Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса ( Особенности проявления стресса в профессиональной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросами изучения состояний, поведения, работоспособности человека в особых и экстремальных условиях занимаются многие науки. Среди них психофизиология, организационная психология, психология труда, инженерная психология.

Изучение психических состояний человека в экстремальных и особых условиях является как самостоятельной фундаментальной научной проблемой, так и важной составной частью разработки общей теории деятельности.

Подводя итоги мы выделяем основную идею о том, что сами по себе рабочие нагрузки могут определятся ситуацией в которой осуществляется деятельность человека. В свою очередь неблагоприятные, экстремальные условия оказывают влияние на функциональное состояние человека и на снижение его работоспособности. Отсюда и возникает необходимость в разработке методов изучения рабочих нагрузок, рода и вида деятельности человека его функционального состояния, наличия психо - эмоциональной напряженности, особенности индивидуальных характеристик и работоспособности.

1.2. Методы измерения и анализа профессионального стресса

В психологии проведено множество исследований по изучению особенностей в экстремальных условиях. Эта взаимосвязь во многом определяет направления в выборе методов исследования гендерных различий проявления профессионального стресса.

Традиционный путь изучения деятельности в особых экстремальных условиях идет через анализ взаимосвязи триады параметров характеристик экстремальных факторов функциональных состояний человека-профессионала, показателей деятельности. При этом рассматриваются изменения характеристик психических функций и состояний его работоспособности, эффективности деятельности в зависимости от гендерной принадлежности. В этой связи остановимся более подробно на направлениях исследований деятельности человека и его состояний в особых и экстремальных условиях профессионального стресса в психологии.

В соответствии с целями исследований работа организована по нескольким направлениям. Ведущее направление исследований связано с анализом изменений содержания и структуры профессиональной деятельности, которые происходят под влиянием особых и экстремальных условий. При этом главный упор в исследованиях делается на содержательные аспекты анализа деятельности, в частности на исследование деятельности, как психологической системы. Важной проблемой является исследование не только изменений психологических составляющих деятельности, но и выявление изменений структурных связей между ними.


Согласно концепции Ломова Б.Ф., профессиональная деятельность рассматривается как совокупность структурных связей психологических составляющих, таких как: процесс формирования и хранения образа цели деятельности, исследования вектора « мотив-цель», индивидуальное планирование деятельности, антиципацию и принятие решения. Изменение качества выполнения деятельности безусловно связано с изменением характеристик этих психологических составляющих, при этом их вклад может быть существенно различным. В экспериментальных исследованиях, проводимых в разное время, изменение психологических составляющих операторской деятельности в основном изучалось при действии таких экстремальных факторов, как монотонность, дефицит времени.

Важной характеристикой деятельности оператора в особых и экстремальных условиях является её устойчивость. Решению этой проблемы посвящены исследования задачей, которой является изучение психологических и психофизиологических механизмов и свойств (возможностей) оператора, обеспечивающих устойчивость его деятельности под влиянием экстремальных факторов.

Актуальность изучения устойчивости профессиональной деятельности постоянно возрастает с развитием и совершенствованием автоматизированных систем управления. Объектом психологических исследований устойчивости деятельности служит главная причина её срывов – информационная или эмоциональная перегрузка человека. Возможности решения проблемы устойчивости профессиональной деятельности связываются в первую очередь с широко развернувшимися системными исследованиями психики и субъекта деятельности. Профессиональная деятельность – это момент единства, целенаправленной организации единичных, отдельных процессов (психических, физиологических). Срыв профессиональной деятельности это момент дезорганизации функциональной системы, системных процессов (Денисов В.А,1982). С позиций системного подхода психологическое исследование устойчивости профессиональной деятельности должно включать в себя анализ различных взаимосвязанных аспектов проблемы, а именно:

  • Устойчивость психических процессов, обеспечивающих стабильность профессиональной деятельности;
  • Иерархия устойчивости психофизиологических процессов, включенных в функциональную систему деятельности.

