Файл: Процесс построения модели управленческого решения(Теоретические основы управления инновационным проектом).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Расчеты эффективности научных исследований учитывают следующие основные положения и условия:

- оценка НИОКР дается в рамках расчетного периода;

- обязателен учет фактора времени (изменения затрат и результатов во времени, неравноценность разновременных доходов и расходов);

- на начальной стадии НИОКР учитываются только предстоящие расходы и доходы, связанные с проведением и внедрением научной разработки;

- при расчетах фактической эффективности учитываются фактические затраты и доходы, связанные с проведением НИОКР и реализацией ее результатов;

- используется система цен, действующая на момент выполнения расчетов, тарифов, налогов и т.д. (с обязательным указанием этого момента), инфляция не учитывается;

- указываются факторы неопределенности и риска, а также способы их отражения в расчетах;

- оценки эффективности НИОКР, за редким исключением, должны быть выражены в денежной форме.

На завершающей стадии оценки эффективности НИОКР должны быть отражены результаты работы по направлениям их использования.[18]

4. Фаза «Производство». Данная фаза состоит из следующих частей:

Организационно-техническая подготовка, которая в свою очередь содержит – конструкторско-технологическую, материально- техническую, организационную подготовку производства.[11]

Конструкторская подготовка производства включает проектирование специального оборудования, приспособлений, инструментов.

Технологическая подготовка производства охватывает разработку технологий, как для основного, так и для вспомогательного производства.

Организационная подготовка включает разработку системы планов по освоению новой продукции; реструктуризацию существующих подразделений и разработку структуры новых производственных подразделений; разработку системы деловых взаимоотношений как внутри организации, так и с внешней средой; разработку системы оплаты труда.[12]

Запуск производства – комплекс технических, организационных, экономических мероприятий с целью освоения нового изделия на производстве.

На фазе «Производство» реакция потребителей на инновацию еще не известна, поэтому инвестиции продолжают носить рисковый характер.

5. Фаза «Потребление (эксплуатация)». Данная фаза состоит из следующих частей:

1)   Сбыт инновационной продукции потребителю;

2)   Использование (эксплуатация) продукции потребителем;

3)   Предоставление услуг по обслуживанию и ремонту продукции.

Для большинства видов новых продуктов, особенно потребительских товаров краткосрочного и среднесрочного пользования, фаза «потребления» является не столь важной, но некоторые виды продуктов, к ним относятся дорогостоящие, наукоемкие, технически сложные изделия требуют к себе особого внимания на этой фазе. Это внимание проявляется как мониторинг работы такого изделия, его технического состояния, для предупреждения возможных неполадок, которые могут иметь тяжелые последствия, и корректировки конструкции изделия. Таким образом, можно сказать, что исследования и проектирование для таких изделий не прерываются.[16]


6. Фаза «Маркетинг» присутствует в инновационном процессе дважды:

1)     В начале инновационного процесса перед фазой «Разработка», как маркетинговые исследования рынка, внешней и внутренней среды – с целью поиска инновационных возможностей, оценки целесообразности проведения инновации;

2)     В конце инновационного процесса перед фазой «Потребление» – с целью организации продвижения и сбыта нового продукта.

Жизненный цикл инновации может быть представлен в виде ленточной диаграммы, отражающей последовательность и связь фаз инновационного процесса. [13]

Инновационный процесс, представленный кривой прибыльности можно выразить схемой: Д →СП →П→Т→Д 1 > Д, где

Д – деньги (капитал);

СП – средства производства, труд, интеллектуальный продукт (в виде проектов, опытных образцов, «ноу-хау»);

П – производство;

Т – новый товар;

Д 1 – доход от реализации товара.

1.3. Методы и функции управления инновационным проектом

Управление проектом — это управление изменениями, которые должны быть произве­дены в результате его осуществления.

Состояние проекта от идеи до завершения характеризуется изменением ряда показателей, которые определяют его сущность и на основе которых устанавливается успешность проекта. Эта совокупность «элементов» проекта по суще­ству и является тем, чем управляет УП. т.е. эти элементы и являются объектами управления.[10] Таких объектов управления в каждом проекте может быть достаточно много. Это зависит от типа и вида проекта, требований к самому УП, особенностей окружения проек­та и т.д. Однако для всех проектов можно выделить наибо­лее существенные объекты управления.[10]

Управление предметной областью заключается в управлении этими изменениями на протяжении жизненно цикла проекта и осуществляется через процессы:

1) Инициации работ;

2) Планирования предметной области;

3) Определения предметной области;

4) Уточнения и подтверждения предметной области;

5) Контроля изменения предметной области.

Функция управления качеством проекта пронизывает весь жизненный цикл и включает: проектные, организационные и управленческие решения; используемые материалы, оборудование, сырье; и др.[17]

Функция управления временем тесно связана с функцией управления предметной областью и включает определение работ и их продолжительности, сроков начала и заверше­ния проекта, его частей, важнейших событий и каждой из выполняемых работ и др.


Функция управления временем реализуется посредством процессов временного анализа проекта и его частей, календарного планирования работ, контроля графиков выполнения работ, их актуализации и корректи­ровки. [14]

Функция управления стоимостью включает планирование ресурсов, предварительную оценку расходов, связанных с проектом, определение сметы расходов, денежных пото­ков, прогнозирование доходов и прибылей, контроль рас­ходования и поступления денежных средств и принятие решений в случае превышения расходов и других отклоне­ний от финансовых планов. [3]

Главной задачей управления стоимостью является соблю­дение бюджетных рамок проекта и получение предусмот­ренной прибыли от его осуществления.

