Файл: Оборотные активы предприятия. Теоретические аспекты оборотного капитала.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- отгруженные товары - по себестоимости единицы;

- оценка и выпуск готовой продукции – по фактической себестоимости;

- отгруженная готовая продукция – по средней себестоимости.

Основные показатели деятельности компании представлены в Таблице 3.1.

Таблица 3.1

Основные показатели деятельности ООО «Алиса»

Показатель

Сумма в тыс. руб.

2011

2012

2013

Выручка от продаж

95142

98666

96848

Себестоимость

90121

93186

91239

Прибыль от продаж

1376

1802

1762

Прибыль до налогообложения

941

828

315

Чистая прибыль

743

536

-10

Активы

12194,5

13497,5

17724,5

3.2 Оценка состава и динамики оборотного капитала предприятия

Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга, поэтому используем стандартную аналитическую таблицу, характеризующую как состав, так и структуру имущества, динамику его составляющих. Анализ состояния активов компании представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Анализ состояния активов ООО «Алиса»

Период

2011

2012

2013

начало

конец

начало

конец

начало

конец

Внеоборотные активы

1586,00

1452,00

1452,00

1282,00

1282,00

3219,00

Оборотные активы

10949,00

10402,00

10402,00

13859,00

13859,00

17089,00

Активы

12535,00

11854,00

11854,00

15141,00

15141,00

20308,00

Среднее значение актива

12194,50

13497,50

17724,50

Период

2011

2012

2013

доля, н.

доля, к.

доля, н.

доля, к.

доля, н.

доля, к.

Внеоборотные активы

12,65

12,25

8,47

15,85

Оборотные активы

87,35

87,75

91,53

84,15

Активы

100

100

100

100


В 2011 году доля оборотных активов в общем объёме имущества предприятия незначительно увеличилась с 87,35 % до 87,75% (на 0,40 % пункта), а внеоборотных активов, наоборот, уменьшилась с 12,65 % до 12,25 % (на 0,40 % пункта), что говорит о незначительном ускорении оборачиваемости активов предприятия в данном отчётном периоде, но, в общем доли оборотных и внеоборотных активов остались на уровне конца прошлого отчетного периода.

В 2012 году доля оборотных активов в общем объёме имущества предприятия увеличилась с 87,75% до 91,53% (на 3,78 пункта), а внеоборотных активов, наоборот, уменьшилась с 12,25 % до 8,47 % (на 3,78 пункта), что говорит о значительном ускорении оборачиваемости активов предприятия в данном отчётном периоде по сравнению с прошлым.

В 2013 году доля оборотных активов в общем объёме имущества предприятия уменьшилась с 91,53% до 84,15% (на 7,38 пункта), а внеоборотных активов, наоборот, увеличилась с 8,47 % до 15,85 % (на 7,38 пункта), что говорит о значительном замедлении оборачиваемости активов предприятия в данном отчётном периоде по сравнению с прошлым.

Динамика оборотного капитала компании представлены в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Темпы прироста и изменения структуры оборотных активов ООО «Алиса»

Наименование

Темпы прироста

Изменение структуры ОА

2011

2012

2013

2011

2012

2013

Запасы

-13,42

63,34

25,74

- 6,04

14,09

1,5

Материалы

13,33

68,59

25,76

9,5

15,57

1,48

Готовая продукция

- 84,77

-23,75

-9,42

- 16,11

-1,31

-0,47

Расходы будущих периодов

6000

-4,90

262,07

0,58

-0,16

0,81

НДС по приобретённым ценностям

- 74,06

264,95

123,87

- 7,95

5,2

6,67

Краткосрочная дебиторская задолженность

88,6

-42,55

-43,89

17,15

-19,65

-8,12

Денежные средства

- 0,96

392,85

-72,46

- 3,02

0,36

-0,39


На протяжении периода с 2011 по 2013 год возросло общее количество запасов (с 7489 до 13317 т.р.), что было следствием постоянного увеличения запаса материалов (с 5385 до 12940 т.р.), доля материальных запасов в оборотных активах за данный период возросла (с 58,67% до 75,72%). Количество готовой продукции за анализируемый период снизилось (с 2102 до 221 т.р.), что говорит о падении темпов производства. На начало 2012 года можно выделить спад роста готовой продукции (до 320 т.р.), что отразилось на общем росте запасов. Величина материальных запасов выросла примерно в 2 раза, а их доля - почти в 1,5 раза. Это говорит о том, что оборотные активы приобретают всё более неликвидную форму и это влечёт за собой замедление их оборачиваемости.

3.3 Разработка мероприятий по оптимизации оборотного капитала

Существует специально разработанный перечень этапов управления оборотным капиталом.

