Файл: Государственная социальная политика поддержки слабозащищенных категорий граждан: современное состояние и перспективы совершенствования (1 Теоретические основы финансового обеспечения социальной защиты граждан).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы финансового обеспечения социальной защиты граждан
1.1 Сущность и принципы социальной защитой граждан
1.2 Источники финансового обеспечения социальной защиты граждан
2 Особенности осуществления финансирования социальной защиты граждан в России
2.1 Анализ финансового обеспечения социальной защиты граждан за счёт бюджетов бюджетной системы РФ
2.2 Проблемы финансового обеспечения социальной защиты граждан в регионах России
5) Ориентация на активный и опережающий тип социальной защиты населения, недопущение социального иждивенчества.
6) Доступность и бесплатность информации о порядке и условиях предоставления всех видов социальной помощи, предполагающие, прежде всего широкую публикацию в печати сведений о порядке и условиях предоставления социальной помощи; проведение органами исполнительной власти всех уровней и органами местного самоуправления консультаций граждан по вопросам социальной защиты, издание научно-популярных, информационных, статистических и иных материалов по тематике социальной защиты, а также применение других форм агитации и пропаганды, обеспечивающих доступность информации.
7) Всеобщность социальной защиты населения, предусматривающая одинаковую для каждого возможность ее получения при наступлении трудной жизненной ситуации вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, местожительства и иных признаков.
8) Социальное партнерство и солидарность всех слоев населения в решении задачи социальной защиты.
9) Эффективность социальной защиты означает, что чистые социальные выгоды от действия любой социальной программы должны превышать социальные издержки.
10) Широкое участие благотворительных и общественных организаций в развитии форм и видов социальной помощи.
11) Взаимодействие органов местного самоуправления и негосударственных организаций с органами государственной власти в сфере социальной защиты населения на основе социального партнерства. [3]
Данные принципы охватывают практически все аспекты системы социальной защиты, предоставляя населению широкий доступ к социальным услугам, а также регулирует отношения между субъектами социальной защиты. Но нельзя не заметить, что далеко не все представленные принципы соблюдаются.
Например, принцип динамичности оказания социальной защиты не всегда соблюдается в полной мере. Особенно это заметно в период финансового кризиса. Индексация различных пособий, пенсий, уровня прожиточного минимума не компенсируют роста инфляции и увеличения цен на товары и услуги.
Так, По данным Росстата, фактический уровень инфляции по итогам 2015 года составил 12,9%, а индексация в 2015 году была установлена в размере 5,5%. [24]
В настоящее время система социальной защиты в России включает:
- обязательное социальное страхование;
- социальную поддержку населения;
- социальное обслуживание населения.
Однако в контексте социальной работы нас больше интересует именно социальное обслуживание населения, так как именно в его рамках осуществляется основная работа с нуждающимися категориями населения, а также отдельным лицами, находящимися в социально-опасном положении.
Результаты работы сегодняшней системы социальной защиты проявляются в сокращении бедности. Однако в системе социальной защиты остается ряд нерешенных проблем, которые усугубляются в условиях финансового кризиса.
Сейчас система социальной защиты имеет следующие основные черты:
- дефицит ресурсов в бюджетах бюджетной системы РФ для финансирования мероприятий по социальной защите.
- организация социальной защиты населения преимущественно на началах социального обеспечения.
- неразвитость систем социального страхования и социальной защиты;
- множественность видов и форм социальных пособий, а также категорий их получателей;
- преобладание уравнительного, безадресного порядка предоставления социальных пособий. [6]
Таким образом, в условиях финансового кризиса особое внимание нужно уделять системе социальной защиты, так как по сравнению с обычной социально-экономической ситуацией, намного больше граждан подвергаются социальным рискам. В связи с этим, не смотря на трудности финансирования, необходимо вовремя проводить профилактические мероприятия и усиливать контроль за адресностью социальных услуг. Последний пункт на данный момент времени исполняется: усиливаются проверки предоставляемых гражданами документов, определяется степень их нуждаемости в социальных услугах, к тому же сейчас более четко разграничен список лиц, имеющих право на оказание социальных услуг.
1.2 Источники финансового обеспечения социальной защиты граждан
Наиболее дискуссионными являются определение и взаимосвязь понятий «финансового обеспечения» и «финансирования» деятельности предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов. В практической деятельности зачастую подменяют понятия «финансирование» и «финансовое обеспечение», предполагая их синонимичность. Однако в экономической литературе можно выделить и другие подходы к данным понятиям.
Сторонники одного из подходов (Бернер И., Большаков С.В., Гарбузов В.Ф. и др.) разделяют позицию, что процессы финансового обеспечения и финансирования взаимосвязаны, но не тождественны, рассматривая финансовое обеспечение как привлечение и аккумулирование финансовых ресурсов, а финансирование – их использование (размещение), авансирование затрат. [4]
Таким образом, финансовое обеспечение предшествует финансированию. Невозможно планировать какие-либо методы финансирования, не имея соответствующих источников. Вместе с тем образование финансовых ресурсов деятельности предприятий, отраслей, экономики в целом, социальной сферы, регионов происходит, как правило, с учетом плана их финансирования.
Таким образом, несмотря на тесную взаимосвязь процессов финансирования, и финансового обеспечения, они могут проходить относительно независимо друг от друга.
Вместе с тем, формирование финансовых ресурсов создает экономическую предпосылку для целенаправленного финансирования.
При этом финансирование рассматривается как:
- совокупность методов и средств покрытия расходов; обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами затрат;
- процесс использования финансовых ресурсов организаций;
- процесс, выражающий денежно-финансовые отношения организации, связанные с покрытием текущих и единовременных финансовых потребностей.
