Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Сущность и показатели экономической эффективности.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и показатели экономической эффективности
1.1 Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления
1.2 Совершенствование коммерческой деятельности предприятий
Глава 2. Оценка экономической эффективности коммерческой деятельности ООО «Фортуна»
2.1 Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Фортуна»
2.2. Оценка коммерческой деятельности ООО «Фортуна»
2.3. Совершенствование коммерческой деятельности ООО «Фортуна»
- покупатель диктует, что производить и в каком количестве (промышленность в целом работает на выпуск товаров промышленного и индивидуального назначения);
- расширение области анализа ассортимента товаров в коммерческой деятельности (использование элементов категорийного менеджмента в анализе ассортимента продукции). [18]
Как показывает практика проблем развития торговых предприятий, охватывающих экономические, организационные, социальные, правовые вопросы, много. По - своему составу они сложны и многогранны.
К ним относятся:
- расширение ассортимента для привлечения покупателей;
- изменение структуры ассортимента;
- поддержание стабильного положения на рынке за счет его конкурентоспособности;
- снижения цен на товар;
- разработка и реализация стратегий, например, маркетинговой, товарной, ценовой, диверсификации.
Успешные методы конкурентной борьбы являются гарантией процветания предприятия в различных экономических условиях, а необходимость разработки эффективной стратегии, адекватной сложившейся ситуации при постоянно изменяющихся внешних условиях позволяют формировать товарную стратегию. [19]
Товарная стратегия предприятия в условиях рынка самостоятельно им разрабатывается в рамках проведения товарной политики, которая в области ассортимента может быть направлена на:
1) увеличение оборачиваемости товаров, что приведет к снижению цен;
2) рост спроса за счет реализации разнообразного товарного ассортимента, что позволит привлечь еще больше покупателей;
3) изменение системы скидок. [20]
Следовательно, применяя товарную стратегию, направленную на совершенствование ассортиментной политики торговое предприятие должно учитывать следующие факторы:
1) текущие требования рынка;
2) изменение ассортимента в соответствии ожиданиям потребителей;
3) использование технических, финансовых, материальных и других возможностей предприятия. [21]
Таким образом, в условиях конкурентной борьбы торговым предприятиям необходимо постоянно искать пути совершенствования коммерческой деятельности для повышения ее эффективности при оперативном реагировании на изменения внешней среды. Однако решение данного вопроса требует дальнейшей проработки и реализации на практике.
Современный этап развития коммерции характеризуется ужесточением конкуренции на рынке товаров и услуг как со стороны отечественных коммерческих фирм, так и зарубежных торговых сетей. Активно наступают коммерческие сети и в небольшие города, вытес- няя с традиционных рынков потребительские общества. [22]
Российский опыт последних лет показывает, что единичные предприятия интенсивно осуществляют процессы слияний и поглощений, в результате чего повышается результативность их коммерческой деятельности. Такая тенденция усиливается особенно в условиях функционирования России в ВТО, так как небольшие обособленные хозяйственные единицы не способны создать серьёзного коммерческого эффекта и повысить конкурентоспособность.
Поэтому в условиях глобализации экономики в коммерции стали активно появляться торговые сети. Сеть магазинов представляют собой два или более торговых заведения, находящиеся под общим владением и контролем, продающие товары аналогичного ассортимента, имеющие общую службу закупок и сбыта, а возможно, и аналогичное архитектурное оформление. Основным отличительным признаком корпоративной сети является общность владения, централизованное управление и контроль.
У коммерческих сетевых предприятий – единый ассортимент. Решающую роль в организации коммерческой деятельности сетевой торговли играет центральный аппарат (штаб-квартира): в части формирования товарного ассортимента, товарных запасов, при выдаче крупных заказов с целью получения скидок за количество, при распределении товаров по отдельным ма- газинам, при разработке политики цен, стимулирования и прочих обязательных для всех магазинов торговых установок. [23]
Для придания каждому из магазинов сети отличительного и узнаваемого облика, нередко оформляют их в едином архитектурном стиле. Успех коммерческой деятельности корпоративных сетей основан на их способности добиваться ценовых преимуществ над независимыми торговыми фирмами благодаря увеличению объема продаж и снижению размеров наценок.
Сети обеспечивают рентабельность коммерческой деятельности несколькими способами. Во-первых, их размеры позволяют закупать большие партии товаров, получая максимальные скидки за количество, и одновременно экономить на транспортных расходах.
Во-вторых, они способны создавать оптимальные организационные структуры, нанимая грамотных менеджеров и разрабатывая специальные методики в области прогнозирования сбыта, управления товарными запасами, ценообразования и стимулирования.
В-третьих, сети способны объединять функции оптовой и розничной торговли, тогда как независимым торговым фирмам приходится сотрудничать со множеством мелкооптовых посредников.
В-четвертых, сети экономят на издержках по стимулированию сбыта, закупая рекламу, выгодную для магазинов сети, и относя расходы на большие количества товаров.
И в-пятых, сети дают своим магазинам определенную свободу коммерческих действий, чтобы они могли учесть местные потребительские предпочтения, факторы производства и успешно вести конкурентную борьбу на местных рынках.
Стоит заметить, что система потребительской кооперации фактически обладает огромной торговой сетью, однако она не использует тех преимуществ, которые даёт сеть. [24]
Этому мешает «измельченность» и разобщенность потребительских обществ, недостаточная разви- тость внутрисистемных и межхозяйственных связей, слабость внешних интеграционных процессов с аграрными предприятиями, отсутствие единой логистики, единых закупок и т.д.
