Файл: Первичные учетные ДОКУМЕНТЫ: понятие, сущность, нормативное регулирование.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Первичные учетные ДОКУМЕНТЫ: понятие, сущность, нормативное регулирование
1.1. Понятие первичных учетных документов
1.2 Нормативные документы, регламентирующие применение первичных документов
1.3. Ответственность за нарушение правил документального оформления
Глава 2. Практические аспекты применения первичных документов
2.1 Применение первичных документов строгой отчетности
2.2. Оформление типовых форм первичных документов
Также первичные документы строгой отчетности составляются в момент осуществления операции, а если это невозможно, то непосредственно после ее осуществления или после совершения события или на конец отчетного периода, принимая во внимание соответствие затрат и доходов, которые влекут за собой одновременное признание доходов и расходов и являются непосредственным результатом одних и тех же экономических событий. Например, представление налоговой накладной осуществляется на момент возникновения налогового обязательства. Если предприятие выписывает налоговую накладную с нарушением установленных сроков в другом периоде, то на основании такого документа расходы или доходы будут признаны в другом периоде, а также НДС будет начислен или принят в зачет также в другом периоде.
На бланках строгой отчетности, составленных с ошибками, вычеркиваниями, неоговоренными исправлениями и другими недозволенными записями, делается пометка «испорчен». Следует иметь в виду, что не допускаются исправления в первичных документах, подтверждающих операции по поставке и закупке экономических ценностей и услуг. Для испорченных бланков составляется реестр, который представляется лицу, ответственному за учет, хранение и выдачу бланков, с приложением этих бланков, впоследствии они снимаются с учета (списываются).[24]
На практике часто возникают вопросы относительно правомерности внесения дополнительных записей вручную в заполненные первичные документы строгой отчетности в электронной форме на компьютере и впоследствии распечатанные. В настоящее время данный факт допускается (если при этом не осуществляется исправление в документе) и носит название комбинированный способ заполнения типовых форм первичных документов строгой отчетности.
Заполнение форм строгой отчетности осуществляется:
- вручную (разборчиво чернилами или ручкой);
- на печатной машинке или на компьютере;
- комбинированно (вручную, на печатной машинке или на компьютере), обеспечивая сохранность и архивирование информации, содержащейся в первичных документах строгой отчетности, в соответствии с правилами, предусмотренными Государственным органом надзора.[25]
При инвентаризации типовых форм первичных документов строгой отчетности составляется «Инвентаризационная опись типовых форм первичных документов строгой отчетности». В случае установления недостач и излишков типовых форм первичных документов строгой отчетности на основании инвентаризационной описи составляется инвентаризационная опись «Регистр сверки результатов инвентаризации» В случае обнаружения отсутствия бланков строгой отчетности они списываются на убытки. Виновные лица возмещают стоимость этих бланков и несут административную и уголовную ответственность в соответствии с действующими нормативными и законодательными актами.[26]
2.2. Оформление типовых форм первичных документов
Должностным лицам предприятий, организаций, учреждений выдаются доверенности для получения товарно-материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по договору, соглашению или другому заменяющему их документу. Если у работника, получающего товарно-материальные ценности, в момент их получения имеется в наличии печать предприятия-покупателя, то доверенность в данном случае не выписывается и соответственно документы, подтверждающие приобретение данных ценностей, заверяются печатью в соответствии с установленными законодательством требованиями. В случаях, когда уполномоченное лицо должно получать заявленные товары, материалы и продукты с одного склада, но по нескольким договорам, соглашениям и другим заменяющим их документам, ему может быть выдана одна доверенность с указанием в ней номеров и дат договоров, соглашений и других аналогичных документов или несколько доверенностей, если товарно-материальные ценности следует по¬лучать на нескольких складах.
