Файл: Невербальная коммуникация (Сущность невербальной коммуникации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 142

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Виды невербального поведения

2.1. Кинесика

К кинесике или движениям относится зрительный контакт, выражение лица, жесты и смена позы в ходе взаимодействия.

Кинесика – наука, занимающаяся изучением движений и жестов, применяемых в коммуникации.

Зрительный контакт, или взгляд, определяется тем, как и как долго мы смотрим на другого человека в процессе общения. Зрительный контакт выполняет множество функций в нашей коммуникации. Он демонстрирует то, что мы внимательно слушаем собеседника. То, каким образом мы смотрим на партнера, также отражает различные эмоции: любовь, гнев или страх. Помимо этого, интенсивность зрительного контакта выражает доминирование.

Поддерживая зрительный контакт, возможно определить, обращают ли люди на вас внимание или нет, заинтересованы ли они в разговоре или нет, вызывает ли произнесенное какие-либо чувства.

Степень зрительного контакта зависит от индивидуальных характеристик человека и сложившихся обстоятельств. Хотя, как правило, человек смотрит на другого во время диалога, исследования показывают, что люди, которые говорят сами, в течение 40% времени поддерживают зрительный контакт, а слушатели поддерживают этот контакт в течение 70% времени беседы.

Люди склонны поддерживать зрительный контакт, когда обсуждаются приятные темы, в которых человек искренне заинтересован. И напротив, мы избегаем прямых взглядов, когда в диалоге затрагиваются темы, вызывающие дискомфорт, либо отсутствует интересе в теме или собеседнике.

Таким образом, зрительный контакт представляет собой прямой взгляд на человека или людей, с которыми ведется разговор.[6]

Выражение лица или мимика является организацией лицевых мышц, передающей эмоциональное состояние человека или реакцию на информацию. Выражение лица имеет огромное значение в диалоге, так как оно передает шесть базовых эмоций, запросто узнаваемых в любой культуре: радость, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение.

К мимике относят все изменения, которые наблюдаются на лице человека: покраснение или побледнение. Каждая реакция является результатом сокращения большого количества лицевых мышц. Часть экспериментальных исследований говорит о том, что мимику лица возможно проанализировать, основываясь на следующих основаниях:


  • непроизвольные движения, обусловленные эмоциями (сведение бровей, прищуренность глаз и т.д.);
  • произвольные движения, предназначенные для сознательной передачи определенных сигналов (подмигивание, гримасы, и т.д.);
  • физиологические параметры (тонус, сила, динамика, амплитуда);
  • социальные особенности (выражения лица, принятые в конкретной культуре, социальной группе; индивидуальный стиль выражения).

Анализ таких мимических состояний, как радость, гнев, отвращение, удивление, страдание, дало возможность выявить мимический признак — единицу анализа лицевого выражения, который включает в себя несколько физиологических характеристик (направление движения лицевых мышц, отношения между движениями мышц, напряжение мышц лица) и представляемый, к примеру, как «поднятые вверх брови, сомкнутые губы».

Сложные мимические признаки постоянны, необ­ходимы для выражения конкретного эмоционального состоя­ния, но одновременно они могут включаться в структуру мимики разнообразных состояний. В связи с этим базовым индикатором психических состояний является совокупность признаков мимики.

Схема описаний мимики (табл. 2) дает возможность обнаружить универсальные признаки для конкретного типа состояний, особенные признаки для определенного состояния, а также неспецифические признаки, приобретающие значение исключительно в контексте с другими признаками. Каждый симптомокомплекс мимики включает в себя призна­ки, которые в то же время являются универсальными, специфи­ческими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения иных. К примеру, признак «глазная щель сужается» может быть показателем как отрицательных состояний (гнев, пре­зрение и т.д.), так и положительных состояний (радость).

Тем не менее, в выражении состояний гнева, презрения он остается специфичес­ким, а в выражении радости — неспецифическим.

