Файл: Коммерческая деятельность розничного торгового предприятия и ее совершенствование (Сущность и показатели экономической эффективности.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы определяется тем, что рыночная экономика обуславливает необходимость развития экономического анализа в первую очередь на микроуровне, то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия и составляют основу рыночной экономики.

В условиях дальнейшего развития рыночных отношений основной проблемой торговых предприятий является обеспечение непрерывности развития в рамках жесткой конкурентной борьбы.

Поэтому торговые предприятия в быстроменяющейся ситуации должны концентрировать свое внимание на внутреннем состоянии дел: повышать эффективность своей коммерческой деятельности, ориентированной на рынок, и постоянно ее совершенствовать.

Изучение проблемы совершенствования коммерческой деятельности торгового предприятия сегодня является актуальным.

Это объясняется следующим:

1) ростом торговых предприятий, создающих жесткую конкуренцию;

2) спецификой работы торгового предприятия (например, типом розничного торгового предприятия; продаваемым им ассортиментом; группами покупателей и т.д.);

3) совершенствованием коммерческой деятельности торгового предприятия, нацеленной на получение прибыли, при использовании различных комбинаций, разрабатываемых и реализуемых мероприятий;

4) избирательностью самого покупателя.

Однако в настоящее время единый комплексный подход к совершенствованию коммерческой деятельности отсутствует. Нельзя отрицать тот факт, что имеют место новые экономические подходы в сфере совершенствования коммерческой деятельности.

К ним относятся:

- исследование рынка продовольственных и непродовольственных⎯ товаров с целью поиска новых ниш рыночной торговли;

- быстрая смена ассортимента товаров, способная удовлетворить⎯ потребности различных групп покупателей;

- укрепление конкурентоспособности товара и предприятия;

- повышение качества производимого и реализуемого товара;

- совершенствование сбытовой деятельности;

- реализация рациональной ценовой политики;

- стимулирование объема продаж;

- разработка и реализация маркетинговой стратегии, направленной на повышение эффективности деятельности торгового предприятия.

Основу концепции коммерческой деятельности составляют: возрастающая роль коммерции в рыночной экономике, знание ее мотивационных установок, умение их формулировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед торговым предприятием.


При этом необходимо руководствоваться коммерческими соображениями относительно рынка и внешней среды.

Главное в коммерческой деятельности – комплексный подход, сочетающий принципы ее проектирования, целевые ориентиры и стратегию развития.

Целью работы является анализ эффективности коммерческой деятельности предприятия и выявление резервов ее повышения.

Объект – торговое предприятие ООО «Фортуна».

Предметом исследования являются тенденции, закономерности и направления повышения социально-экономической эффективности работы предприятия, экономические и финансовые результаты его деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получившие отражение через систему экономической информации.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

определить сущность экономической эффективности;

исследовать методику оценки экономической эффективности торгового предприятия;

выявить основные показатели экономической эффективности;

проанализировать эффективность деятельности ООО «Фортуна»;

оценить имущество предприятия и источники его формирования, платежеспособность и финансовую устойчивость;

провести анализ эффективности использования ресурсов.

Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложения.

Во введении раскрывается актуальность, изученность, объект, предмет, цель и задачи обозначенной темы.

В первой главе – «Сущность и показатели экономической эффективности» – были рассмотрены понятие экономической эффективности и необходимость ее повышения в условиях рыночной экономики; показатели оценки экономической эффективности деятельности предприятия; факторы, влияющие на экономическую эффективность деятельности предприятия.

Во второй главе - дана характеристика ООО «Фортуна», организационно-финансовой деятельности организации, анализ ее эффективность и комплексная оценка эффективности.

Глава 1. Сущность и показатели экономической эффективности


1.1 Коммерческая деятельность торгового предприятия: сущность и основные направления

Актуальность обращения к сущности коммерческой деятельности торговых предприятий вытекает из того обстоятельства, что роль торговых операций внутри страны и за ее пределами постоянно возрастает, что требует повышенного внимания к вопросам цены, продвижения, сбыта, качества товаров, т. е. к вопросам организации коммерческой работы. [1]

Развитие рыночных отношений в нашей стране создает новую экономическую ситуацию, связанную со свободным формированием хозяйственных связей торговли с промышленными предприятиями и гибким ценообразованием. Торговые предприятия действуют в условиях свободы договоров, конкуренции, жесткой экономической ответственности.

Такое положение требует экономико-организационных условий, без которых невозможно повышение эффективности деятельности хозяйствующих субъектов рынка, в том числе розничной торговли.

Сущность коммерческой деятельности торговых организаций по большому счету сводится к выполнению торгово-посреднических операции и мер по продвижению и сбыту товара и доведению его до конечного потребителя (если брать сферу розничной торговли) и до розничных продавцов (если брать сферу оптовой торговли).

Если обратиться к толкованию понятий «коммерческая деятельность», «торговля», то можно обнаружить много общих черт.