Главный бухгалтер предприятия, организации, учреждения обязан обеспечить:
• контроль за соблюдением правил оформления, выдачи и регистрации доверенностей;
• инструктаж лиц, получающих доверенности, относительно порядка представления бухгалтерии документов о выполнении поручений по доверенности;
• своевременный контроль за использованием доверенностей, осуществляемый на основе приходных документов (приходных ордеров, актов приемки и т.п.);
• контроль за своевременным представлением соответствующих приходных документов в пределах срока действия доверенности или возвратом доверенности в случае, если она не использована.[27]
В целях организации контроля за использованием доверенностей на получение товарно-материальных ценностей рекомендуется утвердить на предприятии приказ примерно следующего содержания.
Порядок заполнения доверенности на основании требований Инструкции о порядке выдачи доверенностей на получение товарно-материальных ценностей приведен в Приложении 1.
Контроль за соблюдением поставщиком установленного порядка отпуска по доверенности товарно-материальных ценностей возлагается на главного бухгалтера предприятия, организации, учреждения - поставщика. В тоже время контроль за своевременным и полным оприходованием товаров (материалов), поступивших на перерабатывающие предприятия, в торговую сеть и т.д., должен производиться систематически на основании соответствующих документов поставщиков бухгалтерией предприятия, организации - получателя.
В таблице 3 приведен образец заполнения Журнала учета выданных предприятием «D» доверенностей на получение товарно-материальных ценностей, который хранится у лица, ответственного за регистрацию доверенностей.
Таблица 3 Журнал учета выданных доверенностей предприятия «D» (извлечение)
№ доверенности |
Дата выдачи |
Срок действия доверенности |
Должность и фамилия лица, которому выдана доверенность |
Наименование поставщика |
Фискальный код поставщика |
Адрес поставщика |
№ и дата договора (заменяющего его документа) |
Расписка лица, получившего доверенность |
Отметки о выполнении поручения по выданной доверенности |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
DH 378461 |
16.03.17 |
31.03.15 |
Унгуряну Р.Л. |
Предприятие «М» |
хххххххххххх |
ххххх |
№26/30.01.15 |
подпись |
KL8901287/20.03.15 |
DH 378462 |
17.03.17 |
31.03.15 |
Лунгу П.А. |
Предприятие «N» |
хххххххххххх |
ххххх |
№ 9/12.01.15 |
подпись |
DX1479821/25.03.15 |
По окончании года неиспользованные доверенности уничтожаются по акту на списание, утверждаемому председателем центральной инвентаризационной комиссии предприятия, организации, а номера недействительных доверенностей публикуются для доведения до сведения об их недействительности и списываются впоследствии соответствующим актом на списание.[28]
2.3. Документальное оформление накладной
Такая типовая форма первичного документа строгой отчетности как накладная заполняется при не облагаемых НДС поставках активов и услуг (работ) в случаях:
- отчуждения активов с передачей права собственности;
- оказания услуг и выполнения работ;
- транспортировки активов в пределах территориально дезинтегрированного субъекта, а также за пределы субъекта без передачи права собственности в случае передачи активов в переработку, на хранение, обследование;
- передачи активов в лизинг, аренду, имущественный наем.[29]
Типовая форма накладной используется, в том числе и при поставке услуг, а также при рефактурировании расходов в случае поставки услуг по сдаче внаем имущества. Также накладная может заполняться в случае систематических поставок активов и услуг (работ), облагаемых НДС, до заполнения налоговой накладной. Кроме того, накладная заполняется в случае поставок, облагаемых НДС по нулевой ставке, в соответствии с Налоговым Кодексом.[30]
В случае, когда в накладной невозможно отразить все наименования и характеристики поставленных активов, оказанных услуг и/или выполненных работ, заполняется приложение к накладной, являющееся неотъемлемой ее частью. Следует иметь в виду, что по запросу получателей (покупателей) - граждан отправитель (исполнитель) заполняет и выдает накладную.
