Файл: Основные функции в системе менеджмента на примере Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин».pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы функций в системе менеджмента
1.1Сущность функций менеджмента
2. Общие условия реализации функции менеджмента
2.1. Организационная характеристика Омского государственного театра куклы, актера, маски «Арлекин»
В условиях современного прогресса управленческой деятельностью следует считать именно такую деятельность, которая основывается на оптимальных и гуманных принципах и значимом опыте и разработках. Причем эти теории не должны оставаться на бумаге, а обязаны систематически внедряться в действующее производство. Именно это позволяет лучшим образом соединить и технический, и управленческий компонент и людей в едином технологическом процессе.
Управление предприятием представляет собой определенный процесс, регулирующийся определенными правилами, которые формируют четкие требования к предприятию как к системе[49]. Формирование управленческой структуры предприятия строится на определенных принципах, которые обуславливаются объективными экономическими законами, но при этом их состав не являются зеркальным отражением принципов управления.
Так принципы управления определенным производственным процессом могут меняться под влиянием новых идей, но при этом основные принципы, формирующие требования к системе управления не исчезнут[50].
Рассмотренные ранее функции менеджмента подчеркивают разделение труда в управленческой сфере, т.е. можно говорит о том, что и сами функции стали следствием развития разделения и специализации труда в процесс развития общественного производства. Другими словами, уровень сложности общей схемы функций управления напрямую зависит от уровня сложности объекта управления[51]. Так, объем целей, определяющих характер производственного, и соответственно, трудового процесса, определяется объемом выполняемых работ на предприятии; и следовательно, определяется необходимый объем функций менеджмента, которые являются неотъемлемой частью управляющей системы предприятия.
На формирование функций менеджмента на конкретном предприятии оказывает влияние и коммуникативные связи, применяемые на определенном предприятии[52]. В свою очередь коммуникативные связи предопределены масштабом и целью производства.
Линейная форма коммуникативных связей присуща предприятиям, на которых нет значительной дифференциации по видам деятельности и способам организации труда. Структура такой формы связи имеет ступенчатый характер и подразумевает спуск управленческого решения от высшего уровня управления по всем ступеням иерархии до руководителя низшего уровня, который и передается управленческое решение непосредственным исполнителям[53]. Обратная связь предусматривает эту схему в обратном порядке. Недостатком линей формы управления считается не возможность включить в структуру управления специалистов, профессионально ориентирующихся на реализации определенных функций менеджмента.
Недостаток линейной схемы управления, особенно в крупных предприятиях со сложной организационной системой производственного предприятия, служит основанием применения линейно-функциональную структуру управления и форм связей. Т.е. линейный менеджер наделяется соответствующими функциями.
Баланс между комплексным и функциональным управлением определяется соотношением между линейными и функциональными связями на предприятии[54].
Для большего упорядочения линейно-функциональной структуры управления могут применяться программно-целевые формы связи, которая выражается в формировании определенного контролирующего органа, задачей которого выступает решение конкретных проблем предприятия.
Принципы формирования функций менеджмента основываются также и на интенсивности процесса управления.
Исходя из оснований формирования функций менеджмента, можно говорить о функциональном разделении функций менеджмента на:
1. общее управление, выраженное в[55]:
— разработке и установлении нормативных требований к политике управления предприятием;
— установлении условий инновационного развития предприятия;
— реализации системы управления, включающей в себя планирование, организацию работы, мотивацию сотрудников, контроль над исполнением управленческого решения в рамках зоны ответственности[56];
2. управление структурой предприятия, выраженной в:
— формировании самой структуры управления;
— определение предмета деятельности;
— установление связей с другими предприятиями;
— решении вопросов территориального размещения производства;
— управлении различными жизненными циклами производства (от организации до ликвидации);
3. конкретные области управления, среди которых можно выделить такие направления деятельности предприятия, как маркетинг, НИОКР, кадры, финансы, основные фонды[57].
Таким образом, принципы формирования функций менеджмента на конкретном предприятии определяются потребностью этого предприятия в структуре управления, которая обуславливается уровнем сложности производственного процесса[58].
Рассмотрим реализацию функций менеджмента на конкретном примере[59].
Структура персонала и организационная структура БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски «Арлекин» представлена на рисунке 3.
Рисунок 3 Структура и штатная численность БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин"
На рисунках 1 и 2 видно, что функционал сотрудников четко разделен. Все подразделения напрямую подчиняются директору, который назначается Министерством культуры Омской области[60].
Функционал сотрудников представлен не только художественным персоналом, который обеспечивает основную деятельность театра, но и второстепенным персоналом, который обеспечивает бесперебойную работу предприятия[61].
Разделение труда позволяет не только актерам представить свой репертуар, но и привлечь в театр зрителей и обеспечить безопасность представления[62].
Также персонал представлен и внутренними подразделениями, которые не имеют контактов с клиентами, но без которых не возможна слаженная работа на предприятии[63].