Нам представляется, что в современных условиях функционирования коммерции предприятиям потребительской кооперации необходимо действительно организовать свою деятельность по сетевому методу.
Именно такой метод ведения коммерческой деятельности сможет создавать достойную конкуренцию другим фирмам, обеспечивая при этом выполнение социальных задач.
В настоящее время на уровне Центросоюза Российской Федерации разработана Концепция развития потребительской кооперации до 2015 г.
В ней как одно из важнейших мероприятий предусмотрено создание единых общероссийских торговых сетей. Ради справедливости следует отметить, что в настоящее время в системе проводится определённая работа по созданию единых закупочных центров, что дает свои преимущества.
По нашему мнению, эту работу следует усилить. Сетевой метод работы предприятий потребительской кооперации требует проведения определенных организационных действий, разработки коммерческой политики как в области формирования ассортимента, логистики, обслуживания покупателей, так и в работе с пайщиками, органами власти на местах, сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Поэтому представляется, что переход к работе предприятий торговли потребительской кооперации к сетевому методу следует осуществлять поэтапно и с большой осторожностью, мак- симально учитывая региональные и местные факторы.
Потребительская кооперация региона должна представлять собой крупнейшую торговую сеть, работать с которой будет выгодно всем товаропроизводителям. Следовательно, необходимое условие перехода на новый метод работы – внутрисистемная интеграция на региональном уровне.
Чтобы магазины потребительской кооперации могли успешно конкурировать, им нужно иметь «фирменный ассортимент» и единый бренд, отличаться качественными сельскохозяйственными продуктами и продукцией их переработки. [25]
Все отрасли потребительской кооперации должны быть включены в единую цепь: заготовка – производство – торговля и общественное питание. Ассортимент магазинов потребительской кооперации должен выступать под «зеленым» брэндом, т.е. привлекательный свежий вид, экологически чистые и относительно недорогие товары.
Следующее условие формирования единой сети – совершенствование структуры управления кооперативным хозяйством. Это прежде всего упрощение системы управления потребительскими обществами и союзами; активизация участия пайщиков в социально- экономической деятельности потребительских обществ.
При этом на уровне потребительских обществ основная функция должна быть сведена к управлению розничными продажами. Для ведения закупочной деятельности должен быть создан распределительный (логистиче- ский) центр на базе действующих оптовых предприятий системы – одно из главных условий создания сетевой системы.
Основная функция центра – централизация коммерческой деятельности по оптовым закупкам товаров и распределение по торговым предприятиям, управление финансами и товарными потоками, что обеспечивает наилучшие условия во взаимоотношениях с поставщиками и логистическими компаниями.
Централизацию финансовых средств планируется осуществлять на основе соглашения между потребительскими обществами. Обычно сетевая система предполагает конкретный тип и формат магазинов. [26]
Однако для системы потребительской кооперации следует форматировать розничную торговую сеть, сочетая стационарную и передвижную торговлю в зависимости от зоны обслуживания.
При этом розничные торговые предприятия, расположенные в малочисленных населенных пунктах, должны быть в основном малого формата, к которым относятся продуктовые магазины (мини-маркеты), магазины промышленных товаров, магазины на заправках, павильоны, киоски, лотки.
Потребительским обществам следует разработать перспективные схемы размещения таких предприятий в городах и рабочих поселках.
В спальных районах городов наиболее востребованы малые формы торговли – «магазины у дома» или «магазины за углом», еще их называют конвиньенс (от англ. convenience store – удобный магазин), магазин шаговой доступности. Их торговая площадь составляет 50-100 кв. м.
Разновидностями конвиньенсов являются мини-супермаркеты при АЗС, обычно обслуживающие покупателей через прилавок. Магазины самообслуживания типа конвиньенс – один из самых перспективных форматов торговли, очень устойчивых с точки зрения коммерции и востребованности покупателем, ассортимент их обычно ограничен основными группами товаров повседневного спроса и составляет порядка 500-2000 наименований.
Представляется, что этот формат доложен стать более востребованным в системе потребительской кооперации. Чтобы завоевать доверие покупателя, нужно провести определенную работу психологического и эстетического характера.
Глава 2. Оценка экономической эффективности коммерческой деятельности ООО «Фортуна»
2.1 Экономическая характеристика финансово-хозяйственной деятельности ООО «Фортуна»
Общество с ограниченной ответственностью «Фортуна» является частным коммерческим предприятием и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и уставом предприятия.
Согласно учетной политике ООО «Фортуна» является малым предприятием в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
По уставу организация занимается производственной, торгово-сбытовой и прочими видами деятельности.
Учредителем общества является Ларионов Андрей Васильевич. Он же является Директором данного предприятия. В администрацию входят директор, главный бухгалтер, консультант. Общая численность работников предприятия составляет 5 человек.
Преимущества структуры управления: единство и четкость распорядительства; согласованность действий исполнителей; четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненным; быстрота реакции в ответ на прямые указания; получение исполнителями увязанных между собой распоряжений и заданий, обеспеченных ресурсами;
Консультант подчиняется директору, выполняет функции менеджера по продажам, занимается продажами, участвует в проводимых им регулярных совещаниях и отчитывается по всем вопросам, связанным с деятельностью предприятия.
Директор определяет порядок приема и увольнения работников, формы, системы и размер оплаты труда, распорядок рабочего времени, порядок предоставления выходных дней и отпусков работникам.