Представляется важным в теоретическом и практическом планах связать исследования устойчивости профессиональной деятельности с исследованиями изменений психологических составляющих деятельности в нормальных, экстремальных, особых режимах работы и при срыве.


Влияние экстремальных факторов на человека (врача) в первую очередь сказывается на изменении его функционального состояния. Поэтому изучение психических механизмов регуляции его деятельности в особых и экстремальных условиях неразрывно связано с изучением его функциональных состояний, а так же с разработкой методов и способов диагностики и управления состояниями с целью оптимизации его профессиональной деятельности и преодоление возникновения профессионального стресса. Изучение этих проблем посвящено ещё одно из направлений исследования, предмет которого – разработка теоретических и методологических аспектов регуляции функциональных состояний, а так же методов, способов и средств моделирования, диагностики и управления функциональным состоянием человека в особых и экстремальных условиях профессионального стресса.

Методологической основой экспериментальных исследований функциональных состояний служит принцип системности и подходы развиваемые в отечественной психологии в трудах Л.С.Выготского, Б.Ф.Ломова, А.Н.Леонтьева, Б.Г. Ананьева, Бернштейна, В.Д. Небылицина.

При этом решаются следующие задачи:

  • Изучение феноменологии психических состояний человека в особых и экстремальных условиях, механизмов их возникновения и развития;
  • Разработка методов диагностики функциональных состояний на различных уровнях: психофизиологическом, психологическом, речемыслительном, позоповеденческом и т.д.;
  • Разработка методов и средств управления и самоуправления функциональным состоянием;
  • Моделирование «трудных» психологических состояний;
  • Изучение адаптационных возможностей человека к деятельности в особых и экстремальных условиях, психической стрессоустойчивости.

На основании этих исследований сделано заключение о принципах систематизации функциональных методов управления и самоуправления состоянием человека условиях профессионального стресса.

Самостоятельной проблемой в рамках исследований по этому направлению оказывается изучение профессионального стресса, возникающего в ходе избыточности рабочих нагрузок. На основании исследования функциональн6ого состояния людей при длительном стрессе было выделено четыре субсиндрома стресса.

  1. Когнитивный субсиндром стресса проявляется в виде изменений восприятия и осознания информации, поступающей к человеку, находящемуся в экстремальной ситуации, в изменении его представлений о внешней и внутренней пространственной среде, в изменении направленности его мышления.
  2. Эмоционально-поведенческий субсиндром стресса состоит в эмоционально-чувственных реакциях на экстремальные, критические условия, ситуации.
  3. Социально психологический субсиндром стресса проявляется в изменениях общения людей, находящихся в экстремальной ситуации.Эти изменения могут проявляться в виде социально-позитивных тенденций: в сплочении людей, в увеличении взаимопомощи, в склонности поддерживать лидера, следовать за ним. При стрессе могут складываться социально-негативные формы общения: самоизоляция, склонность к конфронтации с окружающими людьми.
  4. Вегетативный субсиндром стресса проявляется в возникновении либо тотальных, либо локальных физиологических стрессовых реакций, которые имеют адаптационную сущность, но могут становиться основанием для развития так называемых болезней стресса.

Экспериментальное исследование функциональных состояний в поведении людей в экстремальных ситуациях показали, что индивидуальные различия в поведении при стрессе (его активизация, пассивность) проявляются в зависимости от степени экстремальности стрессогенного фактора. При сравнительно невысокой его экстремальности у большинства людей возникает активное стрессовое реагирование. Для них характерно увеличение скорости реакции, уменьшение числа ошибок. В тех же случаях когда экстремальность высокая у большинства людей наблюдается пассивное стрессовое поведение, проявляющееся в замедлении действий, в снижении волевых импульсов.