Табл. 2

Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний

Части и элементы

лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение

рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или при­пущены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза при­щурены или раскрыты

Яркость

глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бро­вей

Внешние уголки бро­вей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвиж­ность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамич­ное


Представленные симптомокомплексы мимики соответствуют активным проявлениям состояния и дают полноценную информацию для субъективного распознавания состояний. Наиболее сложны для распознавания те выражения, которые означают переходные состояния и неинтенсивные аффекты. Для решения этой задачи хорошо подходит принцип разделения лица на следующие зоны: верхняя зона — область, включая брови; средняя зона— область глаз, носа, щек, верхней губы; нижняя зона— область рта (или нижней губы) и бородка.[7]

Немецкий психолог К. Леонхард, изучая топографию мимического поля, определил наиболее характерные движения, а также предложил классификацию состояний на основе мин:

  • мины области лба— напряжение, страх, внимание;
  • мины области подбородка и носа — стремление, порицание;
  • мины области рта — удивление, отвращение, упрямство, волевое напряжение, сомнение, обдумывание, терпение, радость;
  • мины области глаз — легкое внимание, удовлетворение, симпатия, антипатия, размышление, оценивание;
  • мины области щек— страдание, скорбь;
  • неспецифические мины — мины смеха, мины слез, смущение;
  • мины интегральные— пренебрежение, восхищение, зрение, сострадание, одобрение, нерешительность, счастье.

Различают три типа сигналов лица:

  • стабильные, которые включают цвет кожи, форму, конструкцию лица;
  • относительно стабильные, характеризующиеся внешним видом кожей, расположением морщин, тонусом мышц лица (признаки, изменяющиеся);
  • нестабильные, представляющие кратковременные изменения движений мышц лица — подмигивание, наморщивание носа и т.д.

Второй вид невербального поведения – жесты, а именно движения рук и пальцев, применяемые при рассказе о чем-либо или для обращения на себя внимания собеседника.

Жесты анализируются как внешние проявления внутреннего состо­яния индивида, одновременно они выражают информацию не только о психологическом состоянии человека, но и об уровне интенсивности пережива­ния. В коммуникационном процессе жесты сопровождают речь или заменяют ее, при этом они сигнализируют об отношении человека к определённому лицу, событию, предмету.

В психологии невербального общения не разработана универсальная классификация жестов. Популярные классификации выстро­ены на различных основаниях, но даже в совокупности, они не предоставляют возможным во всей полноте определить связи жестов со структурой личности и ее общением.


Согласно самой распространенной классификации, жесты делятся на естественные (спонтанные) и искусственные (жесты глухоне­мых, профессиональные жесты дирижеров, биржевиков и др.).

По мнению Т.М. Николаевой, при делении жестов на виды важно учитывать тот факт, что у индивида отсутствует возможность запечатления движения в трехмерном пространстве. В ходе коммуникации движение может быть запечатлено только в одной из плоскостей, следовательно, для описания жеста необходимо указать орган, реализующий движение; либо его направленность; цикличность, этапность в совершении движения; либо его отношение к положению человеческого тела в пространстве. Подобные принципы описания лежат в основе словарей жестов.[8]

В соответствии с классификацией известного исследователя вербального поведения А. Штангля выделяются:

  • жесты рук: руки, вяло свисающие вдоль тела, — пассивно, говорит о недостатке воли; скрещенные на груди руки — тенденция к дистанцированию, известная изоляция, выжидание и др.;
  • жесты кистей рук: открытая ладонь обращена вверх — объяснение, убеждение, открытое представление, отдача; спрятаны в карманах — сокрытие неуверенности; рука сжатая в кулак — концентрация, стремление к самоутверждению и др.;
  • «игры рук»: пальцы стучат по столу — демонстрация заинтересованности; стирающие движения по лбу — стирание плохих мыслей, неприятных представлений и др.;
  • жесты пальцев: палец во рту — инфантильность, удивление, рассеянность; палец плотно прижат ко рту - стремление остановить всякое проявление; палец касается глаз или ушей — опосредованный знак неловкости, подавленное настроение, стеснительность и др.;
  • рукопожатие: твердое, энергичное, тяжелое, давящее, слабое и др.

