Файл: Особенности управления организациями в современных условиях и пути его совершенствования ( Понятие и методы системы управления организацией).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические аспекты системы управления организацией

1.1. Понятие и методы системы управления организацией

1.2. Задачи, принципы и функции управления организацией

Содержание

1.3. Эффективность системы управления организации

Анализ системы управления магазина «Магнит»

2.1. Общая характеристика магазина «Магнит»

Полное фирменное наименование анализируемой организации – закрытое акционерное общество «ТАНДЕР». 

2.2. Оценка системы управления магазином «Магнит»

Как показывает рисунок 3, в магазине «Магнит» используется линейная структура управления. Для этой структуры характерно сосредоточение всех функций управления в руках директора.

Штатное расписание включает в себя: директор магазина, товаровед, кассир-универсал, продавец-универсал, продавец ОН (отдела нарезки), техническая служащая.

Представим штатное расписание исследуемого магазина «Магнит» в таблице 2.

Итак, в анализируемом магазине «Магнит» работают 17 сотрудников. Средне-заработная плата в месяц в магазине» Магнит» составляет 25 488 руб. В целом можно, сказать, что заработная плата сотрудников магазина не достаточно высокая. В перспективе необходимо повысить заработную плату работникам магазина «Магнит».

Коммерческая деятельность предприятия торговли связана с выполнением различных операций и требует от выполняющих их работников разносторонних знаний и умений. Поэтому в состав персонала магазина входят работники различных категорий: работники низшего, среднего и высшего звена.

В таблице 3 представим профессиональную структуру работников магазина «Магнит» за 2015-2017 годы.

3. Предложения по совершенствованию системы управления магазина «Магнит»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Функционирование современных организаций сталкивается с множеством проблем, многие из которых могут быть урегулированы за счет правильной разработки решений. Проблемы, характеризующие организацию, выступают как одни из самых сложных объектов для изучения и познания. Система управления представляет особый интерес, и изучение и совершенствование системы управления является основной задачей руководителя организации.

Управление организацией представляет непрерывный процесс влияния на производительность труда работника, группы или организации в целом для достижения поставленной цели.

Система управления организацией включает в себя совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих заданное функционирование организации. В любой организации выделяют управляющую часть и управляемую часть.

Система управления организацией является одной из основных проблем теории организации, тесно связанной с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации.

Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.

Вышеуказанные положения свидетельствуют об актуальности

выбранной нами темы исследования.

В качестве объекта данной работы выступает система управления организациями.

Предметом курсовой работы является система управления магазина «Магнит».

Целью работы является изучение особенностей управления организациями в современных условиях и путей его совершенствования.

В соответствии с целью были сформулированы следующие задачи

курсовой работы:

1) рассмотреть понятие и методы системы управления организацией;

2) изучить задачи, принципы и функции управления организацией;

3) осуществить оценку эффективности системы управления организацией;

4) проанализировать систему управления магазина Магнит»;

5) разработать предложения по совершенствованию системы управления магазина «Магнит».

В курсовой работе использовались следующие методы: теоретический

анализ по проблеме исследования, формально-логический и системный методы научного познания, описание, сравнение, анализ и синтез.


Теоретическую и методологическую основу исследования составили

работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области теории анализа и оценки системы управления организациями. Источники, используемые в курсовой работе, следует считать надежными, так как они являются публикациями в серьезных издательствах, академиях наук. В основе работы – специальная, учебная литература, публикации в периодической печати. Кроме того, использована лишь актуальная литература, изданная в последние три-четыре года.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что

содержащиеся в нём выводы и рекомендации могут быть использованы в целях повышения эффективности системы управления организациями.

1. Теоретические аспекты системы управления организацией

1.1. Понятие и методы системы управления организацией

Под системой управления организацией понимается совокупность всех служб организации, всех подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, которые обеспечивают заданное функционирование [5, 15].

Важно отметить, что управление организацией представляет собой непрерывный процесс, который влияет на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.

Управление представляет собой целенаправленное воздействие на объект для достижения желательного состояния или конечных результатов.

Под управлением организации понимается видение предприятия к его цели, извлекая из этого максимальные возможности из ресурсов, которые имеются в его распоряжении [2, 626].

Итак, система управления организацией представляет собой совокупность правил действующих в организации, для которых необходимо определить:

- сущность, условия деятельности персонала, который образует организацию;

- порядок установления ключевой идеи деятельности организации;

- основную цель организацию;

- порядок контроля над деятельностью организации и пр. [9, 40].

Любой вид управленческой деятельности, безусловно связан с управлением людьми, которые объединены в рамках организации, в структуры, отделы и пр.


В.М. Мишин считает, что система управления  это своего рода совокупность взаимосвязанных между собой элементов и подсистем, которые взаимодействуют между собой и принимают участие в процессе функционирования системы управления. Данное определение затрагивает организационную структуру системы. Организационная структура разделяется по видам управленческой деятельности [12, 36].

Таким образом, управленческая деятельность – это, прежде всего управление социальными коллективами людей, которые рассматриваются как социально управляемые системы. В качестве социально управляемой системы может рассматриваться организация любого уровня: предприятие, цеха, компании и др. Каждая из этих систем представляет собой исследование объекта самостоятельно, который имеет свои особенности.

