Файл: Бухгалтерский баланс организации: порядок составления и аналитические возможности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- ликвидационный баланс составляют при ликвидации предприятия. Перед этим в соответствии с Гражданским кодексом РФ составляется промежуточный баланс с целью собрать долги юридического лица и рассчитаться с его кредиторами. Требования кредиторов удовлетворяются за счет имеющихся у организации денежных средств, а при недостаточности последних - из сумм, вырученных от продажи принадлежащего организации имущества. После погашения основных долгов предприятия приступают к составлению ликвидационного баланса, которым завершаются расчеты с кредиторами. Отраженное в ликвидационном балансе имущество оценивается по цене возможной его реализации [16, с. 71].

В зависимости от содержания бухгалтерские балансы подразделяются на следующие виды:

- оборотные балансы;

- сальдовые балансы.

Под содержанием бухгалтерских балансов понимается совокупность показателей имущества организации и источников его образования за отчетный период, сформированная разными способами и представленная методом балансового обобщения.

Совокупность таких показателей в бухгалтерском балансе в зависимости от его содержания может быть двух видов:

- отражающая движение имущества и источников его образования за отчетный период в стоимостном выражении;

- показывающая наличие имущества и источников его образования в стоимостном выражении на отчетную дату.

Оборотный баланс - таблица, содержащая информацию о движении имущества организации и источников его образования за отчетный период в стоимостном выражении, в которой соблюдено балансовое равенство. Суммы изменения (увеличения или уменьшения) имущества организации за отчетный период называются оборотом имущества. Суммы изменения (увеличения или уменьшения) источников образования имущества называются оборотом источников образования имущества [16, с. 71].

Сальдовый баланс - таблица, содержащая информацию об остатках имущества и источников его образования на отчетную дату. Сальдо (остаток) имущества или источников его образования на отчетную дату рассчитывается по формуле:

СН + П – В = СК

где, СН - сальдо (остаток) имущества или источников его образования на начало отчетного периода;

П - поступление (увеличение) имущества или источников его образования в течение отчетного периода;

В - выбытие (уменьшение) имущества или источников его образования в течение отчетного периода;

СК - сальдо (остаток) имущества или источников его образования на конец отчетного периода.


В свою очередь, сальдовые балансы подразделяются на завершенные и пробные балансы. Завершенным является баланс, не требующий поправок и корректировок и отражающий фактическое состояние имущества и источников его образования на отчетную дату. Пробный баланс характерен для международной практики и составляется для сверки данных о стоимости имущества и источников его образования за отчетный период, внесения корректировочный записей и составления сальдового завершенного баланса организации предусмотренной формы на отчетную дату [16, с. 71-72].

По объекту отражения выделяют:

- самостоятельный баланс;

- отдельный баланс.

Самостоятельный баланс составляют только хозяйствующие субъекты, наделенные правами юридического лица.

Отдельный баланс составляют филиалы, представительства и другие структурные подразделения одного предприятия.

По объему информации балансы подразделяются на:

- единичные;

- сводные.

Единичный (индивидуальный) баланс отражает деятельность одной организации. Он составляется юридическим лицом, не имеющем в своем составе дочерних и зависимых обществ и не являющимся объединением юридических лиц [16, с. 72].

Сводный (консолидированный) баланс формируется из отдельных балансов путем суммирования показателей статей. Он представляет собой систему показателей, отражающих имущественное и финансовое положение на отчетную дату группы взаимосвязанных в экономическом отношении организаций. Данные сводятся в одной колонке в виде общего итога актива и пассива.

Объектами сводных (консолидированных) балансов могут быть:

- организации, имеющие дочерние и зависимые общества;

- объединения юридических лиц, созданные на добровольных началах организациями (союзы, ассоциации);

- группа унитарных предприятий федеральных министерств и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации;

- группа акционерных обществ (товариществ), часть акций (долей, вкладов), которых закреплена в федеральной собственности, министерств и других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации [16, с. 72].

По объему регулирующих статей различают балансы:

- брутто (ит. brutto - грубый);

- нетто (ит. netto чистый).

Баланс-брутто включает в себя регулирующие статьи, суммы по которым при определении остаточной стоимости нематериальных активов и основных средств вычитаются из суммы другой статьи. Он составляется на основе данных, отраженных в бухгалтерском учете без изменений и корректировок.


Баланс-нетто – это баланс, из которого исключены регулирующие статьи. Он содержит данные о сальдо амортизируемого имущества (нематериальных активов и основных средств), в оценке не по первоначальной, а по остаточной стоимости (за вычетом суммы накопленной амортизации).

В практике бухгалтерского учета используется форма баланса, которая определена в соответствии с требованиями Международных стандартов финансово отчетности (МСФО) как баланс-нетто [16, с. 72-73].

По источникам составления баланс бывает:

- инвентарный;

- книжный;

- генеральный.

Инвентарный баланс составляют по данным инвентаризационных описей имущества и прав организации, источников их образования.

Книжный баланс составляют по данным текущего бухгалтерского учета без предварительной проверки книжных записей путем инвентаризации.

Генеральные балансы наиболее достоверно отражают производственно хозяйственную деятельность организации и составляются по данным текущего бухгалтерского учета, подтвержденным инвентаризациями объектов учета [16, с. 73].

По расположению актива и пассива баланса (по формату) бывают следующие виды бухгалтерских балансов:

- односторонние балансы;

- двусторонние балансы;

- разделенные балансы;

- сводные балансы;

- шахматные балансы.

