Файл: Эффективный лидер и его команда (ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА И КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА И КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА, ФУНКЦИИ ЛИДЕРА
ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
ФОРМЫ И ЭТАПЫ ОБРАЗОВАНИЯ КОМАНДЫ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ТРУДА СОТРУДНИКОВ САЛОНОВ СВЯЗИ НА ПРИМЕРЕ ЗАО РТК
2.2 АНАЛИЗ РОЛИ ЛИДЕРА В ФОРМИРОВАНИИ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАЗВИТИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность: задачи, которые ставят организации любой величины, удается решить быстрее и эффективнее за счет качественного взаимодействия коллектива.
Роль лидера в формировании «суперкоманды» просто неоспорима не только с человеческой точки зрения, но и с точки зрения бизнеса. Работа лидера ощущается не только в повышении духа командности и товарищества, но и для гарантии выполнения заданий, в повышении показателей, примера работы, гарантии для руководителей и подчиненных,
Сформированная команда обязана эффективно и оперативно реагировать на любое появление изменений или проблем. Менеджер или лидер, который создал данную команду, может быть уверен в своем успехе в компании, а также в будущем компании.
Цель данной работы. Определение значимости лидера в процессе командообразования и разработка практических рекомендаций по совершенствованию деятельности лидера в процессе эффективного командообразования.
Объект исследования: этапы создания эффективной команды, возможные формы создания команды, роль лидера на каждом из этапов формирования команды.
Предмет исследования: этапы создания эффективной команды, возможные формы ее формирования, роль лидера на каждом из этапов формирования команды на примере ЗАО РТК.
Поставленные мной задачи в курсовой работе:
Анализ теоретического материала по формированию команды, определение роли лидера в формировании команды, на основании рассмотренного материала определить функции, которые должен выполнять лидер и характеристики эффективного лидера.
Анализ роли деятельности лидера в процессе создания эффективной команды на предприятии ЗАО «РТК»;
Эмпирической базой исследования послужила практика работы в компании ЗАО РТК, деятельность которой связана с развитием персонала.
В работе была использована литература таких авторов как Джек Уэлч, Томас Нефф, Дмитрия Маслова и других иностранных и российских авторов.
Теоретическая значимость работы заключается в установлении и решении значимой проблемы управления персоналом для науки, в обновлении теоретической части в области управленческого исследования социальных процессов, развивающихся в современных предприятиях.
Практическая значимость работы состоит в методологической важности деятельности для изучения сущности проблем развития и управления персоналом, а также в возможности использования выводов работы в корпоративных исследованиях других компаний.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИДЕРСТВА И КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ
СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА, ФУНКЦИИ ЛИДЕРА
Вопросом лидерства интересовались очень давно, но тщательно к этому не вопросу подошли только в 19 веке,начиная с появления школы научного управления. Основателем таковой являлся Фредерик Уинслоу Тейлор, американский инженер, создатель научных трудов по организации труда и менеджменту.
Тема лидерства на данный момент одна из самых изучаемых и популярных в научной сфере, но при этом до сих пор не полного единения во мнениях относительно такого феномена как лидерство.
Каждый находит для себя различные критерии оценки, которые позволяют нам определить лидера среди группы личностей, эффективность работы лидера, его результативность.[29][1]
Намного проще, по моему мнению, понять природу лидерства в сравнении с природой руководителя или, что чаще всего мы слышим, менеджера. Лидер и менеджер отличаются друг от друга. Менеджер, как правило, это официально одобренный компанией руководитель, который наделен должностной властью и обязанностями, на которых основывается построение отношений с коллегами, подчиненными. Лидерство же воссоздается в социальном взаимодействии в коллективе. Появление лидера обосновывается его личным набором качеств, которые, как правило, предпочитают видеть последователей в организации.
Менеджер не всегда может быть лидером, так построение отношений лидера с последователями обычно имеют под собой неформальную основу общения. Схема «менеджер + лидер», наверное, наиболее эффективное сочетание руководителя для любой организации. [26][2]
Лидер способен влиять на людей, воодушевляя их, побуждая их к действию достигать единую цель. Благодаря данной способности Лидеру нет необходимости принуждать последователей к действию, применять какую-либо силу власти.
Многие ученые давали определение феномену лидерства. Таким образом Р.Л. Кричевский пишет: «Руководство — феномен, имеющий место в системе формальных (или как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство - феномен, порожденный системой неформальных(неофициальных) отношений" [28].[3] Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Руководство есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство — психологический».
Интерпретация лидерства, вытекающая из структуры функционального подхода предполагает изучение общества как организованной иерархически сложной системы социальных ролей и позиций. Занятие управленческой позиции в этой системе, связанное с выполнением руководящих функций, и дает личности статус лидера.
Итак, лидерством является тип взаимодействия управления (между последователями и лидерами), который основан на более эффективном в данной ситуации сочетании разнообразных источников власти и направлен на оказание влияния на различных личностей в отдельности или командную деятельность в целом для достижения общих целей.
Если рассматривать функции лидера с точки зрения коллективной деятельности, то можно выделить две главные.[27][4]
Первое, он воссоздает и поддерживает эталон приемлемого коллективного поведения. Это могут быть как доброжелательность, взаимопонимание, ответственность, креативность, производительность, так и негативные формы поведения коллектива, такие, как обособленность, агрессивность, стяжательство и другие.
Второе, установив нормы, поставив цели, обосновав обычаи и традиции, лидер, таким образом, мотивирует всех членов команды, побуждая при этом следовать его эталону коллективного поведения. Лидер мотивирует, высказывая свою позицию или свою оценку действий членов команды. В основном большинство членов команды, не всегда осознанно, но всегда добровольно, присоединяются к лидеру, независимо от одобрения или порицания с его стороны.
