Файл: Система налогового учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Бюджет любой страны, являясь одним из важнейших звеньев системы финансов, представляет собой финансовый план образования и использования государственного фонда денежных ресурсов. Он занимает одно из первых мест среди финансовых рычагов в системе управления страной. Значение бюджета состоит в концентрации у государства части денежных ресурсов общества.

Бюджет является формой образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. Концентрация финансовых средств в бюджете необходима для успешного осуществления финансовой политики государства[2].

Бюджет, собирая финансовые ресурсы на нужных участках и направлениях, позволяет реализовать государственное регулирование экономики и обеспечить проведение необходимой социальной политики. При этом, через движение этих накоплений контролируется формирование доходной части бюджета, и результативность использования его расходной части.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.

Налоги являются одним из важнейших источников государственных доходов. В общем объеме доходов различных стран они составляют до 90%.

Сумма налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, взыскиваемых в установленном порядке, образует налоговую систему.

При переходе нашего государства к рыночной системе экономики появилась потребность в проведении коренной перестройки налоговой системы и бюджетной политики.

В системе стабилизационных мер Правительства Российской Федерации по выходу из экономического кризиса главная роль отводится Министерству Российской Федерации по налогам и сборам, с помощью которого обеспечивается основная масса налоговых поступлений в бюджет. Учитывая это, специалисты налоговой службы России разработали систему мер по развитию налоговой политики. Одним из важных направлений в этой системе мер является — увеличение собираемости налогов и сборов[6].

При правильно организованном учете налоговых платежей есть пути повышения собираемости налогов, увеличения их поступления в бюджет. Отчетность о поступлении платежей в бюджеты всех уровней позволяет получать наиболее полную, точную, достоверную информацию о собираемости налогов, а также пеней за несвоевременно внесенные суммы в бюджет. Отчетность показывает структуру задолженности регионов перед бюджетом и ее динамику, позволяет планировать поступление доходов, проводить сравнение различных периодов по сбору налогов.


Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождалось преобразованием налоговой системы[1].

Налоговый учет - бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, является составной частью народно- хозяйственного учета.

Решение задач стоящих перед налоговой службой не может быть осуществимо без внедрения компьютерных технологий в повседневную работу этого подразделения. В рамках автоматизированной информационной системы налоговой службы, создаются автоматизированные рабочие места, которые обеспечивают оперативный учет налоговых поступлений, принимают к рассмотрению заявления от налогоплательщиков, проводят операции по переносу данных на другой налог (платеж) или в другой лицевой счет[1]. Так же они производят бесспорное взыскание недоимки (в том числе пеней, штрафных санкций) по платежам в бюджет, проводят работу с банком по отзыву инкассовых распоряжений. Но и несут ответственность за сохранностью первичных документов, отвечают за правильность ведения учета и составления отчетности, производят проверки лицевых счетов по налогам и налогоплательщикам и их закрытия по определенным причинам, производят сверку расчетов и платежей с бюджетом с налогоплательщиками. Работники по учету, согласно заявлению налогоплательщика предоставляют справки в различные инстанции о состоянии задолженности в бюджеты всех уровней[1].

В заключение по курсовой работе приводятся выводы по теме «Система налогового учета» и предложения по развитию налоговой системы и путей увеличения налоговых поступлений.

Глава 1. Теоретические и методологические основы налоговой системы Российской Федерации

1.1. Возникновение и развитие налогообложения

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной законодательством. Налоги являются неотъемлемой частью экономических отношений в обществе. Развитие и изменение форм государственного строя всегда сопровождаются изменениями налоговой системы. В современном цивилизованном мире налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой финансовой функции налоговый механизм используется для экономического влияния государства на общественно полезное производство, его развитие и структуру, на возрастание роли научно- технического прогресса.


Налоги можно условно разделить на прямые и косвенные, причем это деление известно с древних времен. Мерилом такого деления является теоретическая возможность переложения налогов на потребителей. Данный критерий предполагает, что окончательным плательщиком прямых налогов становится тот, кто получает доход, владеет имуществом, в то время как окончательным плательщиком косвенных налогов выступает потребитель товара, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене. Следует иметь в виду, что это теоретическое предположение, так как на практике может происходить нечто обратное[3]. Прямые налоги при определенных условиях также могут оказаться переложенными на потребителя через механизм роста цен. Косвенные налоги не всегда могут быть в полной мере переложены на потребителя, так как рынок необязательно примет товар по повышенным ценам в прежнем объеме.