В самом широком смысле под коммерцией понимается «любая предпринимательская деятельность юридических, а также физических лиц по осуществлению операций купли-продажи товаров и оказанию услуг с целью удовлетворения спроса на товары и услуги и получения прибыли».

Впервые понятие «коммерческая деятельность» было сформулировано Гарвардской школой управления коммерческой деятельностью в 1958 году.

Классическое определение гласит: «коммерческая деятельность существует для удовлетворения с прибылью потребительских требований». М.А. Федорова включает в состав коммерческой деятельности торговых предприятий как вопросы организации торгово-технологических операций, так и процесс управления ими со стороны специально созданных коммерческих служб такого предприятия. [2]

С.Н. Виноградова рассматривает вопросы организации коммерческой работы и дает определение применительно к условиям административно- командной системы. Однако эти определения не отвечают современным требованиям и не отражают сущности коммерческой работы, ее целей и задач в условиях рыночной экономики. [3]


Другие ученые определяют коммерческую деятельность в условиях рыночной экономики как совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов.

Так, Л.В. Балабанова считает, что коммерческая деятельность – это «совокупность элементов торговой деятельности, направленной на получение доходов». В ряде источниках говорят не о коммерческой деятельности, а о коммерческой работе. Многие исследователи считают эти термины синонимами, что не совсем правильно.

Так, например, П.И. Вахрин определяет коммерческую работу как «основанную на хозяйственном расчете деятельность торговых предприятий, связанную с отношением торгового обмена и организацией доведения товаров от производств до сферы потребления в целях удовлетворения платежеспособного спроса». [4]

В представленном выше определении прослеживается только социальная цель коммерческой работы и отсутствует экономическая, т. е. получение прибыли. Кроме того, данное определение грешит не полнотой, поскольку коммерческой работой могут заниматься не только торговые предприятия, но и предприятия промышленности и оказания услуг. [5]

Представляется определить коммерческую работу более узко, как совокупность действий работников коммерческих подразделений предприятий по реализации коммерческих целей предприятия. Операционный подход к коммерческой деятельности прослеживается и в других исследованиях. Так, например, по мнению Л.М. Осиповой и И.М. Синяевой, «коммерческая деятельность – это комплекс операций организаций по исследованию рынков, ведению рекламы, вступление в договорные отношения с посредниками, банками и т. д.».

В условиях рыночной экономики забота о финансах является важным элементом деятельности каждого предприятия.

Именно для эффективного управления финансами необходимо проводить финансовый анализ.

Содержание и основная целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики.

По мнению большинства ученых финансовое состояние – это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия и важная составляющая эффективного управления финансами.

Анализ финансового состояния предприятия позволяет оценить ликвидность, финансовую устойчивость, рентабельность, деловую активность. [6]


Он необходим для выявления факторов, влияющих на его финансовое состояние, оценки количественных и качественных изменений показателей развития, оценки финансового положения предприятия на определенный момент времени и др.[7]

Концепцию финансового анализа формирует его цель, задачи, методы. Финансовый анализ осуществляется с целью удовлетворения интересов внутренних и внешних пользователей, заинтересованных в информации о деятельности предприятия: собственники предприятий и руководители, инвесторы, государственные, негосударственные и финансовые органы.

Практически все пользователи финансовых отчетов используют методы анализа финансового состояния предприятия для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Финансовый анализ деятельности предприятия может осуществляться с помощью различных методов в зависимости от подхода.

Каждый метод имеет свои задачи и свои слабые и сильные стороны.

К ним можно отнести:

- методики, разработанные на системе коэффициентов;

- методики, содержащие интегральные показатели;

- методики, содержащие системы неравенств;

- многомерные статистические методы и элементарные экономико- математические методы и модели.

Несмотря на то, что многие авторы предлагают собственные методики анализа, все они укладываются в общую схему, которая включает анализ: имущества и источников его формирования; ликвидности и платежеспо- собности; финансовой устойчивости; рентабельности; деловой активности. [8]

Существуют и другие методики анализа финансового состояния. Методика сравнительной рейтинговой оценки, разработанная А. Д. Шереметом, Р. С. Сайфулиным и Е. В. Негашевым, методика финансового анали- за И. Т. Балабанова, Г. А. Савицкой, Е. А. Игнатовой и Л. Я. Прокофьева, Н. П. Любушина и В. Г. Дьяковой и др.

Выбор той или иной методики проведения финансового анализа зависит от вида деятельности предприятия, поставленных целей, стратегий развития, особенностей внешней среды, а также профессиональных знаний руководства.

В условиях рыночной экономики деятельность каждого хозяйствую- щего субъекта становится предметом внимания значительного круга пред- приятий и лиц, заинтересованных в результатах его функционирования. С одной стороны, вступая во взаимоотношения с партнерами, предприятия должны подтвердить результативность своей деятельности, финансовую устойчивость и платежеспособность.