Еще одно из направлений исследований это моделирование и проектирование деятельности, в частности обучение операторов для работы в особых условиях. Исследование по разработке методов моделирования, проектирования деятельности и процесса подготовки профессионалов проводятся на основе анализа содержания деятельности, особенностей формирования психологической системы деятельности и определения факторов структурного подобия деятельности. Целью этих работ являлось моделирование алгоритмов деятельности в отдельных усложненных режимах управления и при возникновении нештатных ситуаций. Моделирование алгоритмов деятельности связано с необходимостью оценки структурного подобия изучаемых алгоритмов реальной действительности.

Исследование по разработке методов проектирования деятельности в процессе профессиональной подготовки кадров проводится с позиций представления о процессе проектирования как поэтапном формировании нормативных алгоритмов деятельности. При этом конечном результатом проектирования является нормативный алгоритм деятельности или обучающий алгоритм, представляющие собой множество возможных реализаций нормативных алгоритмов с учетом особенностей деятельности и процесса обучения.

Независимо от направлений исследований, методов измерений и анализа психофизических рабочих нагрузок врачей в экстремальных условиях, они носят комплексный характер. В них принимают участие представители общей психологии, психологии труда, психофизиологии, организационной психологии, врачи, инженеры. Для регистрации показателя качества выполняемой деятельности и характеристик функциональных состояний широко применяется полиэффекторный метод. Одним из продуктивных методических приемов является режим непрерывной деятельности (РНД), позволяющий анализировать различные аспекты комплексного исследования деятельности, например в течении 72 часов непрерывной работы. При этом циклограмма составляется так, чтобы охватить как можно более широко и часто встречающиеся ситуации в управлении системой и рассмотреть спектр связанных с этим функциональных состояний.


Важными методами применяемыми в Институте Психологии АН России, служит так же полевой, полунатурный, натурный эксперименты, в которых изучаются наиболее важные (характерные) особенности реальной профессиональной деятельности, осуществляемой в особых и экстремальных условиях.

Экспериментальные исследования факторов регуляции функциональных состояний эффективности профессиональной деятельности врачей в экстремальных условиях возможно только на основе системного подхода, позволяющего раскрыть многоуровневость и иерархию детерминант, определяющих его психические состояния и его работоспособность. Системность и комплексность в исследованиях обеспечивалась набором методов оценки состояний и работоспособности субъекта деятельности.

Традиционным методом были изучены психофизические и психофизиологические характеристики профессионального стресса. Для оценки функционального состояния были использованы методы самооценки и полиграфии – признанные методы оценки функционального состояния.

В процессе исследования для оценки функциональных состояний операторов периодически регистрировались частота пульса (ЧП), частота сердечных сокращений (ЧСС), частота дыхания (ЧД)

Выводы по главе:

  1. Профессиональный стресс и связанные с ним рабочие нагрузки могут определяться ситуацией, в которой осуществляется профессиональная деятельность субъекта.
  2. В свою очередь неблагоприятные, экстремальные условия оказывают влияние на функциональное состояние человека и на снижение его работоспособности, что имеет гендерные особенности.
  3. Отсюда и возникает необходимость в разработке методов изучения рабочих нагрузок при профессиональном стрессе, рода и вида деятельности его функционального состояния, наличия психо - эмоциональной напряженности, особенности индивидуальных характеристик и работоспособности.
  4. Изучение психических механизмов регуляции деятельности оператора в особых и экстремальных условиях неразрывно связано с изучением его функциональных состояний, а так же с разработкой методов и способов диагностики и управления состояниями с целью оптимизации деятельности.
  5. Экспериментальные исследования факторов регуляции функциональных состояний эффективности деятельности в экстремальных условиях возможно только на основе системного подхода, позволяющего раскрыть многоуровневость и иерархию детерминант, определяющих психические состояния и работоспособность субъекта деятельности в зависимости от гендерных особенностей.
  6. Системность и комплексность в исследованиях обеспечивалась набором методов оценки состояний и работоспособности человека.