Файл: Система защиты информации в банковских системах (Теоретические основы системы защиты информации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы системы защиты информации
Понятийный аппарат в области обеспечения безопасности информации
2.2. Компоненты системы защиты информации
Глава 2.Система защиты информации в банковских системах
2.2 Защита информации от компьютерных вирусов в банке
Как и в стандарте PCI-DSS подтверждается требование о защите всех элементов инфраструктуры при наличии на рынке соответствующих средств защиты и необходимость их постоянного функционирования — недопустимость лишь периодических проверок.
Только антивирус может выявить в автоматическом режиме наличие вредоносного кода. Все остальные средства могут попытаться реагировать на внесение изменений в систему.
Также акцентируется внимание на самозащите — критически важном функционале, о необходимости которого не подозревают большинство компаний, использующих средства защиты от вредоносных программ.
2.3 Система защиты информации в интернет- банкинге
Система «Интернет-банкинг» предназначена для удаленного управления банковским (-ими) счетом (-ами) и получения иных электронных банковских услуг через общедоступную сеть Интернет с гарантированным уровнем безопасности, основанного на механизмах шифрования информации с помощью протокола SSL (Secure Sockets Layer), который обеспечивает установление безопасного соединения между Клиентом и Банком, а также подтверждения всех операций Электронно-цифровой подписью и паролем безопасно хранящихся на специальных электронных носителях e-Token PRO 72k Java.
В целях обеспечения гарантированного уровня безопасности система «Интернет-банкинг» включает в себя следующие средства защиты:
1) каналы связи предоставляются провайдером сети Интернет с применением услуг по защите от нелегитимного трафика;
2) для сетевой безопасности Банка, а также разграничения сетевого доступа, применяются программно-аппаратные фаерволы с функциями пакетной фильтрации, а также средства аутентификации, идентификации и анализа трафика и журналов оборудования;
3) отсутствие хранения конфиденциальной информации на опубликованном в глобальной сети Интернет Web-сервере;
Осуществление безопасного обмена данными между Клиентом и сервером системы «Интернет-банкинга» путем использования алгоритмов шифрования трафика, которые позволяют исключить ситуацию подмены сервера, раннее выявление недостатков в системе безопасности за счет сопоставления протоколов обмена сообщениями на стороне Клиента и сервера.
Конфиденциальность передаваемой информации обеспечивается шифрацией данных посредством протокола SSL (Secure Sockets Layer), с использованием процедур аутентификации, авторизации для осуществлений входа в систему «Интернет-банкинг» и подтверждения операций, а также аппаратно-программным комплексом двухфакторной аутентификации и безопасного хранения Электронно-цифровой подписи e-Token PRO 72k Java.
Устройство e-Token PRO 72k Java предоставляет собой защищенный носитель, предназначенный для строгой аутентификации, безопасного хранения секретных данных, выполнения криптографических вычислений и работы с асимметричными ключами, цифровыми сертификатами, ключами шифрования и Электронно-цифровой подписи.
Е-Token PRO 72k Java сертифицирован и соответствует 3 (третьему) уровню безопасности по стандарту СТ РК 1073-2007, что совместно с использованием криптоаплета TumarCSP и сертификата РГП КЦМР «KISC Certificate RK-02» и позволяет превзойти 3 (третий) уровень защиты системы по СТ РК 1073-2007 (СКЗИ третьего уровня безопасности предназначены для защиты информации, ущерб от изменения которой в объеме использования одного и того же ключа (одних и тех же ключей), не превышает 1 000 000 минимальных расчетных показателей.
Устройство позволяет осуществлять механизм Электронно- цифровой подписи так, чтобы закрытый ключ безопасно хранился и никогда не покидал устройства.
Пароль на ключевой контейнер Клиент Банка должен изменить со стандартного при первом подключении Защищенного носителя ЭЦП - eToken PRO 72K (Java) самостоятельно. Предложение о смене пароля будет сгенерировано криптопровайдером Tumar CSP автоматически. Выполнение операций в системе «Интернет-банкинг» без смены стандартного пароля невозможно.
Целостность передаваемой информации обеспечивается хешированием каждого SSL пакета. Подлинность информации обеспечивается применением Электронно-цифровой подписи.
Для регистрации Клиента в качестве Пользователя системы «Интернет-банкинг» требуется наличие у Клиента открытого текущего счета в Банке, логина, пароля и устройства e-Token PRO 72k Java для входа в систему «Интернет-банкинг» с Регистрационным свидетельством Электронно-цифровой подписи, зарегистрированным в уполномоченном Удостоверяющем центре.