Проблемы налогообложения всегда занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей исторических эпох. Один из главных теоретиков налогообложения А. Смит (1723-1790) говорил о том, что налоги для того, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы.

Ф. Аквинский (1226-1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) с полным основанием полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им.

Эпоха Петра I (1672-1725) характеризуется недостаточностью финансовых ресурсов из-за постонных войн, большого строительства, различных государственных преобразований. Для пополнения казны предлагались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до налога на бороды и усы. Царь учредил особую должность – прибыльщик, обязанностью которого было «сидеть и чинить государю прибыли», т.е. придумывать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор, подушный сбор с извозчиков (десятая часть доходов от найма), налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.

В то же время Петром I был принят ряд мер, которые были призваны обеспечить, справедливость налогообложения, равномерное распределение налоговых тягот. Тяжесть некоторых налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей. Для устранения злоупотреблений при переписи дворов введена была подушная подать[7].


В это же время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными. Так, подушной подати собиралось в 1763 г. 5667 тыс. руб., или около 30% всех доходов, а в 1796 г. - 24721 тыс. руб., или 33% доходов. Очень незначительные суммы приносили подворная подать и промысловый налог. Косвенные налоги давали 42% в 1764 г. и 43% в 1796 г. Почти половину этой суммы приносили питейные налоги.

Так же развивались бюджеты городов, где все большую роль начинали играть так называемые оброчные статьи. Налоги собирались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбной ловли, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др. Тогда же появляются первые заемные средства в бюджетах городов, и проценты с вкладов в банки. (см. прил. 1)

В этот же период (последняя треть XVIII вв.) создавалась теория налогообложения. Ее автором можно назвать шотландского экономиста и философа А. Смита.

Начало девяностых годов двадцатого века явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

В предложенной налоговой системе одно из главных мест заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы, входящие в цену товара (работ, услуг).

Проблема соотношения прямых и косвенных налогов в современных экономических условиях нуждается в научном обосновании в серьезных исследованиях.

1.2. Сущность, функции налогов и принципы налогообложения

Государство, выражая интересы общества в различных сферах экономики, формирует и осуществляет необходимую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики выражается в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизмов, которые представляются в качестве средства контактирования объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Взимание государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет естество налога. Взносы выплачивают основные участники производства валового внутреннего продукта:

- работники, своим трудом, создающие материальные и нематериальные ценности и получающие определенный доход;


- хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов накапливаются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой стороны, в формировании государственных финансов.

В 1991 г. был принят Закон РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации"[2]. В течение 1992 - 1993 гг. серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. Однако при этом нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами постфактум.

Принципы налогообложения зависят от экономической ситуации в стране, плана государственных решений, размеров государственного долга, отношения государственного аппарата и общества к отдельным группам населения. Желание выработать оптимальную систему налогообложения позволили определить следующие принципы:

  • простота алгоритма расчета отдельных налогов;
  • отсутствие дублирования;
  • простота и экономичность системы сбора налогов;
  • стабильность;
  • законодательное регламентирование;
  • пропорциональность налоговых сборов выгоде, которую взамен может предоставить государство;
  • равенство по доходам и правам граждан, облагаемых равным налогом;
  • приемлемый размер общего налогового давления;
  • [1] справедливость по горизонтали;
  • [2] справедливость по вертикали.

Негативным последствием повышенного налогообложения может быть падение интереса к работе, и как следствие, снижение производительности труда, падение роста объема и совершенствования сортамента продукции, сокращение доходов от производства. При высоких налогах исчезает материальное стимулирование, в результате останавливается экономический и социальный рост государства.

Новый подход к налоговой политике планирует продолжение налоговой реформы, начатой в 1992 г. Речь идет не о полной замене или кардинальном изменении существующей системы. Предполагается процесс эволюционный, но краткий.

Девиз, под которым будет продолжаться налоговая реформа, в Минфине РФ звучит так: "Государство готово пойти на снижение налогов в обмен на ужесточение налоговой дисциплины".

Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения всегда являлся валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и с организатора, вместе с другими субъектами регионального хозяйства): оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды)[6]. Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога и отчислений в пенсионный фонд, а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов. Нормативными актами государства установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход), стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, продажа, наследование), операции с ценными бумагами, отдельные виды деятельности, другие объекты, установленные законом.