Файл: Особенности государственного регулирования индустрии спорта. Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 292

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура и спорт являются одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Они оказывают серьезное воздействие на многие сферы жизни государства: культуру, образование, политику, экономику, науку и другие.

Подчеркивая важность развития физкультуры и спорта в России, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике отметил:

«Спорт – это не только голы, очки, секунды. Это социальное развитие государства и, самое главное, – воспитание здорового, патриотично настроенного поколения.

Это профилактика пьянства, наркомании, правонарушений и вызов улице».

В связи с глобальным значением физической культуры и спорта возникают и становятся актуальными проблемы, в частности, с эффективностью государственного регулирования данной сферой.

Проблемы в физкультурно-спортивном секторе известны не только власти, но и обычному гражданину.

Так, например, спортивные школы во многих маленьких городах нашей страны нуждаются не только в строительстве и реконструкции своих спортивных объектов, но и в обновлении спортивного оборудования, развитии и внедрении современных научных методик подготовки спортсменов.

Исходя из выше изложенного, тема настоящего исследования становится более, чем актуальной.

Целью исследования является изучение вопросов государственного регулирования физической культурой и спортом в Российской Федерации. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

Во-первых, охарактеризовать физическую культуру и спорт как объект государственного регулирования и управления;

Во-вторых, рассмотреть систему органов государственного управления в области физической культуры и спорта, их правовое положение и функции;

В-третьих, определить основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта;

В-четвертых, проанализировать современное состояние массового спорта в России.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


1.1 Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования

Государственное управление в области физической культуры и спорта направлено на реализацию социально-экономической политики России, выражающей отношение государства к физкультурно-спортивной деятельности и определяющей цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в данной сфере.

Исследование государственного управленческого воздействия в области физической культуры и спорта невозможно без характеристики самого объекта такого воздействия. Понятие «физическая культура» является достаточно широким и многогранным.

В настоящее время существуют десятки его определений, которые хотя и существенно отличаются друг от друга, но в полной мере отражают особенности рассматриваемого объекта управления. Для более правильного представления о содержании данного понятия, целесообразно сравнить его с понятием «культура» в целом.

Культура является результатом материальной и духовной деятельности человека. Человек познает культуру, которая зафиксирована в духовных и материальных ценностях, является носителем культуры в социальной среде, а также создает новые ценности для развития культуры последующих поколений. Таким образом, можно говорить о том, что физическая культура является элементом общей культуры.

Физическая культура, это не только неотъемлемый элемент общей культуры, но и социальный институт, представленный совокупностью материальных и духовных ценностей.[1]

Среди материальных ценностей здесь можно выделить спортивные сооружения и специальное оборудование, спортивную экипировку, медицинское обеспечение.

К духовным ценностям можно отнести разнообразные виды спорта, игры, информацию, комплексы физических упражнений, этические и правовые нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др.

Кроме того, в развитых формах физическая культура и спорт продуцируют эстетические ценности.

Примером здесь могут служить физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и другие. Государство устанавливает определение физической культуры в п. 26 ст. 2 ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Закон о спорте), который гласит, что физическая культура – это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.[2]


Исходя из этого определения можно определить следующие цели физической культуры: - физическое и интеллектуальное развитие способностей человека; - совершенствование двигательной активности человека; - формирование здорового образа жизни; - социальная адаптация с помощью физического воспитания, физической подготовки и физического развития. Спорт является одним из компонентов физической культуры (см. Приложение).

О.А. Шевченко под спортом понимает составную часть физической культуры, существующую в виде «комплексов физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнований по таким упражнениям», а также «системы организации и проведения этих соревнований».[3]

В Законе о спорте спорт – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Таким образом, спорт можно понимать как соревновательную деятельность, что позволяет отличить спорт от других видов физической культуры.

В структуре спорта рассматривается массовый спорт, спорт высших достижений, школьный и студенческий спорт. Такое подразделение производится по целевому признаку.

Массовый спорт направлен на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Целью спорта высших достижений является физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и самостоятельных занятий, а также участие в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях.