Зачастую проработки начальства с административной точки зрения (беседы, приказы или выговоры) являются менее внушительными для членов коллектива, чем малейшее неодобрение со стороны неформального лидера или вообще молчаливое групповое порицание.
Существуют два полярных вида лидерства – эмоциональный и инструментальный. [23][5]
Лидер эмоциональный – это тот член команды, который берет на себяответственность за зону регуляции коллективного настроения (экспрессивные функции) в труднорешаемых ситуациях. Бывает, что позиция эмоционального лидера - это эпицентр эмоциональных контактов.
Лидер инструментальный или деловой – это тот член команды, который берет на себя ответственность за решение проблемной ситуации, учитывая групповые цели, и обладает необходимыми навыками, знаниями, информацией и методами.
С положительной стороны эмоциональный лидер нацелен предугадать и уладить конфликты, снять напряжение, которое возникает у членов команды в трудных ситуациях, и повышает возможность достижения общих целей, усиливает производительность рабочей группы и повышает эффективность коллективной деятельности.
В отрицательном плане эмоциональный лидер под влиянием трудностей или неудач может воссоздать групповую панику, недовольство, истерическую реакцию, асоциальное поведение команды.
Классификация лидеров по видам очень сложна, а потому методически легче указать те функции и задачи, которые выполняют лидеры в основном процессе социального взаимодействия группы. Кроме двух основных функций лидера команды (установка эталона групповых норм, их поддержание в соответствии с организационными нормами, мотивация членов группы для достижения общих целей), также можно выделить: Координация командного действия: распределение ролей и обязанностей, задач;[24][6]
Расстановка «контрольных точек» для каждого из членов команды; наблюдение и спрос за исполнение порученных обязанностей и заданий;
Планирование действий и поиск «инструментов», средств, с помощью которых команда может достичь поставленных целей. Данная функция распределяется как краткосрочные, так и долгосрочные перспективы в командной деятельности;
Политическая деятельность: помимо прямых рабочих целей,определяющих границы первичных обязанностей рабочей группы лидер-политик мотивирует достичь и сторонние цели. Например, выиграть соревнование с другой командой, поставить новый рекорд по скорости или по объему выполнения задач, овладение дополнительными навыками и другие;
Функция знатока, эксперта: в основном, когда члены команды зависят от определенной личности, чьи технические навыки и квалификационные знания необходимы для достижения общих целей, вокруг этого человека концентрируется поляризация власти, что лишний раз укрепляет его роль лидера;
Функция представителя команды: представление собой всей команды, представление их воли, желаний, интересов и т.д.Функция арбитра: лидервыступаеткаксудья, защитник,прокурор, и утешитель. Лидер пользуется неформальными социальными санкциями, то есть приемами, благодаря которым люди, которые близко знакомы между собой, симпатизируют тем личностям, поведение которых отвечает их требованиям, и недовольны теми, кто не оправдывает их ожиданий;[25][7]
Функция эталона, примера: является моделью поведения для членов команды. Лидер представляет собой наглядный пример того, каким должны быть остальные члены коллектива и как они должны действовать в рабочей ситуации;
Функция символа команды. Сильно сплоченный коллектив старается отличаться не только внутренне внутри группы, но и внешне,выделить себя среди остальных рабочих групп. Такие команды стремятсяприобрести определенные внешние знаки отличия во внешности и поведении – нашивки, галстуки, значки, прически, ритуалы приветствия. Лидер такой группы начинает выполнять функцию символа. Его имя могут присвоить всему движению и косвенно всем членам этой группы. Ярким примером этого являются религиозные секты и течения, которые носят имена своих основателей довольно долгое время;
Функция носителя ответственности: освобождение всех членов команды от индивидуальной ответственности за личные действия и решения;
Функция «отца»: настоящий лидер – это концентрация всех позитивных эмоций членов команды, идеальный личность для подражания и чувства преданности. Например, роль «отца» зачастую дает объяснение той беспредельной власти, которую лидеры порой приобретают при некоторых условиях в патерналистической концепции руководства, которая широкораспространена в такой стране, как Япония. Данная функция являет собой особую значимость для руководителей низких ступеней иерархии.
Функция носителя коллективной вины: в этом случае часто лидера нарекают «козлом отпущения». И на самом деле отрицательный эмоциональный лидер, когда команда выйдет из кризисной ситуации,зачастую становится объектом обвинений и нападок. Это осуществляется в том случае, если коллектив потерял иллюзии относительно настоящих целей и личностных характеристик своего лидера.
Многие социологи считают, что среди вышеназванные функции нелегко разделить на первичные и вторичные, что важность данных функций зависит от различных рабочих факторов коллективной деятельности и т.д.
Для удачного выполнения лидерских функций нужно сформировать необходимые условия восприятия личности лидера остальными членами команды. Неформальный лидер должен восприниматься как «один из нас», такой лидер применяет, решая проблемы коллектива, местоимение «мы», а не «я». Такой человек воплощает в себе нормы поведения, ценности, интересы, символы, миссию и желания, которые имею особую важность для коллектива.
Одновременно с этим быть лидером в командной структуре может участник команды, но лучший участник команды. Итак, феномен лидерства напрямую связан с личностными характеристиками лидера и остальных членов коллектива. Так как характеристики личности, выделяющие этого человека в рабочей группе, могут не оказаться несущественными в иных социальных группах, статус лидера является функциональным и ситуационным.
ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ И ЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ
Командой можно назвать группу людей, которые имеют необходимую квалификацию в определенной сфере и предельно верных общей миссии и целям деятельности своего предприятия, для достижения которых они вместе взаимодействуют, регулируя и согласовывая свою деятельность.