
  • обоснование применяемых льгот и вычетов;
  • обеспечение раздельного учёта при применении различных ставок налога или различного порядка налогообложения;
  • обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям налоговой отчетности для контроля над соблюдением налогового законодательства;
  • предотвращение отрицательных результатов экономической деятельности, чье осуществление подразумевает обязанность по уплате налогов (отсутствие пеней и штрафов, переплаты, соблюдение принципа оптимальности налогообложения и др.).
  • обеспечение своевременной, достоверной и полной информацией внутренних и внешних пользователей, контроль за правильностью исчисления и перечисления налога в бюджет.

Исходя из вышеуказанных задач, можно выделить следующие основные функции, которые выполняет налоговый учёт в системе управления хозяйственной деятельностью организации:

  • Фискальная;
  • Контрольная;
  • Информационная;
  • Аналитическая;
  • Обеспечения эффективного взаимодействия между организацией и проверяющими органами;
  • Функция «невмешательства» в систему бухгалтерского учета .

Посредством фискальной функции налогового учёта реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства.

Контрольная функция имеет большое значение в условиях развития рыночных отношений и наличия различных форм собственности и видов деятельности. Посредством контрольной функции осуществляется контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.

Посредством информационной функции осуществляется предоставление налоговой информации для планирования, прогнозирования и управления организацией.

Аналитическая функция характеризуется предоставлением информации, касающейся уплаты налогов для проведения финансового анализа организации.

Функция обеспечения проверяющих органов во время проведения камеральной и выездной проверок прозрачной и качественной информацией позволяет обеспечить проверяющим органам во время проведения камеральной и выездной проверок прозрачной и качественной информацией, касающейся налогов и налогообложения.

Функция «невмешательства» в систему бухгалтерского учета – ведение налогового учета позволяет сохранить основные принципы бухгалтерского учета.

Из данных налогового учета должно быть ясно:

  • как определены доходы и расходы;
  • как определяется доля расходов, учитываемых для целей налогообложения в конкретном отчетном периоде;
  • какова сумма расходов (убытков), подлежащих отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • каким образом на предприятии формируются резервы;
  • какова задолженность по расчетам с бюджетом по налогам.

2.2 Принципы и требования к организации налогового учета в организации

Принцип – центральное понятие, основание системы, обобщающее положение, распространяемое на все явления той области, им которой данный принцип абстрагирован.