Организационная структура БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин" представлена на рисунке 4:
Рисунок 4 Организационная структура БУК Омской области Омский государственный театр куклы, актера, маски "Арлекин"
Деятельность каждого подразделения регламентируется внутренними должностными инструкциями, в которой прописаны особенности каждой специальности в театре[64]. Особенность работы театра не позволяет всю работы довести до автоматических действий, поэтому процесс производительности не возможно увеличить, но можно поддерживать её на постоянном уровне[65].
2) Разделение труда предполагает формирование зон ответственности, и, соответственно, разделение управленческих функций[66].
Обладание властными полномочиями, подразумевает и ответственность за принимаемые решения. Так как к заместителю директора относится вся зона определенного участка производства, то и за сбой на любой этапе производственного процесса отвечает заместитель директора только за него. В отличие от заместителя директора, сам директор несёт полную ответственность за производственный процесс вверенного ему театра. Рядовые сотрудники несут ответственность только за свой участок работы[67].
Если рассматривать полномочия сотрудников, которые им предоставляются, то можно увидеть, что и с повышением полномочий увеличивается и уровень ответственность. Наибольшая ответственность в театре возложена на директора предприятия, который ответственен не только за труппу театра, но и за привлечение зрителей и обеспечение безопасности как во время представлений, так и между ними[68].
Все руководящие должности (кроме директора) могут занимать сотрудники театра в соответствии со своими заслугами перед предприятием, но должность директора является назначаемой, причем назначение идет со стороны учредителя - Министерства культуры Омской области, поэтому должность может занять не только сотрудник театра, который приложил не мало сил и времени в производство, но и сторонний человек, который даже не знаком с данным театром. Поэтому принцип А.Файлоя в данном случае реализован не полностью, так как для рядового сотрудника пост высшего руководства предприятия не является полноценным стимулом[69].
3) В театре «Арлекин» в полной мере реализован принцип единства распорядительства, так как заместитель директора, отвечающий за определенный участок производства, может раздавать указания только своим непосредственным подчиненным. Таким образом, у рядового сотрудника не возникает сложностей с тем чьим указаниям руководствоваться при выполнении своих трудовых обязанностей. Данный принцип Анри Файоль определял как постулат, который может привести к повышению производительности. В нашем случае, при рассмотрении театра, видим, что данный принцип не работает в полной мере. Не смотря на то, что подчинение идет напрямую своему начальнику (заместителю директора на определенной зоне ответственности), повышение эффективности производительности не происходит в силу специфики производственного процесса. Однако следует отметить, что единство распорядительства все-таки позволяет экономить временной ресурс[70].
4) Хоть театр и имеет свои особенности при организации производственного процесса, который зависит не столько от наличия зрителя, сколько от возможностей персонала и реакции зрителей, принцип единства руководства выполняется на протяжении всей истории театра, что позволяет следовать уже разработанным концепциям развития театра и после смены директора. То есть можно говорить о том что весь персонал направляет свои усилия на достижении главной цели производства, при этом осуществляется координация осуществляемых мероприятий.
5) Следующий принцип, который реализуется при управлении театром «Арлекин» — это централизация, выражаемая в принятии относительно общей деятельности предприятия. Распоряжения и постановления имеет вид директив и государственных заданий, которые даются руководству театра от Министерства культуры Омской области. Отчет об исполнении распоряжений и объема выполненных государственных заданий отправляется обратно в Министерство культуры Омской области в виде отчетов[71].
Централизация управления на предприятии очень высокая, что позволяет сконцентрировать власть и решение проблем в руках руководителей[72].
6) Управление персоналом построено по линейно-штабной системе, которая предполагает жесткую структуру. Эта структура подразумевает формирование отделов, где сотрудники скооперированы по функционалу трудовой деятельности. Каждый отдел подчиняется руководителю предприятия, но и внутри самого отдела предполагается жестка структура иерархии, определяющей цепочку подчинения. При этом каждый отдел имеет своего прямого руководителя, который и осуществляет оперативное управление. Определенные характеристики и черты деятельности какого-либо подразделения соответствуют реализации основной деятельности предприятия. Именно совокупность полномочий и функционального формирования отделов позволяет определять функционал сотрудников[73].
Директор театра выполняет следующий функционал:
— обеспечивает выполнение государственных заказов и заданий по количественным и качественным показателям;
— обеспечение условий труда, соответствующих законодательным нормам;
— может делегировать свои права и функции другим должностным лицам.
Директор обязан контролировать:
— условия оплаты заработной платы сотрудникам;
— сохранность имущества театра.
Функционал и зона ответственности каждого заместителя директора определяется функционалом возглавляемого им отдела[74].
Отдельно следует отметить должность художественного руководителя, напрямую работающего с художественной группой театра. Главным требованием к художественному руководителю — это уровень владения основами профессионального мастерства. Именно он оказывает прямое влияние на гражданско-идейные устремления всего творческого коллектива[75].
Главной задачей художественного руководителя выступает постановка спектаклей и оперативное руководство художественной группой персонала (труппа театра). Помимо этого сопутствующими задачами выступают следующие[76]: