Файл: Правовое регулирование рекламной деятельности (Характеристика гражданских правоотношений в сфере рекламной деятельности).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Развитие и современное состояние российского гражданского законодательства о рекламе
1.2. Правовая природа и виды рекламы по российскому законодательству
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.2. Реклама как объект гражданских правоотношений
2.3. Гражданско-правовой статус субъектов рекламной деятельности
3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Государственный контроль (надзор) в сфере рекламы
Рекламные агентства также являются субъектами рекламных правоотношений. По общему правилу они являются посредническими организациями. Такие организации, если осуществляют свою деятельность по посредническому договору, в праве не получать никаких лицензий на осуществление деятельности. В последнее время положение рекламных агентств упрочняется, и они занимают роль самостоятельных участников рекламных отношений. В связи с тем, что такие организации могут осуществлять весь цикл рекламного процесса, предоставляя широкий спектр рекламных услуг, необходимо ввести повышенную юридическую ответственность за нарушения в рекламной сфере, а также необходимо ввести обязанность рекламных агентств предоставлять отчет рекламодателям.
Отнесение антимонопольных органов к субъектам рекламной деятельности носит объективный характер, который определяется их особой ролью в регулировании рекламного рынка. Выполняя свои функции антимонопольные органы осуществляют защиту конкуренции на рекламном рынке, пресекая незаконные монополистические действия. Федеральный антимонопольный орган контролирует соблюдение законодательства о рекламе, а также пресекает допущенные нарушения.
Обобщая все сказанное ранее можно сделать вывод, что правосубъектность в законодательстве имеет размытый и нечеткий характер, а конкретные права и обязанности разбросаны по отдельным статьям и нормам.
С.Ф, Богацкая, проанализировав нормы действующего закона о рекламе, выделяет основные обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей:
• Соблюдение общих и специальных требований к рекламе, которые закреплены в законодательстве;
• Хранение рекламных материалов или их копий, включая все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего распространения;
• Обязанность рекламодателя предоставлять рекламораспространителю документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям закона, в том числе сведения о наличие лицензии, сертификации и государственной регистрации;
• Предоставление в антимонопольный орган информацию, которая необходима для осуществления ими полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, а также обеспечение доступа к такой информации;
• Исполнение предписаний антимонопольных органов о прекращении нарушений законодательства о рекламе в срок, указанный в предписании;
• Обязанность рекламодателя в случае признания рекламы офертой заключать договоры на указанных в рекламе условиях с любым, кто отзовется, в течение двух месяцев со дня распространения рекламы, если иное не указано в рекламе.
Необходимо конкретно установить права и обязанности каждого из субъектов рекламных правоотношений, чтобы регулировать возникающие между ними отношения. Однако на настоящий момент это невозможно поскольку нормы, регулирующие данный вид отношений разбросаны по многочисленным статьям различных законов. Нет четко разработанного закона, где были бы закреплены права, обязанности субъектов; разработаны виды рекламных договоров, а также ответственность за правонарушения в сфере рекламы.
Определение, понимание значения и грамотное использование своего правового статуса являются залогом законной и эффективной деятельности субъекта рекламного рынка.
3. ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1. Государственный контроль (надзор) в сфере рекламы
Антимонопольный орган и его полномочия на осуществление государственного надзора в сфере рекламы. Участие государства в процессах развития экономики становится весьма ощутимым в условиях интенсивного углубления рыночных связей. На современном этапе государство, используя административные ресурсы, играет немаловажную роль в формировании рекламного рынка.
Однако постепенно подобное регулирование рекламной деятельности приобретает черты общественного контроля, поскольку нередко рассматривается как разновидность социального управления и элемент общественной системы[21].
Динамика общественных отношений и появление новых мультимедийных средств обмена информацией ведут к необходимости усиления государственного контроля за информационно-коммуникационной деятельностью.
Государство как субъект правовой деятельности в сфере рекламы обеспечивает режим защиты прав потребителя от недобросовестной конкуренции, оберегает последнего от заблуждения и нанесения вреда его здоровью, чести и достоинству, деловой репутации организации. Другая задача государства в этой сфере заключается в обеспечении баланса интересов потребителей и предпринимателей.
Как полагают в литературе, государство, осуществляя регулирование рекламной деятельности, выполняет две задачи: защищает потребителя от недостоверной рекламы и способствует честной конкуренции в рекламном бизнесе, наказывая нарушителей.
В рамках процесса создания правовой базы функционирования рыночной системы правовым регулированием охватываются элементы предпринимательства, связанные с рекламной деятельностью, чем формируются нормы правоотношений между ними.
Следует также учитывать, что в системе социальных регуляторов роль правотворческой деятельности государства приобрела особую роль. Модель правового регулирования рекламного рынка Российской Федерации была создана в более жестких формах, с достаточно широким кругом ограничений и сильным административным контролем в сравнении со странами ЕЭС и США[22].
В то же время государственный контроль в таких странах, как Великобритания, Франция, Италия, можно признать более жестким. Например, во многих странах Европы реклама сигарет запрещена вообще[23].