Система управления любой организации является сложной, созданной для сбора, анализа и переработки информации с целью получения определенного конечного результата при определенных ограничениях [3, 18]

Система представляет собой совокупность, которая состоит из элементов взаимосвязанных между собой, которые влияют на характеристику единого целого.

Так основными элементами системы управления организацией являются:

  1. методология управления;
  2. структура управления;
  3. процесс управления;
  4. технология управления;

Рассмотрим сущность данных элементов.

Под методологией управления понимается миссия, видение, цели, задачи, законы и принципы.

Структура управления включает в себя организационные структуры, функциональные структуры, алгоритм организационных отношений.

Под процессом управления понимается организационная культура, коммуникации, стиль общения, принятие управленческих решений.

Технология управления включает в себя организацию документооборота, оргтехнику, внешние и внутренние связи.

Следует подчеркнуть, что процесс управления предусматривает согласованные действия, которые и обеспечивают, в конечном счете, осуществление общей цели или набора целей, стоящих перед организацией. Для координации действий должен существовать специальный орган, реализующий функцию управления [4, 9].

Поэтому в любой организации существуют управляющие части и управляемые.

Рассмотрим данные части более подробно.

В управляющую часть входит дирекция, менеджеры и информационные подразделения, которые обеспечивают работу руководящего звена. Эту часть организации принято называть административно-управленческим аппаратом. Входным воздействием и конечным продуктом управляющей части является информация [6, 11].


Необходимым элементом организации выступает управляющее звено. На этом уровне принимаются управленческие решения как результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели. Управленческое решение принимается с целью преодоления возникшей проблемы, которая представляет собой не что иное, как реальное противоречие, требующее своего разрешения.

Заметим, что управленческое решение – это результат коллективного творческого труда. Оно всегда носит обобщенный характер. Даже когда руководитель самостоятельно принимает решение, то коллективный интеллект в явной или неявной форме влияет на процесс разработки индивидуального управленческого решения.

Управляемая часть – это различные производственные и функциональные подразделения, занятые обеспечением производственного процесса. То, что поступает на вход управляемой части, и то, что является ее выходом, зависит от типа организации [2, 629].

На рисунке 1 представим методы системы управления организацией.

Методы управления

Самоуправлен-ческие методы

Социально-психологические методы

Экономические методы

Организационно-административные методы

Рисунок 1 – Методы системы управления организацией

Рассмотрим более подробно методы управления организацией.

Первая группа включает в себя организационно-административные методы. Сюда относятся прямые и косвенные методы.

Под прямыми методами понимаются методы, которые необходимы для эффективного управления организацией. В процессе осуществления деятельности происходит возникновение непосредственной связи руководителя с подчиненным, а это нередко влечет за собой пассивность последнего.

Под косвенными методами понимаются методы, которые реализуются посредством постановки целей и стимулирования сотрудников. Действия, направленные на повышение мотивации сотрудников, положительно сказываются на деятельности работников организации [8, 24].

Таким образом, организационно-административные методы способствуют скоординированности работы сотрудников.

Вторая группа методов включает в себя экономические методы, под которыми понимается совокупность способов, направленных на успешное функционирование и развитие организации [6, 31].

К экономическим способам системы управления современной организацией следует отнести:

- экономический расчет прямым методом;


- хозяйственный расчет, направленный на соотношение расходов организации;

- разработка экономических показателей, таких как денежные затраты, доходы, число работников и пр.;

- анализ хозяйственной деятельности, направленный на изучение вариантов роста организации;

- ценообразование, финансирование, кредитование;

- экономическое стимулирование, как основной способ управления организацией, который направлен на экономические интересы работников организации.

Следующая группа представлена социально-экономическими методами управления. Данная группа методов представляет собой объединение определенных видов влияния на отношения в коллективе. К социально-психологическим способам относится: финансовое соревнование, деловые совещания, убеждение, самокритика и пр. [8, 26].

Под самоуправлением следует понимать преобразование делового коллектива либо индивида из объекта управления в субъект. Команда самостоятельно создает функциональные отделы, распределяет заработанные средства.

В подобной системе управления организацией весь состав участников деловой команды принимает участие в совещании на тему хозяйственной деятельности и совместно думает, как сохранить товарно-материальные ценности. Самоуправление характеризуется свободой выбора в принятии решений и обязательным выполнением этого решения всеми членами команды. Могут затруднить рост самоуправления факторы вроде разного уровня образования, квалификации, профессиональной пригодности или интеллекта членов коллектива [13, 239].

Таким образом, определение системы управления организацией как совокупности организационной структуры и процессов дает возможность более эффективной организации управления, адаптации к изменяющимся условиям среды.

1.2. Задачи, принципы и функции управления организацией

Основной задачей управления организацией является осуществление прибыльной деятельностью организации. Для выполнения данной задачи необходимо применение профессиональных возможностей и способностей каждого сотрудника организации [14, 124].

Важной задачей управления организацией выступает организация производства с использованием ресурсов организации, и обеспечение прибыльности от осуществления своей деятельности [22, 104].