Файл: Банкротство страховых организаций (Общие аспекты банкротства страховых организаций).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 276

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В период рыночных реформ большая часть российских предприятий оказалась в тяжелом экономическом положении. Это связано не только с общей ситуацией в стране, но и со слабостью финансового управления на предприятиях. Отсутствие навыков адекватной оценки собственного финансового состояния, анализа финансовых последствий принимаемых решений поставили многие из них на грань банкротства. Так что знание методов финансового анализа, умение разработать план оздоровления предприятия стали необходимой предпосылкой эффективного управления организацией.

Каждый менеджер знает: худшее, что может случиться с предприятием, - это банкротство. Поэтому, принимая любое решение, руководитель прежде всего старается его избежать, а потом только уже соизмеряет возможные прибыли и убытки.

Однако, рано или поздно, по вине ли плохой конъюнктуры рынка, кризиса ли ресурсов, неэффективного ли управления, банкротство может случиться с любым предприятием. Более глубокие причины следует искать в невозможности предвидеть состояние рынка в перспективе. Рынок требует от предпринимателя гибкости и приспособления. Слабость механизма адаптации предприятия к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды лежит в основе возможности банкротства.
Рыночная экономика и банкротство тесно связаны между собой. Без процедуры банкротства экономика становится неэластичной, так как переток финансовых, трудовых и материальных ресурсов от неэффективно к успешно работающим предприятиям становится невозможен.

От меры экономической ответственности субъектов хозяйствования зависит эффективность любой экономики. Механизм реализации экономической несостоятельности и банкротства является одной из форм осуществления процесса передачи права собственности и всей полноты экономической ответственности от одного субъекта хозяйствования к другому. Первым переделом собственности на постсоветском пространстве стала приватизация. Вторым - процессы банкротства. По российской статистике в 90% случаев в банкротстве предприятий виноваты некомпетентные менеджеры. Основной целью курсовой работы явилась раскрытие финансовых аспектов банкротства предприятий и обзор российского законодательства о банкротстве. Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

· раскрыть сущность понятия банкротства, определить виды, указать основные причины банкротства предприятий;

· описать российскую и западные методики оценки потенциального банкротства и сделать необходимые выводы об условиях их применимости;


· описать особенности финансового состояния предприятий на разных стадиях банкротства;

· раскрыть пути выхода российских предприятий из кризисной ситуации;

· сделать обзор российского законодательства о банкротстве.

Общие аспекты банкротства страховых организаций

Актуальность исследования финансово-правовых аспектов несостоятельности (банкротства) страховых организаций в современных условиях развития российской экономики имеет особую значимость, так как снижение рентабельности деятельности, платежеспособности и финансовой устойчивости значительного числа страховых компаний вызвало рост неисполнения обязательств, введения процедур банкротства и отзыва у них лицензий. С учетом того факта, что страховые организации выполняют важную функцию поддержки социальной и финансовой стабильности государства, принимают на себя риски физических и юридических лиц, их банкротство вносит не только дополнительные риски для страхователей, но и является фактором, препятствующим возможности экономического роста, и угрозой экономической безопасности государства, что требует принятия незамедлительных мер.

Целесообразность исследования такого явления, как банкротство (несостоятельность) страховых организаций, как с правовой, так и с финансовой позиции обуславливается недостаточной степенью разработанности данной проблемы. До последнего времени она рассматривалась лишь в контексте отдельных положений экономической характеристики финансовой устойчивости страховщиков и в общей массе вопросов института несостоятельности (банкротства). На наш взгляд, комплексное исследование несостоятельности (банкротства) страховых организаций в контексте финансово-правовой взаимосвязи и взаимообусловленности позволит не только выявить проблемы в нормативном регулировании деятельности страховщиков, но и выработать экономические меры преодоления финансовых затруднений для предотвращения банкротства страховых предпринимательских структур. Научная новизна исследования состоит в том, что оно представляет комплексное изучение правовых и финансовых проблем, возникающих в процессе функционирования российских страховых компаний, влекущих их несостоятельность (банкротство), в ходе систематизации которых были выработаны направления их преодоления для обеспечения устойчивого развития страхового рынка в России.

Целью исследования является обобщение правовых норм законодательства и разработка экономических мер предупреждения несостоятельности, влекущей банкротство страховых организаций в России. Для реализации указанной цели в исследовании были поставлены и решены следующие задачи: институциональный анализ динамики развития страхового рынка России с позиции влияния на него страховых компаний — банкротов; выявление финансово - правовых причин банкротства российских страховщиков; систематизация нормативных изменений российского законодательства о банкротстве страховых компаний; развитие превентивных антикризисных мер управления страховыми организациями для предотвращения их банкротства на основе диагностики кризисных ситуаций, внедрения мер пруденциального надзора и финансового оздоровления. Теоретическая значимость исследования состоит в том, что оно вносит определенный вклад в область правового регулирования и финансового оздоровления страховых предпринимательских структур. Практическая значимость исследования обусловлена высокой степенью неопределенности развития страхового рынка России на современном этапе из-за роста числа страховых организаций — банкротов. Полагаем, что предложенные меры финансово - правового характера позволят укрепить финансовую устойчивость страховщиков, что снизит вероятность их несостоятельности (банкротства) и обеспечит возможность устойчивого развития отечественного рынка страхования.


Страховой рынок в России в настоящее время оказался в сложнейшей ситуации, что обусловлено рядом внешних и внутренних причин объективного и субъективного характера. С одной стороны, ухудшение макроэкономической ситуации в стране в первую очередь сказалось на снижении покупательной способности населения, объемах кредитования и активности на всех сегментах как реального, так и финансового рынка, что в некоторой степени объясняет сокращение темпов прироста страховых взносов, замедление роста страхового рынка и ухудшение финансовых результатов страховщиков.

