Файл: Психология в управлении персоналом (Темпераменты сотрудников и их взаимосвязь с организацией и содержанием труда).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Управление разными типами сотрудников

Каждый сотрудник организации является уникальным по своей природе, со своим набором психологических и социальных особенностей, поэтому при управлении персоналом важно учитывать такие особенности.

Знание индивидуально-личностных особенностей работников представляет особую ценность для всей организации в целом, потому что это позволяет организовать поведения сотрудников в процессе выполнения ими трудовых обязанностей.

Непохожести сотрудников и бесконечные многообразия индивидуальных особенностей вызывает появление определенных сложностей в процессе управления персоналом.

Индивидуальные свойства человека – это его отдельная особенность:

- время реагирования

- особенность восприятия

- особенности характера.

Целостное личностное образование – это интерес, способности к чему-либо.

Особенности каждого человека индивидуальны и способны быть устойчивыми и также могут изменяться под воздействием возрастных, сезонных изменений. Каждый человек формируется под воздействием воспитания, образования, семейных ценностей, тренировок. 

В психологии и менеджменте происходит интенсивное исследование индивидуальных характеристик, которые позволяют составлять прогноз трудовых усилий, качество их выполнения, продуктивность и работоспособность сотрудников. Неповторимые разнообразия людей не исключают у них наличие типических черт, представляющие большой интерес для науки управления персоналом.

Выделяют несколько вариантов типологических схем и классификаций индивидуальных характеристик, которые являются полезными для обоснования и составления прогнозов поведения сотрудников в организациях.

1.1. Темпераменты сотрудников и их взаимосвязь с организацией и содержанием труда

Темпераменты обусловлены разными типами нервных систем и отражают врожденную характеристику поведения.

Темперамент выражает динамические стороны поведения людей, то есть особенность темпераментов проявляются в работоспособностях, адаптивности, стрессоустойчивости и иных показателях.

Каждый человек в процессе общения должен учитывать особенности темперамента других людей. Это позволит общение сделать более продуктивным и результативным.


Каждый отдельный темперамент не может быть хорошим или плохим, именно поэтому основные усилия должны быть направлены не на исправление темперамента другого человека, а на грамотное использование всех положительных особенностей темперамента и на нейтрализацию негативных черт.

Самую первую классификацию темпераментов изобрел Гиппократ. Он выделял 4 типа темпераментов: холерик, флегматик, меланхолик и сангвиник. Такая классификация основывается на преобладании определенных черт темперамента. Необходимо учесть, что в чистом виде тот или иной темперамент не встречается. Всегда присутствует определенная смесь типов темперамента. С цель охарактеризовать поведения людей приведем классификацию чистых типов темперамента. Но для того, чтобы отнести сотрудника к определённому типу темперамента необходимо определить у него наличие следующих черт:

- проявление активности – это степень энергичности сотрудника, его стремление ко всему новому

- проявления эмоциональности – это чуткость к эмоциональным воздействиям

- особенность моторики – это быстрота, резкость, амплитуда и ряд других признаков движения мышц, часть из которых определяет и речевую моторику. Данная черта проще всего в наблюдении, ее легче определить и выявить.

Благодаря современным исследованиям было установлено, что врожденная, природно-обусловленная индивидуально-типическая особенность человека определенным образом определяет его профессиональный выбор и формирует индивидуальный стиль деятельности.

Было выявлено, что наиболее общепризнанными формальными признаками индивидуальных стилей являются:

- устойчивые системы приема и способа осуществления деятельности

- обусловленность данных систем личностными качествами

- данные системы являются средствами эффективных приспособлений к объективным требованиям.

Другими словами, индивидуальный стиль деятельности – это обусловленная типологической особенностью устойчивая система методов, которая складывается у людей, стремящихся к наилучшим методам осуществления деятельности. 

Современная наука установила, что в основе каждого типа темперамента лежит особое сочетание свойств нервных систем. Так, например, Павлов И.П. открыл 3 процесса возбуждения и торможения, силы процессов, их уравновешенности и подвижности.

Определенной сочетание данных свойств дает конкретный тип нервных систем:

-  сильные, уравновешенные, подвижные типы – темперамент сангвиника


- сильные, уравновешенные, инертные – темперамент флегматика

- сильные, неуравновешенные, с преобладанием возбуждения – темперамент холерика

-  слабые тип нервной системы – темперамент меланхолика.

В таблице 1 приведены характеристики типов темперамента.

Таблица 1 - Характеристика различных типов темперамента

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

1

2

3

4

Неуравновешенные поведения

Хорошо уравновешенные поведения

Отлично уравновешенные поведения

Очень неуравновешенные поведения

Сильное, кратковременное эмоциональное переживание

Поверхностное, кратковременное эмоциональное переживание

Слабое эмоциональное переживание

Глубокое и длительное эмоциональное переживание

Настроения неустойчивые с преобладаниями бодрости

Настроения устойчивые, жизнерадостные

Настроения устойчивые, без радости и печали

Настроения неустойчивые, пессимизм

Речь громкая, резкая неравномерная

Речь громкая, живая, плавная

Речь монотонная, медленная

Речь тихая с задыханием

Терпение слабое

Терпение умеренное

Терпение очень большое

Терпение очень слабое

Адаптация хорошая

Адаптация отличная

Адаптация медленная

Адаптация трудная

Общительность высокая

Общительность равномерная

Общительность невысокая

Общительность низкая (замкнутость)

Агрессивность в поведении

Миролюбивое поведение

Сдержанность в поведении

Истеричность поведения (возмущение и уход от любых сложностей)