При осуществлении первого входа в систему «Интернет-банкинг», неперсонифицированным паролем, полученным при регистрации в Банке, в защищенном Пин-конверте, происходит обязательная смена пароля.
Требования к паролю в целях безопасности регламентированы следующим образом: если компьютер после входа Клиентом/Пользователем в систему «Интернет-банкинг» остается бездействующим более 10 (десяти) минут, системой «Интернет-банкинг» осуществляется автоматический выход из системы «Интернет-банкинг» и завершение сессии; проверка подлинности запроса Клиента о получении электронной банковской услуги через систему «Интернет-банкинг» осуществляется Банком автоматически посредством запроса Электронно-цифровой подписи.
При этом каждое действие Клиента в системе «Интернет- банкинг», требует подтверждения, посредством Электронно-цифровой подписи, хранящейся на защищенном носителе Электронно-цифровой подписи – e-Token PRO 72K (Java), при этом Клиенту, потребуется вручную вводить пароль для доступа к ключевому контейнеру Электронно-цифровой подписи, тем самым подтверждая валидность операций, что защищает Клиента от мошеннических действий злоумышленников и киберпреступников.
В целях обеспечения гарантированного уровня безопасности при работе в системе «Интернет- банкинг», Клиенту/Пользователю (-ям) системы «Интернет-банкинг» необходимо на своем рабочем месте обеспечивать должный уровень безопасности, включая, но не ограничиваясь:
1) при входе в систему «Интернет-банкинг» вводить только имя Пользователя, логин и пароль. Никакой другой информации Банк не запрашивает;
2) использовать отдельный компьютер с ограниченным физическим доступом, исключительно для работы в системе «Интернет-банкинг», другие действия на этом компьютере осуществляться не должны, а именно, такие как работа с другими программами, электронной почтой, посещения сайтов в Интернете;
3) осуществлять безопасное хранение Комплекта ключей только на съемном носителе (USB Flash - eToken PRO 72k Java), использование которого осуществлять при условии недопущения передачи вторым лицам (включая работников Банка и работников Клиента или их родственников). Установка USB еToken на рабочее место допускается только непосредственно на время работы с системой «Интернет-банкинг»;
4) в случае использования нескольких ключей при работе в системе «Интернет-банкинг» (первой и второй подписи) не переносить эти ключи на один USB еToken, а также не подключать одновременно различные USB еToken (ключевые носители) к компьютеру;
5) обеспечивать недопущение разглашения личного логина и любого из паролей, сформированных для работы в системе «Интернет-банкинг» вторым лицам (включая работников Банка и работников Клиента или их родственников);
6) обеспечивать недопущение использования различного нелицензионного, стороннего, сомнительного, а также не проверенного программного обеспечения на наличие вредоносных программ;
7) обеспечивать обязательное использование лицензионного, своевременно обновляющегося антивирусного программного обеспечения. Действие вирусов может быть направлено на перехват идентификационной информации Пользователя и передаче ее злоумышленникам;
8) обеспечивать использование современных операционных систем своего компьютера, с автоматическим своевременным обновлением, рекомендуемым компанией-производителем в целях устранения выявленных в нем уязвимостей. Регулярно выполнять обновления (патчи) операционной системы и браузера Вашего компьютера, что значительно повышает уровень безопасности;
9) не подключать к компьютеру не проверенные на наличие вирусов отчуждаемые носители информации;
10) в целях обеспечения дополнительной безопасности Пользователь при вводе пароля может использовать «Виртуальную клавиатуру», исключая тем самым возможность перехвата вводимых символов;
11) не использовать в пароле свое имя, дату рождения, только цифры или простые слова, длина пароля должна быть не менее 8 (восеми) символов. Необходимо стараться применять в сочетании заглавные буквы, цифры и специальные символы;
12) срок действия между обязательной смены пароля составляет 30 (тридцать) календарных дней;
13) никогда не сохранять пароль (-и) в программах, устанавливающих Интернет-соединение, в текстовых файлах на компьютере либо на других электронных носителях информации, так как при этом существует риск его кражи и компрометации;
14) после окончания работы необходимо закрывать окно системы «Интернет-банкинг» с помощью кнопки «Выход» и никогда не оставлять компьютер с текущей сессией в системе «Интернет-банкинг» без присмотра;
15) производить замену ключей ЭЦП до истечения срока их действия. Кроме того, необходимо проводить замену ключей ЭЦП во всех случаях увольнения и\или смены лиц, имеющих доступ к системе «Интернет-банкинг», а также руководителей с правом подписи доверенностей на получение ключей ЭЦП, и в случае подозрения на их компрометацию;
16) в случае сбоев в работе компьютера или его поломки во время работы с системой «Интернет-банкинг» или сразу после сеанса (проблемы с загрузкой операционной системы, выход из строя жесткого диска и т.п.), следует немедленно извлечь ключи и выключить компьютер, а также обратиться в Банк и убедиться, что от Вашего имени не производились несанкционированные операции;
17) при возникновении любых сомнений в правильности функционирования системы «Интернет-банкинг» незамедлительно обратиться в Банк;
18) в случае появления предупреждений браузера о перенаправлении Вас на другой сайт при подключении системы «Интернет-банкинг» отложите совершение операций и обратитесь в Группу поддержки пользователей Банка.
