Файл: Принципы построения налоговых систем развитых стран.(Налоговые системы зарубежных стран: особенности формирования и развития).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Налоговые системы зарубежных стран: особенности формирования и развития
1.1. Понятие и содержание налоговой системы государства
1.2. Особенности налоговых систем США и Канады
1.3. Налоговые системы некоторых европейских стран
2.1. Сравнительный анализ современных систем налогообложения промышленно развитых стран и России
2.2. Пути развития налоговой системы России с учетом опыта зарубежных стран
Для получения реальных денежных доходов государства большое значение имеет налогообложение доходов хозяйствующих субъектов, занимая больше 25% в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета, что фактически задает определенные ограничения в использовании регулирующего потенциала налогов[63].
Налогообложение собственности, которое в условиях тотальной приватизации могло бы быть полноценной формой мобилизации финансовых ресурсов, не стало таковым в силу существенно заниженной стоимости имущества и отсутствия объективной системы оценки стоимости земельных участков. Главным источником государственных доходов в России являются косвенные налоги, среди которых первостепенное значение имеет НДС, занимающий 25,6% в структуре консолидированного бюджета и 44,6% в структуре федерального бюджета. Такое положение определяется простотой взимания и администрирования этого вида налогов и возможностью переложить тяжесть его уплаты на население[64].
Сведем общие результаты сравнительного анализа систем налогообложения различных государств в следующую таблицу 1.
Таблица 1
Результаты сравнительного анализа современных систем налогообложения промышленно развитых стран и России[65]
Название страны |
Уровень реализации экономической (регулирующей) функции |
Уровень реализации фискальной функции |
||||||
Инвестиционный потенциал |
Региональный потенциал |
Отраслевой потенциал |
Конкурентный потенциал |
Доходы физических лиц |
Доходы юридических лиц |
Собственность (имущество) |
Акцизные платежи |
|
США |
средний |
средний |
низкий |
высокий |
высокий |
средний |
средний |
низкий |
Канада |
средний |
высокий |
низкий |
средний |
высокий |
низкий |
низкий |
средний |
Германия |
высокий |
высокий |
низкий |
высокий |
высокий |
средний |
высокий |
высокий |
Франция |
средний |
низкий |
низкий |
высокий |
средний |
высокий |
средний |
высокий |
Испания |
средний |
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
средний |
высокий |
Россия |
низкий |
средний |
низкий |
низкий |
низкий |
высокий |
низкий |
высокий |
Степень реализации той или иной функции или ее отельных составляющих должна быть адекватна, во-первых, реальной экономической ситуации и, во-вторых, поставленным целям и задачам социально-экономического развития.
Стратегической целью совершенствования налоговой системы России должно быть развитие стимулирующей функции налогов. Активизация стимулирующей функции налогообложения позволяет правительству осуществлять управление экономическим развитием страны с помощью различных налоговых рычагов и системы льгот. В Российской Федерации до настоящего времени доминирует фискальная функция налогообложения, что вызвано трудностями переходного периода в процессе становления рыночной экономики, общим экономическим спадом в стране, заметной криминализацией общественного производства[66].
Разработки в области поиска оптимальных форм активизации стимулирующей функции налогообложения показали, что к одним из наиболее действенных мер в этом процессе правомерно отнести установление таких налогов, как инвестиционный налоговый кредит (процентная доля соответствующих расходов, которая получается авансом, за счет сокращения фактических налоговых выплат с вложенного капитала) или корпоративный налог, а также развитие систем льгот для предприятий, относящимся к наиболее важным для экономического развития страны отраслям[67]. Для них, в частности, предусматривается разрешение ускоренной амортизации, налогового стимулирования инвестиций и частного предпринимательства. Минимизация диспропорций между различными секторами экономики, по мнению ряда западных специалистов, может быть достигнута на общегосударственном уровне через введение такой меры, как допущение и возможность расчета амортизации, исходя из полной стоимости оборудования независимо от его года изготовления при покупке и срока использования на данном предприятии. Это весьма актуально в условиях изношенности основных фондов российских предприятий[68].
