Файл: Теоретические аспекты политики регулирования численности персонала в системе стратегического управления кадровым направлением деятельности организации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.1. Характеристика предприятия

ООО «Успех Плюс» – сеть парикмахерских г. Красноярска.

К основным видам оказываемых услуг ООО «Успех Плюс» относятся:

1) парикмахерские услуги;

2) услуги по маникюру;

3) услуги по педикюру;

В сеть входят парикмахерские по адресам: г.Красноярск, ул. Инструментальная, 2; пр. Газеты Красноярский Рабочий, 107а; ул.Песочная, 2 а.

Организационная структура предприятия представлена на рис. 1.

Директор

Заместитель

Ведущий специалист по экономике

Ведущий специалист по производству

Ведущий специалист по кадрам

Главный бухгалтер

Старшие бухгалтеры

Бухгалтеры

Мастера

Рисунок 1 - Организационная структура ООО «Успех Плюс»[38]

Организационная структура управления предприятия построена по линейно-функциональному признаку. Руководит предприятием директор, в подчинении которого находится заместитель. На предприятии образованы следующие руководящие должности:

1) главный бухгалтер – отвечает за ведение бухгалтерского и налогового учета и отчетности;

2) ведущий специалист по экономике – отвечает за финансовое планирование, управление финансовой деятельностью предприятия и контроль;

3) ведущий специалист по производству – осуществляет общее руководство производственными процессами в парикмахерских;

4) ведущий специалист по кадрам – руководит управлением кадров на предприятии, в том числе набором и отбором персонала, повышением квалификации, разработкой систем мотивации и развития персонала.

2.2. Анализ системы планирования персонала, показателей потребности в персонале

В ООО «Успех Плюс» планирование численности основных рабочих осуществляется на основе трудоемкости производственной программы с использованием формулы:

ЧР = Т : (ФВ * КН) (13)

где ЧР – плановая численность основных рабочих, чел.;

Т – плановая технологическая трудоемкость производственной программы, нормо-час;

ФВ – плановый полезный фонд времени одного рабочего, час;

Кн – планируемый коэффициент выполнения норм.

Численность вспомогательных рабочих, необходимых для выполнения производственной программы, на предприятии определяется по количеству рабочих мест.

Численность руководителей, специалистов, служащих, необходимых для выполнения производственной программы, на предприятии на предприятии определяется исходя из нормативов управляемости и по числу рабочих мест. На предприятии три уровня управления: 1 уровень – директор; 2 уровень – главный бухгалтер, ведущие специалисты; 3 уровень – начальники участков. Коэффициент управляемости рассчитывается по формуле:


Купр = 1/ п * (Рф : Рнорм), (14)

где п – число уровней управляемости;

Рф, Рнорм – количество подчиненных фактическое и нормативное.

Норма управляемости – это количество работников, наиболее эффективно управляемых одним руководителем. Производственный процесс в парикмахерской характеризуется достаточно устойчивым, стандартным характером работ, поэтому норма управляемости мастера может составлять 10-15 человек.

Результаты планирования потребности в персонале сводятся в таблицу «Труд и заработная плата».

Данные о численности персонала представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами за 2012-2014 гг.[39]

Категории персонала

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Изменение 2014 г., в %

К 2012 г.

К 2013 г.

Всего, чел.

91

83

78

-14,29

-6,02

Рабочие

В том числе

83

74

70

-15,66

-5,41

Основные

65

57

54

-16,92

-5,26

Вспомогательные

18

17

16

-11,11

-5,88

Служащие

В том числе

8

9

8

-

-11,11

Руководители

4

4

4

-

-

Специалисты

4

5

4

-

-20,00

Из данных таблицы 3 видно, что в 2014 г. численность персонала сократилась по сравнению с показателем 2012 г. на 13 работников, или на 14,29 %, а по сравнению с 2013 г. – на 5 работников, или на 6,02 %. В 2014 г. в составе персонала уменьшение численности произошло по всем категориям работников, кроме руководителей. Наибольшими темпами происходило сокращение служащих: их численность в 2014 г. на 20 % меньше, чем в 2013 г. В 2014 г. уволился один бухгалтер, прием нового работника на освободившееся рабочее место предприятие не осуществляло. В целом численность служащих в 2014 г. на 11,11 % ниже, чем в 2013 г. и соответствует уровню 2012 г. Сокращение численности рабочих в 2014 г. происходило меньшими темпами, чем сокращение служащих, их численность на 6,02 % ниже, чем в 2013 г. Кроме того, следует отметить, что процент снижения численности вспомогательных рабочих выше, чем основных (5,88 % и 5,26 % соответственно).


На втором этапе изучается структура персонала (табл. 4).

Таблица 4

Изменение структуры трудовых ресурсов[40]

Категории персонала

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Отклонение 2014 г., п.п.

К 2012 г.

К 2013 г.

Всего, %

100,00

100,00

100,00

-

-

Рабочие

В том числе

91,21

89,16

89,74

-1,47

0,58

Основные

71,43

68,67

69,23

-2,20

0,56

Вспомогательные

19,78

20,48

20,51

0,73

0,03

Служащие

В том числе

8,79

10,84

10,26

1,47

-0,58

Руководители

4,40

4,82

5,13

0,73

0,31

Специалисты

4,40

6,02

5,13

0,73

-0,89

По данным таблицы 4 следует отметить такой положительный факт в изменении структуры персонала в 2014 г. относительно 2013 г., как рост удельного веса рабочих (на 0,58 пункта). Причем, удельный вес основных рабочих увеличился существеннее, чем удельный вес вспомогательных рабочих. Соответственно, удельный вес служащих в 2014 г. относительно уровня 2013 г. сократился (на 0,58 пункта). Если же сравнивать структуру персонала в 2014 г. со структурой 2012 г., то здесь следует отметить негативные изменения: удельный вес рабочих на 1,47 % ниже, чем в 2012 г.