В классификации австралийского исследователя А. Пиза показаны наиболее распространенные, с его точки зрения, жесты и действия:

  • жесты ладони: открытая ладонь, демонстрирующая правдивость, честность, преданность; пальцы собраны в кулак и заметен только указательный палец — «указующий перст», сила, принуждение;
  • жесты кистями и руками: рука, охватывающая запястье свидетельствует о неоправданных ожиданиях и стремлению к самоконтролю; скрещенные руки с большими пальцами, направленными вверх — оборонительное или негативное отношение к чему-либо и др.;
  • жесты «рука к лицу»: «рука к носу» говорит о недове­рии к говорящему; потирание глаза — стремление блокировать ложь; почесывание шеи — выражение сомнения, неуверенности и др.; рука поддерживает голову — скука, отсутствие интереса; поглажива­ние подбородка – говорит о процессе принятия решения; потирание тыльной сто­роны шеи — сигнал неоправданных ожиданий и др.;
  • барьеры из рук: скрещенные на груди руки с ладонями, сжа­тыми в кулаки, свидетельствуют о враждебном отношении к партнеру; дотрагивание до предмета, расположенного вблизи другой руки, — стремление к достижению безопасности и др.;
  • барьеры из ног: перекрещенные руки и ноги указывают на негативное отношение, стремление защититься от чего-то и др. [9]

В клас­сификации жестов психолога Е.А. Петровой, уч­итываются не только особенности жестов, но и разнообразные функции, которые они выполняют:

  • аффективно-коммуникативная — жесты, отражаю­щие чувства, волю, желание, другие состояния (эмотивная функ­ция); жесты, свидетельствующие о течении перцептивных, мимических, интеллектуальных процессов (функция выражения процессов); жесты, говорящие об отношениях, установках, оценках, самооценках (модальная функция);
  • регулятивно-коммуникативная — фатические жесты (жесты вхождения в контакт); конативные жесты (жесты, направленные на поддержание и усиление контакта); эндные жесты (жесты сворачивания контакта);
  • информативно-коммуникативная — презентация ин­формации об объекте, о себе, о другом.[10]

Соотношение вербальной и невербальной информации в ходе коммуникации отражено в классификации Н.И. Смирновой:

  • коммуникативные жесты, замещающие в речи элементы языка (приветственные жесты, жесты прощания, угрозы, привлечения внимания, привлечения внимания, приглашающие, дразнящие, жесты ут­вердительные, отрицательные, вопросительные, отражающие благодарность, примирение и др.);
  • описательно-изобразительные жесты, представленные как сопровождение к речи и теряющие смысл вне речевого контекста (жесты, означающие размер, форму предмета, пространственное рас­положение объекта и др.);
  • модальные жесты, свидетельствующие об оценки предметов, явлений, людей (жесты одобрения, неудовольствия, недоверия, неуверен­ности, растерянности, отвращения, радости, восторга, удивления).

Чтобы отразить разнообразие информации, передающейся жестами партнеру, их делят на следующие группы:

  • жесты-регуляторы, отражающие отношение говорящего к чему-либо или к кому-либо (кивок, целенаправленные движения руками и др.);
  • жесты-эмблемы — специфические заменители слов в коммуникации (поднятый вверх большой палец и др.);
  • жесты-иллюстраторы — жесты сообщающие, передающие общую картину сообщения («вот какого размера» и др.);
  • жесты-адаптеры, свидетельствующие о специфических привычках человека, связанных с движениями рук (почесывание, поглаживание, перебирание отдельных предметов и др.);
  • жесты-аффекторы, выражающие с помощью движения конкретные эмоции (растерянность, удивление, отвращен радость);
  • жесты оценки получаемой информации (один палец отставлен, остальные под подбородком — критика; потерание подбородка — обдумывание предстоящего высказывания; почесывание пальцем спинки носа — озабоченность, сомнение)