После 3 (трех) попыток неверного ввода пароля, Банк автоматически осуществляет блокирование пароля Пользователя сроком на 30 (тридцать) минут. Если данное событие происходит повторно в течение полутора часов система «Интернет-банкинг» автоматически формирует почтовое сообщение сотрудникам Управления безопасности, которые принимают меры и при необходимости блокируют Пользователя в системе «Интернет-банкинг». Если Пользователь по каким-либо причинам не может вспомнить свой пароль, то ему необходимо обратиться в подразделение Банка для получения неперсонифицированного пароля в Пин- конверте и осуществить вход в систему «Интернет-банкинг» с последующей сменой пароля. По желанию Пользователя возможно предусмотреть дополнительные меры по реализации защиты и безопасности информации при работе в системе «Интернет-банкинг», например, такие как: организация фильтрации доступов по идентификационным признакам (фильтрация внутренних IP, фильтрация внешних IP, фильтрация по MAC адресам), а также настройка доступа по временным критериям.
Для осуществления анализа спорных ситуаций, Банком обеспечивается ведения архива всех отосланных/принятых Пользователем Клиента и Банком Электронных документов. Все действия Пользователей Клиента в системе «Интернет-банкинг» записываются в электронные журналы, сформированные системой «Интернет-банкинг».
При обнаружении несанкционированного доступа и/или попыток такого доступа к информации, составляющей банковскую тайну, ее несанкционированного изменения, осуществления несанкционированного платежа или перевода денег и иных несанкционированных действий, а также ситуаций, представляющих угрозу информационной безопасности Банка и Клиента, возникающих при предоставлении Банком электронных банковских услуг, Банк уведомляет об этом Клиента, не позднее следующего рабочего дня после их обнаружения путем направления таких уведомлений по уполномоченным электронным каналам связи и незамедлительно принимает все необходимые меры для устранения их последствий и предотвращения их появления в будущем.
Заключение
Система защиты информации – комплекс средств, направленных на повышение уровня защищенности информационной системы. Этот комплекс включает мероприятия организационного и инженерно-технического характера. Организационные средства являются основой системы защиты информации, а инженерно-технические применяются по мере необходимости.
Система защиты информации создается для объекта информатизации. Цель создания системы — обеспечение целостности, доступности и конфиденциальности обрабатываемой на объекте информации.
Как правило, системы защиты информации проектируются или, по меньшей мере, предусматриваются в преддверии либо в рамках рассмотрения вопроса о проектировании сети или ИТ-инфраструктуры. Такой подход позволяет заранее выявить риски, угрозы, определить структуру, компоненты, механизмы, технологии и другие составляющие будущей системы защиты. Тем не менее, формирование системы защиты информации возможно и позже, например, в рамках модернизации существующей ИТ-инфраструктуры либо при необходимости замены системы защиты на более современную и эффективную.
Сегодня на рынке есть продукты, с помощью которых любой банк может организовать надежную систему защиты информации от несанкционированного доступа и нецелевого использования. Правда, при их выборе нужно быть очень осмотрительным. В идеале этим должны заниматься собственные специалисты соответствующего уровня. Допускается использование услуг посторонних компаний. Однако в этом случае возможна ситуация, когда банку будет искусно навязано не адекватное программное обеспечение, а то, которое выгодно фирме – поставщику. Между тем сделать правильный выбор совсем несложно. Но здесь есть «подводный камень», о котором необходимо помнить. В идеальном случае система информационной безопасности банка должна быть единой. То есть все подсистемы должны интегрироваться в существующую информационную систему и, желательно, иметь общее управление. В противном случае неминуемы повышенные трудозатраты на администрирование защиты и увеличение рисков из-за ошибок в управлении.