В таблице 5 представлен анализ движения кадров.

Таблица 5

Движение кадров на предприятии за 2012-2014 гг. [41]

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Отклонение 2014 г. от

2012 г.

2013 г.

Среднесписочная численность, всего

в том числе рабочих, чел

91

83

83

74

78

70

-13

-13

-5

-4

Принято на работу, всего

в том числе рабочих, чел.

7

6

8

6

5

4

-2

-2

-3

-2

Уволено с работы всего, чел.

в том числе рабочих, чел.

6

5

16

15

10

8

-4

-3

-6

-7

Уволено по причинам текучести всего,

в том числе рабочих, чел.

5

4

15

14

9

7

4

3

-6

-7

Коэффициент приема кадров всего

в том числе рабочих

0,077

0,072

0,096

0,081

0,064

0,057

-0,013

-0,015

-0,032

-0,024

Коэффициент выбытия кадров всего в том числе рабочих

0,066

0,060

0,193

0,202

0,128

0,114

0,062

0,054

-0,065

-0,088

Коэффициент оборота кадров всего

в том числе рабочих

0,143

0,133

0,289

0,284

0,192

0,171

0,049

0,038

-0,097

-0,113

Коэффициент текучести кадров всего

в том числе рабочих

0,055

0,048

0,181

0,189

0,115

0,100

0,060

0,052

-0,066

-0,089


Анализ расчетов, представленных в таблице 5, показывает, что на предприятии в 2014 г. текучесть кадров составила 11,5 %, а по рабочим – 10 %. Следует отметить, что в 2014 г. коэффициент текучести кадров по сравнению с показателем 2013 г. по рабочим сократился на 8,9 пункта, а в целом по персоналу – на 6,6 пункта. Если же сравнивать текучесть кадров с 2012 г., то следует отметить негативную тенденцию ее роста: в 2014 г. текучесть персонала на 6 пунктов выше, чем в 2012 г., а по рабочим кадрам - на 5,2 пункта. Проведенные расчеты показывают, что текучесть кадров на предприятии является высокой и превышает естественный уровень (3-5 %).

Для расчета соответствия персонала (количества и квалификации) по состоянию на 2014 г. потребностям предприятия используем данные, представленные в таблицах 6, 7.

Таблица 6

Данные о трудоемкости производственной программы[42]

Показатель

Ед.изм.

Значение

Объем реализации в натуральном измерении

Тыс.ед.

82

Средняя норма на оказание одной услуги

Час

1,40

Технологическая трудоемкость производственной программы

нормо-час

113 602

Коэффициент выполнения норм

0,98

Таблица 7

Баланс рабочего времени одного рабочего в 2014 г. [43]

Показатели

Ед.изм.

Величина показателя

Календарный фонд времени

дни

365

Количество нерабочих дней

В том числе

Праздничные

Выходные

Дни

Дни

Дни

117

12

115

Номинальный фонд рабочего времени

Дни

248

Неявки на работу

В том числе

Очередные и дополнительные отпуска

Болезни

Дни

Дни

Дни

38

25

13

Число рабочих дней в году

Дни

210

Средняя продолжительность рабочего дня

час

8,00

Полезный фонд рабочего времени одного рабочего

час

1680


Расчет численности основных рабочих, необходимых для выполнения производственной программы: ЧР = 113 602 : (1680*0,98) = 69 чел. Таким образом, на предприятии имеется избыток основных рабочих (один рабочий).

Численность вспомогательных рабочих, необходимых для выполнения производственной программы, на предприятии определяется по количеству рабочих мест.

Для оценки соответствия численности руководителей рассчитаем коэффициент управляемости.

Таблица 8

Анализ управляемости на предприятии[44]

Показатели

Количество работающих, непосредственных подчиненных, чел.

Директор

Главный бухгалтер, ведущие специалисты

Начальники участков

Фактически

5

10

23

Норматив

100

100

25

Коэффициент управляемости

0,05

0,10

0,92

Коэффициент управляемости: Купр = 1/3 * (0,05 + 0,10 + 0,92) = 0,36.

Предельное допустимое значение показателя коэффициента управляемости 1, таким образом, рассматриваемое предприятия располагает достаточным количеством управленческого персонала.

В таблице 9 представлены данные о планируемом высвобождении персонала в 2015 г.

Таблица 9

Высвобождение персонала в 2015 г.

Показатель

Число работников, чел.

Намечаемое высвобождение персонала, чел.

Причины:

Выход на пенсию

Уход в армию

Собственное желание

3

-

-

3

По категориям работающих

Рабочие

Руководители

Специалисты

Служащие

3

-

-

-

Дополнительная потребность в персонале, чел

В процентах к численности персонала, %

2

2,56

Данные таблицы 9 свидетельствуют о том, что в 2015 г. намечается высвобождение трех работников (парикмахеров) по собственному желанию. Вместе с тем, по данным расчетов выявлено, что в 2015 г. на предприятии имело место избыточное число парикмахеров. В связи с этим на 2015 г. необходимо планировать замену двух увольняющихся парикмахеров.