Файл: Гражданско-правовое регулирование творческой деятельности.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 558
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Творчество и творческая деятельность
1.1 Понятие и признаки результата творческой деятельности
1.2 Роль гражданского права в организации творческой деятельности.
ГЛАВА 2. Специальные институты гражданского права.
ГЛАВА 3. Понятие и значение авторского права
ГЛАВА 4. ПРАВА АВТОРОВ И ИХ ЗАЩИТА
СОАВТОРСТВО
На стороне автора может выступать и "множественный" носитель авторских прав - соавторы. В соответствии с п.1 ст.10 Закона, авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.
Соавторство характеризуется несколькими признаками: а) совместный труд нескольких лиц; б) создание коллективном произведения в) принадлежность авторского права на произведение всем, кто над ним работал.
Совместный труд нескольких лиц должен иметь творческий характер. Только в результате творческой деятельности возникают произведения литературы, науки и искусства, которые признаются охраноспособными объектами.
Термин «соавторство» означает факт создания произведения несколькими лицами. Каждое из таких лиц признается автором, однако осуществление его авторских прав оказывается связанным с осуществлением прав другого соавтора произведения. Как правило, в соавторстве оформляются такие работы, как статья в периодическом издании, монография, учебник или учебное пособие. Соавторство возникает в том случае, когда авторское произведение является результатом совместной творческой деятельности нескольких авторов — соавторов. Таким образом, обязательное условие соавторства — совместная творческая деятельность авторов, то есть согласованное намерение создать коллективное произведение сообща. Созданным в соавторстве может признаваться также произведение, состоящее из отдельных частей, каждая из которых имеет собственного автора, например, учебник, отдельные главы которого написаны разными авторами. В этом случае издатель указывает, кто принимал участие в разработке конкретных структурных элементов работы. ГК РФ предписывает указать авторство. Где — решается в зависимости от способа использования и желаний авторов/соавторов (обычно в оглавлении или в начале текста).
Каждый соавтор должен являться автором созданного произведения. Если лицо не внесло творческого вклада в создание произведения, автором, а, следовательно, и соавтором, оно являться не может. Даже являясь участником соглашения о создании произведения, лицо должно непосредственно принимать участие в данном процессе и его творческий труд должен найти выражение в самом произведении. Наконец, необходимо наличие соглашения между соавторами в устной или письменной форме. Вместе с тем, если после заключения соглашения одним из соавторов не был внесён творческий вклад в создание произведения, в отношении него соавторство возникать не будет: определяющую роль играет именно факт творческого участия.
При оценке отношений соавторства в процессе создания научных статей следует исходить не только и не столько из норм права, сколько из существующих неформальных правил. Так, постановка проблемы, предложение идеи исследования, выдвижение гипотез формально вряд ли могло бы рассматриваться как основание для соавторства. Вместе с тем, на практике, подобные действия чаще всего учитываются при решении обозначенного вопроса. Кроме того, научная этика требует ссылаться на источник идей, используемых при создании произведения, даже если это не цитирование. Следовательно, в данном случае перед нами интересный пример комплексного регулирования правоотношений в связи с созданием научных работ: применяются как формальные, так и устоявшиеся в соответствующей среде неформальные правила поведения.
Существует делимое и неделимое соавторство. К неделимому соавторству относится создание в результате творческого труда соавторов произведения, образующего «неразрывное целое». Если часть произведения, созданная одним из соавторов, может использоваться отдельно, независимо от других частей такого произведения, то имеет место делимое соавторство.
Право использования созданного в соавторстве произведения принадлежит соавторам совместно, а порядок его реализации может быть установлен соглашением между соавторами. Предполагается, что соавторы заключат между собой особое соглашение, в котором будет определяться порядок использования созданного в соавторстве произведения. В любом случае для законного использования произведения, созданного в соавторстве, требуется согласие всех соавторов (или их правопреемников). Однако при делимом соавторстве каждый из соавторов, кроме того, может отдельно использовать свое собственное произведение без согласия других соавторов.
Действующее законодательство в качестве соавторства признаёт именно эти две формы: в соответствии со ст.1258 ГК произведение считается созданным в соавторстве вне зависимости от того, «образует ли такое произведение неразделимое целое» (неделимое соавторство) «или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение» (раздельное соавторство).
Закон предусматривает, что если произведение соавторов образует неразрывное целое (неделимое соавторство), то при соавторстве ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить другому соавтору использование произведения, если оно образует одно неразрывное целое. Однако на практике обычно такого не происходит, и права на использование созданного в соавторстве произведения могут оказаться блокированными.