При этом опыт западных стран показал, что указывая на необходимость развития стимулирующей функции налогообложения, важно не забывать о том, что сама по себе эта функция может оказать сравнимое негативное воздействие как фискальная. В российских условиях применение таких методов вызвало увеличение фактов использования этих возможностей в криминальных целях. Массовый характер имели случаи невыполнения условий инвестиционного налогового кредита. При этом все это использовалось только для получения дополнительной выгоды для хозяйствующих субъектов, но не для государства, которому был нанесен ущерб. Это повышает значимость роли правоохранительных органов, которую они играют в налоговой сфере, регулировании процессов в экономике.
Более высокая активность правоохранительных органов, действующих в сфере налогообложения, позволит уже сейчас активно внедрить многие из западных разработок в области исследовательского налогового кредита. При этом представляется целесообразным включать в затраты на НИОКР прежде всего расходы на оплату труда исследователей и техников, авансы, выданные организациям или привлеченным экспертам, функциональные издержки, связанные с исследованиями, амортизационные отчисления по недвижимому имуществу, используемому при проведении исследований, расходы на патенты[69].
Сегодня очень важно сохранить и приумножить накопленный багаж в области фундаментальных исследований[70]. Для этого необходимо как можно быстрее внедрить систему налоговых льгот для научных организаций, ассоциаций, общественных объединений занимающихся фундаментальными исследованиями в области естественных и гуманитарных наук, выпуском научной литературы по вопросам права, социологии, экономики, биологии и т.п., в том числе и классического научного наследия России. Необходимо предусмотреть и значительные налоговые льготы для предприятий и организаций, частных лиц, поддерживающих такого рода деятельность.
Знакомство с западным опытом позволяет сделать выводит и о том, что, наряду со стимулирующей, в России недостаточно развита социальная функция налогообложения. Об этом свидетельствует в первую очередь то, что в отношении к другим налоговым поступлениям в России доля подоходного налога с населения заметно ниже, чем у сопоставимых западных стран. И это несмотря на переход от пропорционального обложения к прогрессивному. Относительно небольшая роль подоходного налога отражает низкий жизненный уровень россиян[71].
Ослабленность социальной функции налогообложения проявляется и в том, что взносы на социальное страхование почти всецело приходятся на поступления от предприятий, по относительной доле которых во всех налоговых поступлениях Россия уступает лишь Франции и Италии. Но при сопоставлении страховых взносов из всех источников (включая взносы самих застрахованных) Россия уступает большинству стран. Ниже чем у нас эти показатели только в Англии и Канаде. Однако это страны с более высоким уровнем жизни, чем в России[72].
Дополнительные направления обеспечения экономической безопасности в вопросе совершенствования налоговой системы России следует считать усиление ее социальной и стимулирующей функции. Конечно, возможности усиления нефискальных функций, то есть функций социальной направленности и функций, стимулирующих производство, в системе налогообложения России непосредственно связаны с состоянием ее экономической безопасности. Очень трудно создавать эффективную, социально-ориентированную налоговую систему на фоне стагнации производства, в стране, не накопившей достаточного опыта рыночного хозяйствования. Только преодолев последствия экономического кризиса при значительном расширении базы налогообложения, можно реально создать налоговую систему, которая обеспечивала бы развитие нормальной рыночной экономики.
Сравнение опыта зарубежных стран с ситуацией в Российской Федерации позволило выделить ряд дополнительных причин роста количества налоговых преступлений, являющихся следствием несовершенства российского налогового законодательства, которое не соответствует основным характеристикам, присущим стабильной налоговой системе[73].
Во-первых, недостаточное правовое воспитание и налоговая культура граждан России.