Что касается школьного и студенческого спорта, то различие между данными частями спорта следует проводить по критерию принадлежности к соответствующему типу образовательного учреждения. Физическая культура и спорт, как социальные явления, бесспорно, нуждаются в защите со стороны государства. Поэтому для данной сферы общественной жизни важен вопрос государственного регулирования и управления.

Управление в области физической культуры и спорта – это целенаправленная, планомерно осуществляемая на основе объективных закономерностей их социально-экономического развития деятельность, которая направлена на обеспечение эффективного функционирования сферы физической культуры и спорта в интересах физического совершенствования людей.


1.2 Органы государственного управления физической культурой и спортом в России

Рассмотрим органы государственной власти, осуществляющие управление в области физической культуры и спорта на федеральном, региональном и местном уровне, определив их полномочия в указанной сфере.

В данной группе органов государственного управления необходимо, прежде всего, указать на роль Президента РФ в решении вопросов в области физической культуры и спорта.

Президент РФ издает указы и распоряжения по наиболее насущным вопросам развития физической культуры и спорта в России. Примером в данном случае может служить Указ Президента РФ от 30.07.2010 № 948 «О проведении всероссийских спортивных соревнований (игр) школьников».[4]

Во исполнение данного указа в России была создана новая национальная система физкультурно-спортивного воспитания подрастающего поколения, направленная на совершенствование физической подготовки школьников, массовое привлечение их к занятиям физической культуры и спортом, а также формирование у детей школьного возраста здорового образа жизни.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области физической культуры и спорта, разрабатывает и осуществляет меры по развитию данной сферы, утверждает, соответствующие федеральные программы и обеспечивает их исполнение. Кроме того, Правительство РФ определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти в области формирования, реализации единой государственной политики в области физической культуры и спорта.

В 2012 году при Президенте РФ был создан Совет при Президенте РФ по развитию физической культуры и спорта.

Он является совещательным органом при Президенте РФ.

К функциям Совета можно отнести:

- рассмотрение общественно значимых проектов в области физической культуры и спорта;

- анализ положения дел в сфере физической культуры и спорта в России и за рубежом;

- рассмотрение вопросов государственной поддержки спорта высших достижений, и подготовка предложений по созданию благоприятных условий для его развития;

- рассмотрение вопросов, связанных с подготовкой российских спортсменов для участия в международных спортивных соревнованиях, а также оценка эффективности мер, направленных на обеспечение необходимого уровня подготовки российских спортсменов;

- обсуждение по предложению Президента Российской Федерации иных вопросов, относящихся к сфере физической культуры и спорта.


В регионах нашей страны общие вопросы физической культуры и спорта решают Правительства соответствующего субъекта РФ, в муниципальных образованиях – главы муниципальных образований. Федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта является Министерство спорта РФ, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта, а также по оказанию государственных услуг (включая предотвращение допинга в спорте и борьбу с ним) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

К основным функциям данного органа можно отнести:

- определение основных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;

- установление особенностей организации и осуществления образовательной, тренировочной и методической деятельности в области физической культуры и спорта;

- согласование решения о проведении на территории Российской Федерации международных спортивных соревнований;

- осуществляет мероприятия по организации и проведению всероссийских спортивных соревнований инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, международных спортивных соревнований указанных лиц, включая Параолимпийские игры и Сурдлимпийские игры, Всемирные специальные олимпийские игры, а также подготовку к таким спортивным соревнованиям;

- проводит мероприятия по подготовке спортивных сборных команд Российской Федерации к Олимпийским играм и другим международным спортивным соревнованиям и участию в таких соревнованиях;

- утверждает ежегодно списки кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации по видам спорта, формируемые общероссийскими спортивными федерациям;

- иные функции.

В регионах РФ к органам государственного управления в области физической культуры и спорта относятся комитеты (министерства, департаменты) по физической культуре и спорту региона, а в муниципалитетах – городские, районные комитеты по физической культуре и спорту.

Так, Комитет по физической культуре и спорту Костромской области осуществляет следующие функции:

- разработка проектов областных законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере физической культуры и спорта;

- разработка и реализация государственных региональных программ развития физической культуры и спорта и межмуниципальные программы в области физической культуры и спорта;