Отношение к критике возбужденное

Отношение к критике спокойное

Отношение к критике безразличное

Отношение к критике обидчивое

Страстное, увлекающееся поведение и деятельность

Энергичное (деловое) или болтливое поведение и деятельность

Поведение неутомимого труженика

Неравномерное, реактивное поведение (как ответ на активность других)

Продолжение таблицы 1

1

2

3

4

Отношение к новому положительное

Отношение к новому безразличное

Отношение к новому отрицательное

Оптимистическое отношение сменяется пессимистическим в наоборот

Отношение к опасности боевое, рискованное, без особого расчета

Отношение к опасности расчетливое, без особого риска

Отношение к опасности хладнокровное, невозмутимое

Отношение к опасности тревожное, растерянное, подавленное

Стремление к цели сильное, с полной отдачей

Стремление быстрого достижения цели с избеганием препятствий

Достижение цели медленное, упорное

Стремление к цели то сильное, то слабое с избеганием препятствий

Значительная переоценка своих способностей

Некоторая переоценка своих способностей

Более реальная оценке своих способностей

Чаще недооценка своих способностей

Умеренная внушаемость и мнительность

Небольшая внушаемость и мнительность

Слабая внушаемость, мнительность

Большая внушаемость и мнительность


Холерики отличаются сильной возбудимостью и прерывистыми действиями. Им свойственны резкие и стремительные движения, наличие силы и импульсивности, яркие выраженности эмоционального переживания. Из-за неуравновешенности и увлеченности делами, холерики склоны осуществлять свою деятельность при помощи всех сил и на грани истощения. В трудовой деятельности холерики предпочитают разные виды деятельности, особенно динамические, отлично реагируют на инновации, любят работать в коллективе.

Холерики осуществляют свою деятельность рывками, быстро теряют интерес, не внимательны к деталям. Сомнения в работе холерики воспринимают как оскорбления, из-за чего может возникнуть конфликт. При правильной мотивации холерики способны правильно организовать свою деятельность, преодолевать трудности и соответствующие нагрузки, смогут полностью отдаваться работе.

Флегматики проявляют низкую активность в поведении, новые задачи выполняются медленно, но в срок. Флегматики – это спокойные и медлительные люди, любят работать в одиночестве, ни от кого не завися. Флегматики постоянно сравнивают свои действия с перспективами. Очень сложно отказываются от определенной модели выполнения действий, что приводит к сложной адаптации нововведениям. Но при этом флегматики достигают больших успехов в работе, для которой характерно равномерное напряжение сил, терпения и устойчивое внимание.

Сангвиники быстро приспосабливаются к новым условиям, быстро находят общий с людьми, очень общительны. У них быстро сменяются чувства и эмоции. Эмоции не глубокие. Предпочитают работать в коллективе и любят разнообразную работу. Сангвиники предпочитают точность и практичность. Сангвиники склоны к проявлению инициативы, недооценивают время. Имеют способности к восприятиям, обработки и запоминании больших объемов информации. Имеют стремление к решению сложных задач.

Меланхолики слабо выражают свои чувства. Им сложно на чем-то долго сосредотачиваться. Сильные воздействия чего-либо вызывают у меланхоликов заторможенность в действиях. Им свойственны сдержанности и приглушенная речь, движений. Они застенчивы, робкие, нерешительные. В работе предпочитают производить мало усилий и не брать на себя ответственность.

Любой коллектив будет более эффективным, если в нем присутствуют все типы темперамента, потому что:

- меланхолик первым чувствует направление начала поиска

- холерик выполняет функции бесстрашного разведчика


- сангвиник – это источник положительной энергии и генератор идей

- флегматик занимается анализом поступающей информации и разрабатывает полностью продуманное решение.

Стоит отметить, что в чистом виде данные типы темперамента не встречаются, но для каждого человека характерно преобладание определенных черт темперамента.

1.2. Акцентуация характера

Характер представляет собой совокупности устойчивых черт личности, которые определяют отношения с другими людьми и с выполняемой трудовой деятельностью.

Характеры людей проявляются повсеместно в работе, в общении. Именно от характера зависит выбор того или иного направления поведения в определенной ситуации.

Характеры людей проявляются в особенности осуществления деятельности. Кто-то любит выполнять сложные задачи, преодолевать препятствия; кто-то любит наоборот простую работу, без особых препятствий. Для кого-то важно одобрение коллег по результатам работы, для кого0то это не является существенным.

Характеры людей могут по-разному проявляются в общении и действиях: кто-то проявляется тактичность в общении без особой напористости, для кого-то тактичность является проявлением слабого характера, и они предпочитают быть напористыми. Характеры в отличии от типов темперамента обусловлены не типами нервных систем, а во многом зависят от культуры, воспитания.

Характеры людей – это то, что определяют их значимые поступки, а не случайную реакцию на тот или иной стимул или обстоятельство. Поступки людей с характером всегда сознательны и обдуманы, могут быть объяснены и оправданы.

Многие исследователи и авторы по-разному классифицирует людей по типам характера. Существует большое множество таких классификаций. 

Акцентуация характера – это ярко выраженная совокупность определенных черт характера и их сочетание.

Все классификации типов людей в зависимости от характера построены на основе акцентуации характера, то есть классификация основывается на совокупности ярко выраженных черт характера.

Выделим самую общую классификацию типов людей в зависимости от характера:

1. Демонстративный

Демонстративные личности любят производит впечатление. Такая личность отлично приспосабливается к другим, и показывает себя в выигрышном свете. Такие люди быстро находят новые знакомства, устанавливают контакт. Они играют те роли, в которых их хотят видеть. Они общительны, очень приветливы, готовы всегда помочь. Они всегда хотят быть лидерами и быть признанными.