Во-вторых, отсутствие неотвратимости наказания за совершение налоговых правонарушений и преступлений, а также безусловная мягкость первых санкций за налоговые правонарушения и уголовного наказания за налоговые преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации.
В-третьих, наличие большого количества разнообразных налоговых льгот, которые не всегда эффективны.
В-четвёртых, нестабильность экономической ситуации в стране, стремление многих граждан любым способом скорее получить прибыль, конвертировать ее и спрятать.
В-пятых, продолжает оставаться высоким порог терпимости к преступным проявлениям в сфере налогообложения, превращение преступника в общественном сознании в удачливого и оборотистого человека[74].
Таким образом, опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РФ.
2.2. Пути развития налоговой системы России с учетом опыта зарубежных стран
Налоговая система служит в настоящее время основным рычагом государства, которым можно действенно регулировать экономические процессы в условиях развивающегося рынка.
Вместе с тем, при разработке и принятии налоговых законов или глав Налогового кодекса зачастую совершенно не принимается во внимание такое понятие, как технологичность сбора налогов и контроль за их поступлением. Особенно ярко это проявилось в главе 24 Налогового кодекса о социальном налоге, так как трудно придумать что-либо более громоздкое и усложненное, чем действующий порядок его расчета, предусматривающий регрессию налоговых ставок по отношению к каждому отдельно взятому работнику организации[75].
С введением в действие Главы 23 Налогового кодекса сбор налога с физических лиц возрос. Однако на этом основании еще рано говорить об успехах «плоской шкалы» налога. Налогообложение доходов физических лиц имеет и ряд недостатков[76].
Недостаточно продуман вопрос об определении нерезидентов Российской Федерации, которые уплачивают налог на доходы по ставке 30% и не пользуются налоговыми вычетами. Ведь в их число невольно попадает некоторое количество граждан РФ, в силу служебной или иной необходимости проживающих более 183 дней в календарном году за пределами России. Не отработана система налогообложения случайных доходов, как, например, выигрышей, облагаемых по ставке 35%. В результате малообеспеченному человеку становится почти невозможным получить свой вещевой выигрыш в денежно-вещевой лотерее.
Не решен вопрос и об оптимальной величине налога на добавленную стоимость. Российский НДС сегодня является одним из наиболее высоких среди развитых стран, не считая скандинавских стран, где он доходит до 25% (Швеция, Дания). Многие экономисты являются сторонниками снижения НДС, считая, что это должен быть постепенный процесс – на 1–2 пункта, но ни в коем случае не резкое уменьшение в 1,5–2,0 раза. Последнего российский бюджет просто не выдержит.
Много вопросов вызывает освобождение малых предприятий и индивидуальных предпринимателей на двенадцать последовательных налоговых периодов от исполнения обязанностей налогоплательщика, если в течение предшествующих трех налоговых периодов налоговая база данных налогоплательщиков не превысила одного миллиона рублей. Подобное положение попросту создает еще одну, притом легальную, лазейку для ухода от налогообложения. Налоговые органы уже отмечают тенденцию дробления определенной части субъектов малого предпринимательства. Стремление законодателей обеспечить и усилить поддержку малого бизнеса понятно. Но государство должно в то же время защищать свои бюджетные интересы, устраняя возможности разного рода финансовых махинаций.
Не меньше проблем вызывает нулевая ставка налога на добавленную стоимость при транспортировке грузов, импортируемых в Российскую Федерацию. Само по себе это противоречит идее активного использования во внешней торговле принципа страны назначения. Этот принцип предполагает освобождение от налога на добавленную стоимость экспортируемых товаров и услуг по их транспортировке в стране происхождения. Обложению же НДС подлежат товары, ввозимые на территорию страны назначения. Услуги по доставке товара никак не могут быть отделены от самого ввозимого груза. Естественно, что транспортные операции должны облагаться налогом на добавленную стоимость таким же точно образом, как и сам товар.