Особенности рассмотрения для о банкротстве страховых организаций

В экономическом обороте страховая организация (далее - СО) выступает в роли страховщика, согласно ст. 6 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Особенности судебного этапа банкротства СО.

  1. Возбуждение дела о банкротстве СО и введение процедур банкротства не требует предварительного отзыва лицензии на право заниматься страховой деятельностью и согласия органа страхового надзора.
  2. Расширен круг лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве. В него включен федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ осуществлять надзор за страховой деятельностью (Федеральная служба страхового надзора).
  3. Продажа имущественного комплекса СО в ходе внешнего управления обусловлена требованиями федеральных законов, регулирующих страховую деятельность.
  4. Продажа имущественного комплекса СО в ходе конкурсного производства обусловлена соблюдением следующих условий. Покупателем может выступать только СО, имеющая соответствующую лицензию. Покупатель должен принять на себя договоры страхования, срок действия которых не истек и по которым страховой случай не наступил на дату признания СО банкротом.
  5. Правовые последствия банкротства СО для ее кредиторов - страхователей (выгодоприобретателей) зависят от того, наступил ли страховой случай на дату признания СО банкротом. Те договоры, по которым страховой случай не наступил, прекращаются с момента признания страховщика банкротом. Если страховой случай наступил, страхователи или выгодоприобретатели имеют право требовать осуществления страховой выплаты.
  6. Изменена очередность удовлетворения требований кредиторов третьей очереди (ст. 186 Закона о банкротстве):

  • в первую очередь удовлетворяются требования застрахованных, выгодоприобретателей по договорам обязательного личного страхования;
  • во вторую очередь - требования выгодоприобретателей, страхователей по иным договорам обязательного страхования;
  • в третью очередь - требования застрахованных, выгодоприобретателей, страхователей по договорам личного страхования. Сюда же включаются требования по договорам, страховой случай по которым не наступил на дату признания страховщика банкротом, в результате чего они прекратились; - в четвертую очередь - требования иных кредиторов.

7. Установлены особенности банкротства СО по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. В случае, если страховая выплата по обязательному страхованию не может быть осуществлена вследствие применения к страховщику процедуры банкротства, в счет возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевшего, производятся компенсационные выплаты. В части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью нескольких потерпевших, компенсационные выплаты устанавливаются в размере не более 240 тыс. руб. одного потерпевшего - не более 160 тыс. руб. В части возмещения вреда, причиненного имуществу нескольких потерпевших, размер выплат - не более 160 тыс. руб. одного потерпевшего - не более 120 тыс. руб. При этом выплаты уменьшаются на сумму произведенного страховщиком и (или) ответственным за причиненный вред лицом частичного возмещения вреда.

Банкротство страховых организаций

Мировой экономический и финансовый кризис оказал значительное влияние на российскую экономику. Обострились проблемы развивающегося страхового рынка РФ. Одной из проблем является ориентированность ряда компаний на увеличение объёма продаж без обеспечения должного контроля за финансовой устойчивостью. 

Сокращение объёма собираемых премий при уменьшении страховых резервов, обеспеченных высоколиквидными активами, серьёзно ухудшило положение таких страховщиков. Большинство страховых компаний не имеют возможности достичь финансовой состоятельности и гарантировать финансовую стабильность страхователям. 

В настоящее время количество российских страховых компаний имеет устойчивую тенденцию к сокращению.  Даже у некоторых крупных компаний уровня топ-30 ощущается недостаток собственных средств. И они принимают решение о привлечении капитала, в том числе зарубежного. 


Одним из множества показателей надёжности страховщика является его уставный капитал. С 2012 года  по законодательству уставный капитал страховщика должен составлять 120 млн руб. В связи с этим многие компании предпочтут либо уйти с рынка, либо предпринять меры для слияния с коллегами.

Функции государственного надзора за страховой деятельностью в Российской возложены на  Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) и Банк России. Ранее осуществлявшая надзор  Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) присоединена к ФСФР.

Орган страхового надзора способен первым определить признаки несостоятельности страховой компании, еще до того, как этот факт становится очевидным для большинства её кредиторов. Однако подать заявление о признании компании банкротом этот орган не вправе. Он может только принимать участие в процессе банкротства.

Обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве страховой компании может сам должник, конкурсные кредиторы, органы, уполномоченные на взыскание налогов и иных обязательных платежей, временная администрация, контрольный орган и профессиональное объединение страховщиков.

Основными законодательными актами системы правового регулирования несостоятельности (банкротства) страховых компаний являются Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02г. и Федеральный закон «Об организации страхового дела в российской Федерации».

В соответствии с действующим законодательством страховая компания считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если сумма требований кредиторов по денежным обязательствам и (или) обязательным платежам к страховой компании в совокупности составляет не менее 100 тыс. руб. и эти требования не исполнены в течение 14 дней со дня наступления даты их исполнения. 

Основанием для назначения временной администрации и применения мер по предупреждению банкротства страховой организации являются:

  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок, установленный федеральным законом, договором страхования или вступившим в законную силу судебным актом, обязанности по осуществлению страховой выплаты или выплаты страховой суммы;
  • Неисполнение или ненадлежащее исполнение иного требования кредиторов по денежным обязательствам.  

Временная администрация назначается на срок от трех до шести месяцев. По ходатайству временной администрации решением контрольного органа срок деятельности временной администрации может быть продлен не более чем на три месяца при условии, что общий срок деятельности временной администрации не превысит девять месяцев.