В случае нарушения прав на созданное совместно произведение, каждый из соавторов вправе самостоятельно, по собственному усмотрению принимать меры защиты авторских прав. Соавтор вправе предъявить претензии своему соавтору за нарушение его прав, т.е. обнародование совместного произведения без его согласия (ст.1260, 1301 ГК РФ). Наконец, каждый соавтор может осуществлять защиту авторских прав на всё произведение (ст.1258 ГК РФ). Конфликт может быть разрешён либо соглашением сторон в досудебном порядке (мировым соглашением), либо в суде общей юрисдикции.
ГЛАВА 4. ПРАВА АВТОРОВ И ИХ ЗАЩИТА
Содержание авторских прав складывается из двух составляющих: личных прав автора и имущественных прав.
Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными авторскими правами.
Основаниями возникновения субъективных авторских прав являются два юридических факта: создание произведения и переход авторских прав в результате правопреемства, например, по наследству или по договору. Обладателями субъективного авторского права могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные.
Личные неимущественные права являются неотчуждаемыми и абсолютными. Благодаря этим качествам и возникло само понятие интеллектуальной собственности: по аналогии с правом собственности как наиболее полным правом на вещь. К личным неимущественным правам относятся право на авторство, право на имя, право на неприкосновенность произведения, право на опубликование произведения, право на его использование.
Личные неимущественные права - это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе - личные права связаны с духовной личностью автора. Как подчеркивали исследователи еще в начале 20 века: «Духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между «детищем» искусства и творцом, и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора».
Право на авторство означает, что автор может требовать признания своего авторства на произведение и извлекать из этого законные выгоды, что никто другой не может объявить себя автором данного произведения. Незаконное присвоение авторства на чужое произведение называется плагиатом и является правонарушением, преследуемым законом.
Право на имя означает, что автор может, опубликовать произведение под своим именем, под вымышленным именем (псевдоним) или вовсе без имени (аноним). Псевдоним практикуется в литературно-художественной, публицистической и научной литературе. Причины избрания псевдонима могут быть как политическими (чтобы избежать преследования властей), так и личными. В любом случае право публикации произведения под псевдонимом и анонимно является элементом свободы печати.
Право на использование произведения означает, что автор выбирает, каким способом может быть использовано произведение: опубликовано в виде книги или в журнале, записано на радио, на видеокассету, показано по телевидению или в театре и т.д. Только с разрешения автора допускаются: перевод произведения на иностранный язык, инсценировка прозаического произведения для театра или сценарий для съемки фильма.
Право на обнародование произведения означает, что только автор может разрешить публикацию произведения.
Право на вознаграждение — имущественное право автора — предполагает денежное вознаграждение автора за разрешение опубликовать его произведение. Это вознаграждение называется гонораром и фактически является формой оплаты труда автора. Гонорар выплачивается автору также за все переработки его произведения, на которые требуется его согласие, переводы, инсценировки, сценарии, независимо от того, является ли автор также и автором этих переработок.
Право на защиту (неприкосновенность) произведения означает, что никто, кроме автора, не может вносить в произведение изменения, сокращения или дополнения. Неприкосновенность произведения означает, что оно не может подвергаться цензуре или издательскому произволу. Элементом права на неприкосновенность произведения является право автора литературного произведения разрешать или не разрешать его иллюстрирование, а также одобрять или не одобрять иллюстрации. И это понятно: ведь иллюстрация может сделать более ярким представление читателя о героях книги, а может и исказить это представление.
ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ
Не секрет, что во многих случаях основным активом бизнеса становится именно интеллектуальная собственность. Возникает вопрос, как именно защитить объект от ущемления авторского права и существует ли практика нарушения авторских прав в России. Ответ прост. Безусловно, такая практика, как и в любой другой стране, существует, но именно в РФ при наличии современного законодательства, в сфере авторского права, практически отсутствует практика его применения.
Защита авторских и смежных прав является одним из самых сложных способов реализации права. Это обусловлено тем, что для возникновения, осуществления и защиты авторских и смежных прав регистрация объекта или соблюдение каких-либо формальностей не требуется. Ввиду этого доказать факт нарушения авторских и смежных прав достаточно непросто.
Согласно действующему законодательству действия, повлекшие нарушение авторских и смежных прав, влекут за собой либо гражданскую, административную и уголовную ответственность.
Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права.
Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с другим лицом на отчуждение исключительного права либо лицензионного договора - с лицензиатом - пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения. При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные (имущественные) и личные (неимущественные) права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти.
Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется.
В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения.
Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска в суд.