С точки зрения российской практики, как полагает А.Н. Толкачев, государственный контроль означает:
- создание условий для рекламной деятельности в условиях рыночной экономики;
- наблюдение за рекламным процессом;
- предотвращение правонарушений на рынке рекламы;
- выявление нарушений в рекламной сфере и применение ответственности за нарушение законодательства со стороны компетентных государственных органов.
При этом требует разрешения вопрос о достижении паритета между бизнесом и властью о степени государственного вмешательства в область рекламной деятельности, с учетом того что рекламные кампании большинства предпринимателей проводятся в стороне от публичного контроля.
Интерес бизнес-сообщества в наличии государственного контроля усиливается лишь в случае необходимости защиты от недобросовестной конкуренции. Поэтому, как полагает А.В. Карягина, предприниматели вынуждены признать необходимость вмешательства государства, если нарушаются правовые, этические и другие нормы, регулирующие рекламу и рекламную деятельность, связи с общественностью.
Полярность интересов, как полагает Ф.И. Шарков, взаимообусловлена особенностями самого рынка. Государство, являясь как бы внешним арбитром, должно не поддерживать одну из сторон, а находиться в некотором отдалении, памятуя о балансе этих интересов. Исходя из этого политика государства в сфере рекламы может сводиться к следующим задачам:
- поддержание состояния добросовестной конкуренции между участниками рынка;
- защита прав потребителя;
- осуществление контроля за информационным обеспечением обеих сторон;
- инициирование законодательного процесса, регулирующего всю совокупность рекламного процесса.
Однако, как полагает А.Н. Мудров, суть государственного регулирования рекламы должна сводиться к минимальному государственному вмешательству в рекламную деятельность, за исключением прямых запретов на отдельные виды рекламы табачных изделий, алкоголя и ограничение по распространению рекламы, направленной на детей и с их участием"[24].
Со своей стороны полагаем, что развитие элементов рыночного хозяйства на современном этапе требует достижения необходимого паритета между государственным вмешательством и рыночным регулированием.
Организационно обеспечение государственного контроля (надзора) возложено на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), которая, будучи уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляет функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на рынке товаров, работ и услуг, а также рекламы в той части, которая установлена законодательством об антимонопольном органе.
Весьма значимым направлением в контрольно-надзорных мероприятиях является предупреждение нарушений в сфере рекламы. Конкретные шаги по предупреждению рекламных нарушений реализуются в рамках деятельности Экспертного совета по применению законодательства о рекламе, образованного при ФАС России в соответствии ее Приказом от 07.09.2004 N 99[25] в целях рассмотрения вопросов, связанных с применением законодательства РФ о рекламе, а также выработки предложений по его совершенствованию.
Полномочия антимонопольного органа на осуществление государственного надзора в сфере рекламы определены в ст. 33 Закона о рекламе. Так, в частности, антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный надзор за соблюдением законодательства РФ о рекламе, в том числе:
1) предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства РФ о рекламе;
2) возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
Организация и проведение проверок за соблюдением рекламного законодательства представляют собой специальный механизм. Прежде всего стоит отметить, что контрольным мероприятиям, проводимым антимонопольным органом, предшествует запрос необходимой информации. Антимонопольный орган в целях проведения проверок вправе запрашивать необходимую информацию у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, касающуюся их профессиональной деятельности на рекламном рынке. Данное полномочие антимонопольного органа вытекает из положений ст. 34 Закона о рекламе.
Непосредственно административные дела рассматриваются в соответствии с Приказом ФАС России от 28.12.2007 N 453 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе"[26], определяющим механизм действий сотрудников антимонопольных органов в рамках административного расследования.
Рассмотрение осуществляется в соответствии с Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства РФ о рекламе.
3.2. Саморегулирование в рекламном бизнесе
На современном этапе социально-экономического развития России важнейшей перспективой является взаимодействие государства, бизнеса и общества. Чем выше эффективность взаимодействия государства и представителей бизнеса (в том числе через саморегулируемые организации), тем более положительное влияние оно оказывает на благосостояние общества в целом. Поэтому так важен поиск возможных взаимовыгодных направлений как для государства, так и для бизнеса[27].
Взаимодействие власти, бизнеса (в т. ч. через СРО) и общественных объединений становится все более актуальным в современных условиях. В сфере рекламы не исключение.
Важность контроля в сфере рекламы растет пропорционально росту рекламного рынка в стране и силе его влияния на жизнедеятельность общества. Так, по мнению И. Я. Рожкова реклама в России уже сейчас приобрела большое значение для функционирования общества, а значит, проблема контроля встала наиболее остро.
В последние годы в российской практике назрела необходимость дополнения государственного контроля в сфере рекламы контролем со стороны СРО и общественных объединений.
Государство просто не может обеспечить детального повсеместного контроля за исполнением всех норм и требований, предъявляемых к рекламе. Реализация требует огромных финансовых расходов и привлечение кадровых ресурсов. В связи с этим, у государства возникает интерес в передачи части функций контроля в сфере рекламы организациям саморегулирования и общественным объединениям.
С точки зрения международной практики системе саморегулирования в рекламной деятельности придается весьма существенное значение, что объясняется традиционным наличием в развитых странах институтов, образованных и функционирующих в условиях достаточно зрелого гражданского общества.