В соответствии с другим подходом авторы (Грязнова А.Г., Родионова В.М., Павлова Л.Н., Карданская Н.Л. и др.) рассматривают финансовое обеспечение как более широкое понятие, составной частью которого является процесс финансирования. [6]
Так, например, «финансовое обеспечение- система мероприятий, организуемых и проводимых с целью своевременного и полного удовлетворения потребности в денежных средствах. Включает в себя: финансовое планирование, финансирование, истребование, получение, хранение, экономное и рациональное расходование денежных средств, бухгалтерский учет и отчетность, финансовый контроль, анализ финансово-экономической деятельности».
Родионова В.М. определяет финансовое обеспечение воспроизводственного процесса как «покрытие воспроизводственных затрат за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых субъектами хозяйствования и государством». [4]
Таким образом, по мнению сторонников данного подхода, финансовое обеспечение представляет собой процесс привлечения и аккумулирования финансовых ресурсов субъектами хозяйствования и государством для их дальнейшего использования с целью покрытия и целевого финансирования затрат.
Мы полагаем, что приведенное определение нуждается в уточнении, так как средства бюджетной системы идут не только на развитие, но и на текущее содержание финансируемых объектов, в число которых следует включить и население, получающее социальные трансферты.
В целом меры социальной поддержки населения представляются:
1) в денежной форме – в виде прямых или косвенных социальных трансфертов.
2) в натуральной форме – путем предоставления бесплатного питания, в том числе детского, специализированного; путевок на санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям; организации отдыха и оздоровления детей; одежды, обуви детям; лекарственных средств и изделий медицинского назначения; технических средств реабилитации инвалидов, не входящих в федеральный перечень, проездных билетов, транспортных средств и пр.;
3) в форме услуг – транспортных, медицинских, социальных. [27]
Например, социальная поддержка ветеранов осуществляется путем организации их социального обслуживания, в том числе, на базе многопрофильных учреждений социального обслуживания населения. Социальные услуги семьям с детьми предоставлялись в учреждениях социального обслуживания, в центрах социального обслуживания населения и в отделениях комплексных центров социального обслуживания населения.
4) в форме морального поощрения, с целью ведения здорового образа жизни, заботы о здоровье, образовании, физическом, духовном и нравственном развитии детей, полном и гармоничном развитии их личности. Меры морального поощрения при этом, как правило, сочетаются с денежным вознаграждением.
Далее рассмотрим формы финансового обеспечения в зависимости от субъекта финансовых отношений.
Государство выделяет бюджетные ассигнования из федерального и субфедерального бюджетов, а также средства из государственных внебюджетных фондов в зависимости от уровня принятия решения, финансируемого объекта, целей и задач.
Для муниципального уровня эта классификация сужается до средств местного бюджета.
На уровне предприятий и организаций могут использоваться, как правило, следующие формы финансирования корпоративных социальных программ:
- частное финансирование (самофинансирование), государственное финансирование в рамках целевых программ, смешанное финансирование в рамках государственно-частного партнерства.
На уровне организаций рыночной инфраструктуры осуществляется государственное и муниципальное финансирование по целевым программам.
Кроме того, может быть также смешанное финансирование в рамках государственно-частного партнерства.
Самостоятельной формой финансирования является благотворительное финансирование. Выявим ее особенности по совокупности указанных признаков.
Источники финансирования для благотворительной формы различаются по составу субъектов, поскольку благотворительную помощь могут оказывать физические лица, предприятия (организации, учреждения), на разовой основе на условиях спонсорства, либо благотворительные фонды, для которых эта деятельность является основной.
Цели финансирования отдельных семей в этом случае являются многозначными и включают в себя как оказание реальной помощь, так и повышение эффективности брендирования организации за счет ее благотворительной помощи, демонстрации социальной ответственности перед обществом, повышение статуса спонсора в глазах общества и связанных с ним политических или экономических выгод.
Для благотворительных фондов и особенно благотворителей - физических лиц цели в этом случае являются исключительно филантропическими.
Объектами финансового обеспечения при благотворительной форме являются либо непосредственно семьи, либо объекты социально-культурной сферы, которым оказывается единовременная или регулярная помощь. Объемы финансирования зависят соответственно от целей, от финансовых возможностей субъекта финансирования, потребностей объектов финансирования. [4]
Для каждой формы финансирования существуют свои особенности, которые определяются:
а) особенностями формы;
б) особенностями объекта финансирования.
Рассмотрим формы финансирования с учетом финансируемых потребностей, выделенных целей, задач, принципов и факторов.
Так, для формы «государственное финансирование социальной поддержки населения»:
1) источниками финансирования являются: федеральный и субфедеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды.
2) цели финансирования могут быть общими и частными. Общие цели финансового обеспечения населения заключаются в повышении уровня жизни населения.
В качестве частных целей могут выступать:
1) финансирование питания, здравоохранения, улучшения жилищных условий, обеспечения культурных потребностей, отдыха и досуга и др.;
2) объемы финансирования определяются: общими и частными целями; размерами выделяемых бюджетных ассигнований, уровнем жизни населения, состоянием экономики страны, региона, муниципальных образований, параметрами стратегии социально-экономического развития территории соответствующего уровня, демографической ситуацией; наличием социальной инфраструктуры и сложившихся механизмов ее финансирования;
3) условия финансирования для рассматриваемой формы финансирования определяются социально-экономическими приоритетами. Как правило, финансирование социальной поддержки населения осуществляется на принципах софинансирования, когда используются как средства людей, так и дополнительно оказывается государственная помощь.
Отдельным финансовым инструментом выступает такие инструменты финансирования как субвенция, определяющая обязательность целевого расходования выделенных средств, и субсидия, выделяемая на условиях софинансирования.