К настоящему времени накоплен значительный опыт по различным методам управления проектами. Из формальных методов чаше всего используется извест­ный метол «дерева целей» с описанием, фиксацией целей и их структурной декомпозицией. Для нечетких целей используют технику творческого про­цесса типа «мозговой атаки», «записи идей», «творческой конфронтации», «систематического структурирования»[7]

Структурная модель проекта и коды ее структурных элементов служат информационной основой для формирования всей документации проекта на протяжении его жизненного цикла. [5]

1) Методы сетевого планирования и управления:

В усовершенствованном виде с разнообразным современным программным обеспечением эти методы являются центральным звеном в цепи методов управления проектами, где с их помощью выполняются следующие функции:

а) моделирование проекта;

б) Временной анализ проекта;

в)   Ресурсный анализ проекта;

г) Распределение ресурсов.

2) Методы планирования затрат:

Эта важнейшая область управления проектом в рыночной экономике тесно связана с ценообразованием и сметным делом. Различают два подхода к планированию затрат: пассивный и активный. [6]

Пассивный основан на расчете стоимости: по проек­там-аналогам.

Активный подход основан на минимизации стоимости проекта за счет варьирования переменными (разные фи­нансовые схемы, интенсивность работ, сроки, способы выполнения и др.) Важное место здесь занимают методы функционально-стоимостного анализа затрат и прибыли проекта, а также определения экономической эффектив­ности проекта с учетом затрат на эксплуатацию.[15]

3)Контроль затрат:

 Эта часть мониторинга проекта выделяется в самостоятельный метод, имеющий развитую информационную поддержку. Суть метода в том, что по ряду проектных показателей формируются наглядные гра­фики, позволяющие вести непрерывный учет затрат и оце­нивать развитие проекта, соблюдение бюджета и эффек­тивность фактических затрат. [11]


4)Методы управления риском:

  Совокупность методов позволяет определить и оценить риск на разных фазах развития проекта, найти пути его снижения и влияния на основные параметры проекта. В инструментарий методов управления риском входят вероятностные и альтернативные сетевые модели, имитационное моделирование, экспертные системы, теория вероятностей и надежности, робастная технология и др. [10]

5) Методы управления конфликтами:

В процессе выполнения проекта между участниками проекта и другими заинтересованными сторонами возникают конфликты. Методы управления конфликтами позволяют их прогнозировать, оценивать и предотвращать. А в случаях их возникновения предлагают правила их разрешения. [1]

6) Методы управления изменениями:

В проекте в процессе его подготовки и реализации вносятся многочисленные изменения. Разработаны методы прогнозирования. оценки и зашиты проекта от изменений; процедуры и организационные формы для внесения нений; способы фиксации  изменений, организации документооборота и его корректировки в связи с изменениями. [7]

7) Методы управления контрактами:

Данные методы направлены на упорядочение и система­тизацию подготовки, согласования, оформления контрак­тов, контроль их выполнения и закрытие контрактов.[5] Сюда примыкают методы маркетинга, организация торгов, тен­деров, конкурсов и аукционов.

8) Методы организации и  управления проектами

Это один из важнейших разделов управления проектами. Он определяет правила построения рациональных органи­зационных форм и структур, ориентированных на выполнение проектов. Устанавливает регламент и взаимоотношения между участниками проекта и командой проекта. [14]

Эти методы помогают сформировать необходимый состав команды проекта, организовать его эффективную работу, обеспечить управление персоналом и наладить необходи­мые коммуникации между участниками проекта.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ ПРОЕКТОМ (НА ПРИМЕРЕ ЗАО «ТИРОТЕКС»)


2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ЗАО «Тиротекс»

Закрытое акционерное общество «Тиротекс» создано путем преобразования государственного предприятия Тираспольское хлопчатобумажное объединение «Тиротекс» на основании Постановления Правительства Приднестровской Молдавской Республики №4 от 12 января 1996г.

Сегодня ЗАО «Тиротекс» - коллектив из 6000 сотрудников. Главным направлением развития "Тиротекс" является обеспечение прибыльности путём рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника, а также наращивание объёмов производства и реализации продукции, обеспечивая устойчивую конкурентоспособность.[12]

Главным органом управления ЗАО "Тиротекс" является общее собрание акционеров. В его компетенцию входит: утверждение планов и годовых отчетов, изменение Устава, избрание членов Правления, избрание Ревизионной комиссии, принятие решений о прекращении деятельности общества, назначение ликвидационной комиссии, утверждение ликвидационного баланса.

Правление ЗАО "Тиротекс" решает все вопросы деятельности акционерного общества кроме тех, которые входят в исключительную компетенцию общего собрания акционеров. За каждый финансовый год Правление представляет на рассмотрение акционеров подробный отчет о деятельности Общества.[11]

Организационную структуру ЗАО «Тиротекс» следует отнести к линейно-функциональному типу, который предусматривает создание при основных звеньях линейной структуры функциональных подразделений. Основная роль этих подразделений состоит в подготовке проектов решений, которые вступают в силу после утверждения соответствующими линейными руководителями. Наряду с линейными руководителями существуют руководители функциональных подразделений, подготавливающие проекты планов, отчетов, которые превращаются в официальные документы после подписания линейными руководителями. Основным достоинством этой структуры является то, что она, сохраняя целенаправленность линейной структуры, дает возможность специализировать выполнение отдельных функций и тем самым повысить компетентность управления в целом. В объединении определены три направления рынок, производство и управление. Служебные отношения руководителя и команды управления основаны на принципе единоначалия с делегированием полномочий и ответственности по каждой функции управления. Технология управления основана на разработке и использовании нормативных документов, Положений о службах и подразделениях объединения и Должностных инструкциях персонала.[11]