Файл: Эволюция антимонопольного законодательства в разных странах (Сущность и состав антимонопольного законодательства).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы антимонопольного законодательства
Монополии и их роль в российской экономике
1.2 Закономерности развития антимонопольного законодательства
1.3 Сущность и состав антимонопольного законодательства
2. Эволюция антимонопольного законодательства зарубежных стран
2.1 Особенности антимонопольного законодательства
2.2 Американская система антимонопольного законодательства
2.3 Развитие европейской системы антимонопольного законодательства
3. Проблемы и пути совершенствования антимонопольного законодательства в РФ
3.1 Проблемы развития антимонопольного законодательства
3.2 Перспективы развития антимонопольного процесса в современном российском законодательстве
Введение
В эпоху широко распространенных капиталистических отношений становление и развитие в Российской Федерации рыночной экономики, несомненно, подразумевает гарантию со стороны государства и его исполнительных органов власти для многочисленных элементов, необходимых для нормального и эффективного функционирования рыночных отношений: многообразие форм собственности на средства производства, свободу предпринимательской деятельности, рыночное ценообразование. В этой связи невозможно представить себе практическую реализацию данных элементов рыночной экономической системы без эффективной и беспристрастной государственной антимонопольной политики, которая призвана ограничивать условия возникновения и функционирования монополий, а также способствовать защите конкурентного рынка.
Данные мероприятия антимонопольные государственные органы реализуют посредством целого комплекса административных, экономических и законодательных мер.
В России процесс создания государственного контроля по недопущению недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала наличие свободной конкуренции в хозяйственной деятельности.
Поэтому в условиях рыночной экономики огромное значение имеет создание и усовершенствование законодательной базы по поводу регулирования монополистических процессов и конкуренции, понимание населением необходимости экономических реформ в данной сфере.
Цель курсовой работы: исследовать эволюция антимонопольного законодательства в России и зарубежных странах.
Для достижения цели данной работы необходимо поставить ряд задач:
- изучить понятие, сущность и виды монополии;
- рассмотреть необходимость и закономерности развития антимонопольного законодательства в России;
- изучить особенности монополизма и антимонопольное регулирование зарубежных стран.
- выявить проблемы и пути совершенствования антимонопольного законодательства в РФ.
При проведении исследования применялись общенаучные методы, такие как анализ, синтез, индукция, дедукция и сравнение.
В данной работе использованы источники, где методично изложены основы естественных монополий такие как: Иохин В. Я. «Экономическая теория», Земляков Д. Н. «Конспект лекций по Микроэкономике»; также была использована периодическая литература: журналы «Общество и экономика», «Российское предпринимательство», «Экономист», «Финансовый менеджмент», «Банковское дело».
1. Теоретические основы антимонопольного законодательства
Монополии и их роль в российской экономике
Одной из главных проблем российской экономики является формирование конкурентных рынков. Монополия – это абсолютное преобладание единоличного производителя или продавца продукции.
Это отдельные крупные предприятия или их объединения, которые производят значительное количество определенных товаров, благодаря чему доминируют на рынке и получают возможности влиять на процесс ценообразования, получая высокие прибыли.
Развитию монополий в настоящее время способствует ряд факторов: научно-техническая революция, межнациональный характер взаимодействия, усиление роли транснациональных корпораций, а также введение в сферу зависимости от монополий формально самостоятельных предприятий малого и среднего бизнеса через систему подконтрактов. Усиление централизации капитала, перераспределение собственности содействует структурным изменениям в экономике.
Под влиянием процессов монополизации произошли серьезные изменения в социальной и хозяйственной жизни общества. Они обусловили изменение хозяйственного механизма. Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают экономию общественных затрат производства и обращения.
С другой стороны, значительно больше негативных факторов, связанных с деятельностью монополий: образование монопольных цен, торможение научно-технического прогресса, деформация хозяйственных отношений и процессов. Таким образом, монополия препятствует созданию конкурентоспособного рынка.[28]
Существует три вида монополии: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав и т. д. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку посты первым классом.
Естественная монополия возникает в отрасли, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства близок к количеству или даже превосходит то, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточной для покрытия издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведёт к тому, что масштабы производства будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами, о чём говорилось ранее.