Строение односторонних бухгалтерских балансов предусматривает двухуровневое расположение имущества организации и источников его образования. На первом уровне представлены статьи актива, а на втором уровне - статьи пассива в денежном измерителе [16, с. 73].

Односторонний бухгалтерский баланс в виде одной из форм бухгалтерской отчетности составляется в современной учетной практике наиболее часто. Он характерен для российской отчетности, отчетности Великобритании, США, Франции и других стран.

Двусторонний баланс - таблица, вертикально разделенная на две взаимосвязанные части, с левой стороны которой отражены статьи актива баланса и суммы по ним, а с правой стороны - статьи пассива баланса и суммы по ним. Подобное строение бухгалтерского баланса достаточно удобно, поскольку дает возможность наглядно сопоставить имущество организации на определенную дату в постатейном разрезе и источники его образования, оценить целесообразность использования источников для формирования ресурсов в процессе хозяйственной деятельности [16, с. 73].

Разделенный бухгалтерский баланс характеризуется тем, что статьи актива и пассива представлены в соответствии с системой, наиболее удобной для составителя и пользователя, в одной графе. Суммы видов имущества в активе баланса проставлены слева от статьи, а суммы источников имущества справа.


В сводном бухгалтерском балансе при группировке балансов по формату статьи актива и пассива пространственно расположены друг за другом, а суммы видов имущества и источников его образования объединены в соответствующих графах. Такое построение целесообразно при оценке состава имущества, источников его образования, проведении экономического анализа ликвидности и платежеспособности организации.

Шахматный бухгалтерский баланс предполагает однократное отражение суммы по статье актива и пассива баланса одновременно. Шахматный баланс разбит на несколько клеток, которые образованы от пересечения вертикальных граф, где отражаются суммы по статьям пассива баланса, и горизонтальных строк, отведенных для сумм статей актива. Причем одна статья актива баланса может быть взаимосвязана с несколькими статьями пассива баланса и, наоборот.

Составление шахматного баланса позволяет усилить контроль над совершаемыми хозяйственными операциями, сокращает количество учетных записей, обеспечивает наглядность в применении отдельных активов и их источников [16, с. 74].

1.3 Аналитические возможности и функции бухгалтерского баланса

Бухгалтерский баланс является одной из основных форм финансовой отчетности компании, так как именно он дает полную информацию для расчета показателей, отражающих финансовое состояние организации. На основе информации, полученной из бухгалтерского баланса, можно проанализировать не только финансовое и имущественное состояние, но и правильность отражения хозяйственных операций и выявить ошибки в бухгалтерском учете компании [20, с. 147].

Бухгалтерский баланс дает возможность оценить финансовую устойчивость компании, а также платежеспособность и ликвидность, как основные проявления финансовой устойчивости. При этом можно оценить как их текущее значение, так и их динамику, а также спрогнозировать тенденции развития компании.

Возможность оценить ликвидность и платежеспособность организации дает особая группировка статей в балансе.

Активы в балансе группируются по их скорости превращения в денежные средства, иначе степени ликвидности. Пассивы в балансе группируются по очередности погашения.

Статьи пассива баланса «погашаются» за счет статей актива баланса, отсюда и ликвидность баланса.


В результате соотношение тех или иных разделов баланса можно сделать вывод о возможности организации покрывать свои обязательства, оценить степень зависимости компании от заемных источников.

Основной целью анализа бухгалтерского баланса является изучение содержания процессов деятельности организации, которые находят отражения в бухгалтерском балансе [20, с. 147].

Для достижения указанной цели, необходимо выполнить следующие задачи:

- провести анализ размещения капитала организации;

- выявить источники формирования капитала;

- оценить платежеспособность и ликвидность, а следствие финансовую устойчивость организации;

- оценить кредитоспособность организации;

- выявить и оценить риски банкротства.

Таким образом, в процессе анализа бухгалтерского баланса, путем оценки имущественного и финансового состояния компании формируется мнение о финансовой устойчивости и эффективности ее деятельности [20, с. 147].

Кроме многочисленных преимуществ бухгалтерского баланса, как источника анализа финансовой деятельности компании, отмечаются и недостатки. Одним из недостатков является ограниченное количество показателей, и как следствие недостаточно высокая степень аналитичности.

Кроме того, на основании баланса трудно выявить факторы, которые повлияли на финансовое и имущественное положение организации. Недостатком бухгалтерского баланса является его статичность, то есть способность отражать состояние организации на определенные отчетные даты. В результате отсутствует возможность провести более развернутый анализ, для которого необходима информация на несколько промежуточных дат. Но, несмотря на все перечисленные недостатки, бухгалтерский баланс обеспечивает информацией о финансовой деятельности компании как внешних, так и внутренних пользователей.

В результате анализа показателей бухгалтерского баланса внутренние пользователи могут сделать вывод об эффективности и правильность принятых управленческих решений, а также проводить планирование и прогнозирование деятельности. Роме того могут получить необходимую информацию об экономическом потенциале компании и возможности выполнить все обязательства перед кредиторами [20, с. 148].

На основании информации бухгалтерского баланса внешние пользователи могут сделать вывод о целесообразности сделки с компанией и определить свои финансовые риски, спрогнозировать доходы.

Уникальность информации, отраженной в бухгалтерском балансе, является то, что она отражает три категории: имущество, права и обязанности. Значение бухгалтерского баланса доказывает, то, что его выделяют, как отдельную отчетную единицу, а другие формы являются дополнением и расшифровкой его показателей. Бухгалтерский баланс выступает стержнем, вокруг которого группируются все остальные формы.