В первую очередь (I этап) необходимо провести анализ использования оборотного капитала в операционном процессе предприятия в предшествующем периоде. Для этого рассматривается динамика общего объема оборотного капитала, динамика состава оборотных активов предприятия, сформированных за счет оборотного капитала. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.

Результаты позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотным капиталом предприятия и выявить основные направления его увеличения в предстоящем периоде.

На следующем этапе (II этап) происходит определение принципиальных подходов к формированию оборотных активов за счет операционного капитала предприятия. Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к формированию оборотных активов предприятия:

- консервативный подход - предполагает создание высоких размеров резервов оборотного капитала на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, ухудшении условий производства, задержки инкассации дебиторской задолженности и т.д.;

- умеренный – направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех видах оборотных активов и создания нормированных страховых их размеров;

- агрессивный – заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов.


В конечном итоге все эти подходы определяют сумму этого капитала и уровень его капиталоемкости по отношении к объему операционной деятельности.

На III этапе происходит оптимизация объема оборотного капитала. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности и риска использования оборотного капитала.

Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотного капитала, используемых в операционном процессе, относится к IV этапу. Это является основой для управления его оборачиваемостью в процессе использования. На следующем, V этапе происходит обеспечение необходимой ликвидности используемых активов, сформированных за счет оборотного капитала. На заключительном этапе обеспечивается увеличение рентабельности оборотного капитала. Его размер должен генерировать определенную прибыль при его использовании производственно-сбытовой деятельности. Составной частью процесса управления оборотного капитала является обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых вложений. Цели и характер управления отдельными видами оборотных активов, сформированного за счет операционного капитала, имеют существенные отличительные особенности.

Поэтому на предприятии с большим объемом используемого оборотного капитала разрабатывается самостоятельная политика управления отдельными видами оборотных средств (запасами ТМЦ, дебиторской задолженностью и денежными активами).

Заключение

Эффективность использования и состояние оборотного капитала является одним из основных условий успешной деятельности компании. Нестабильность экономики, ограниченность ресурсов, неплатежи, инфляция, и иные кризисные явления вынуждают компании изменять политику управления оборотным капиталом, искать другие источники аккумуляции, изучать проблему эффективности их использования, а также их оптимального объема.

В первой главе данной работы рассмотрены теоретические аспекты оборачиваемости оборотного капитала.

Бесперебойно оборотные средства осуществляют кругооборот в ходе хозяйственной деятельности, изменяя свою форму с товарной на денежную и наоборот. Оборотный капитал формирует основную часть себестоимости продукции, но также являются гарантом ликвидности компании, то есть ее способность рассчитаться по своим обязательствам.


Главными элементами оборотных средств являются: запасы (материалы и готовая продукция), дебиторская задолженность, а также краткосрочные финансовые вложения и денежные средства.

Финансовое положение компаний находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств, оптимальности и эффективности их использования и предполагает соизмерение расходов с итоговыми показателями хозяйственной деятельности.

Управляя оборотным капиталом, компания получает возможность в меньшей степени зависеть от внешних источников получения денежных средств и увеличить ликвидность.

Главными информационными источниками анализа оборотных активов являются бухгалтерский баланс (форма № 1) и отчет о прибылях и убытках (форма № 2), утвержденные приказом Министерства финансов РФ от 22.07.2003 № 67н.

В практической части данной работы проводится непосредственно оценка оборотного капитала ООО «Алиса».

С 2011 по 2013 год произошел рост доли запасов в общем объёме оборотных средств (с 68,37% до 77,92%) и снижение удельного веса краткосрочной дебиторской задолженности (с 34,54 % до 6,77%). Что связано со снижением деловой активности предприятия и объёмов производства и сбыта. Величина материальных запасов выросла примерно в 2 раза, а их доля – почти в 1,5 раза. Это говорит о том, что оборотные активы приобретают всё более неликвидную форму и это влечёт за собой замедление их оборачиваемости. Одновременное повышение доли запасов и уменьшение доли дебиторской задолженности свидетельствует о падении производства готовой продукции и ухудшении её сбыта. Предприятию рекомендуется снизить запасы материалов до оптимального уровня и пересмотреть маркетинговую политику по сбыту продукции.

С целью роста оборачиваемости оборотных средств предприятию необходимо:

— эффективно использовать оборотные средства и изменить объем товарооборота и его структуру;

— использовать прогрессивные способы реализации продукции;

— уменьшить запасы материалов до рационального уровня;

— увеличить ликвидность оборотных активов (уменьшением удельного веса материалов и ростом денежных средств);

— не допускать увеличения дебиторской задолженности и готовой продукции на складе, то есть пересмотреть маркетинговую политику по сбыту продукции;

— совершенствовать товародвижение и нормализовать размещение оборотных средств;

— совершенствовать расчеты с поставщиками и покупателями;

— ритмично и полностью исполнять планы хозяйственной деятельности;