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма (по крайнеё мере на определённый срок) является единственным поставщиком продукции, но не имеет специальной юридической защиты от конкуренции. Примером таких фирм можно считать фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией.
Но такое деление не означает, что все предприятия-монополисты должны обязательно относиться лишь к одному из этих видов. Такая классификация в значительной степени условна. Некоторые фирмы могут принадлежать к нескольким видам монополии, к примеру фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии (так как присутствует эффект экономии на масштабах), так и к закрытой монополии (так как присутствуют юридические барьеры для конкуренции).[27]
Антимонопольное законодательство и антимонопольную политику России является необходимым атрибутом структурных преобразований во всех сферах экономики страны. В настоящее время проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической - она все больше становится политической и общественной.
1.2 Закономерности развития антимонопольного законодательства
Обеспечение благоприятной конкурентной среды является одним из условий развития экономики. Конституция РФ гарантирует свободу предпринимательской деятельности с учетом ограничений, установленных федеральным законодательством. Одновременно с этим одним из основных принципов предпринимательской деятельности является государственное регулирование. В целях реализации названных гарантий и принципов применяется ряд нормативных правовых актов, составляющих определенную систему антимонопольного регулирования. Антимонопольное законодательство принято и применятся практически во всех странах с рыночной моделью хозяйствования.
Тем не менее в каждой системе существуют свои особенности и закономерности развития.
Ныне действующее антимонопольное законодательство, последовательно формирующееся в России с 1991 г., в своем развитии прошло несколько этапов. Переход российского государства к рыночным отношениям потребовал соответствующей реакции со стороны законодателя, поэтому первым этапом развития отечественного антимонопольного законодательства по праву считается момент принятия Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»,[7] в котором в наиболее концентрированном виде были определены основные задачи государственной конкурентной политики: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.[21]
При разработке данного закона учитывался не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования и развития конкуренции, но и особенности правовой системы, а также переходного состояния экономики Российской Федерации. При разработке методов борьбы с монополизмом учитывались особая форма высокомонополизированной экономики России и основополагающая концепция не запрета самого монопольного положения, а только злоупотребления доминирующим положением на рынке.
В июле 1991 г. практически одновременно с принятием упомянутого Закона был создан Государственный комитет РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, позже - Государственный антимонопольный комитет, в 2003 г. - Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, преобразованное в Федеральную антимонопольную службу РФ (далее по тексту - ФАС России). Компетенция указанных антимонопольных органов напрямую определялась Законом о конкуренции 1991 г.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в этом же году, гарантировала единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Таким образом, в нормативном правовом акте самой высшей юридической силы были закреплены правовые начала в регулировании конкуренции, заложен правовой фундамент для формирования цивилизованного рынка. Кроме того, достаточно быстро накопленный опыт рассмотрения дел по фактам нарушений антимонопольного законодательства показал, что действовавший Закон о конкуренции 1991 г. не в полной мере приспособлен к экономическим процессам в России, и уже в 1993 г. стала очевидной необходимость его существенного обновления и дополнения. Именно поэтому за период действия Закон подвергался редактированию восемь раз, при этом прежняя концепция оставалась неизменной, хотя изменениям и дополнениям в большей или меньшей степени подверглись все его статьи. С этого момента начался второй этап развития антимонопольного законодательства РФ - этап формирования конституционных основ антимонопольного законодательства.[17]
Третий этап в развитии отечественного антимонопольного законодательства начался в 1994 г. в связи с принятием нового Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, ч. 2 п. 1 ст. 10 ГК РФ не допускает использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.[2] Изменения конституционного и гражданского законодательства обусловили необходимость дальнейшего внесения изменений в Закон о конкуренции 1991 г.
Четвертый этап - создание новых направлений Закона о конкуренции 1991 г., а именно ценового и рекламного. Ценовое регулирование деятельности хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, которое в настоящее время реализуется преимущественно в рамках регулирования деятельности субъектов естественных монополий на базе Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях», [3] а также специальных законов (например, Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию»).[4] В целях защиты от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы в 1995 г. был принят Федеральный закон «О рекламе».
В настоящее время действует Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе».[5]
Пятый этап развития антимонопольного законодательства - это формирование законодательства о защите конкуренции на рынке финансовых услуг (банковских, страховых и иных, связанных с денежными средствами юридических и физических лиц).