В настоящее время субъектам, которые имеют автоматическую систему распечатки и доходы от продаж которых за предыдущий отчетный год превышают определенную сумму, разрешается:
- использование специальной бумаги с защитными знаками: персонифицированные водяные знаки и цветные нити, с серией и номерами, присвоенными Государственной налоговой службой, для самостоятельной печати накладной;
- исключение или внесение дополнительных показателей в накладную при условии сохранения обязательных элементов, предусмотренных Законом «О бухгалтерском учете», и соблюдения положений Инструкции о порядке учета, выдачи, хранения и использования типовых форм первичных документов строгой отчетности.
В качестве первичного документа, подтверждающего осуществление хозяйственной операции по импорту товарно-материальных запасов, а также в качестве документа, подтверждающего их первоначальную стоимость, индивидуальным предпринимателям разрешается использовать таможенную декларацию.
Для операций по экспорту-импорту активов и услуг в качестве первичных документов могут использоваться документы, применяемые в международной практике или предусмотренные договором. Бланки международных транспортных накладных, приобретенные налогоплательщиками для осуществления международных перевозок, могут использоваться только после регистрации их в государственном предприятии по изданию бланков.
Налоговой накладной является типовая форма первичного документа строгой отчетности на бумажном носителе или в электронной форме, представляемого покупателю (получателю) субъектом налогообложения, зарегистрированным в установленном порядке, при осуществлении облагаемых НДС поставок. [31]
Выдача бланков налоговых накладных осуществляется за плату, на основании письменного заявления, в котором указывается количество запрошенных бланков, поданного плательщиком НДС в налоговый орган, в зоне обслуживания которого он зарегистрирован, а в случае плательщика НДС, являющегося крупным налогоплательщиком, - в ГГНИ. Субъект налогообложения, осуществляющий облагаемую НДС поставку на территории РФ, обязан представить покупателю (получателю) налоговую накладную на данную поставку. Следовательно, выписка и предоставление налоговой накладной является обязанностью продавца (поставщика). Налоговая накладная составляется в момент возникновения налогового обязательства, установленного разделом НК РФ. Представление налоговой накладной осуществляется на момент возникновения налогового обязательства, за исключением случаев, предусмотренных НК. [32]
В настоящее время непредставление налоговой накладной в сроки, предусмотренные НК наложение штрафа за каждую непредставленную налоговую накладную.
В случае, когда в налоговой накладной невозможно отражение всех наименований и характеристик товаров или услуг, заполняется приложение к налоговой накладной, являющееся неотъемлемой ее частью. В приложении к налоговой накладной указываются серия, номер и дата налоговой накладной, фискальный код и номер регистрации в качестве плательщика НДС поставщика.
Налоговая накладная заполняется поставщиком на каждого покупателя в отдельности с обязательным заполнением всех реквизитов, необходимых для полноты и правильности проведения расчетов за осуществленные поставки, а также для отпуска и оприходования поставленных товаров, как и для подтверждения факта поставки облагаемых услуг поставщиком покупателям. Если исходя из специфики поставки не возникает необходимости заполнения некоторых показателей, то они не заполняются. При осуществлении поставок в специально оборудованных местах для розничной торговли, поставщики могут выписывать обобщающую налоговую накладную на основании кассовых чеков, представленных покупателем.
Если доначислен НДС от разницы между стоимостью поставки и себестоимостью облагаемой поставки согласно требований НК не выписывается, а оформляется бухгалтерская справка и данная сумма НДС отражается соответственно в регистре продаж.
С условием соблюдения положений Инструкции о порядке учета, выдачи, хранения и использования типовых форм первичных документов строгой отчетности хозяйствующим субъектам, зарегистрированным в качестве плательщиков НДС и имеющим компьютерную систему первичного учета, разрешается использовать налоговые накладные: отпечатанные типографским способом на специальной бумаге с защитными знаками, серией и номером и отпечатанные самостоятельно на специальной бумаге с защитными знаками, серией и номером.[33]
Субъекты налогообложения НДС, имеющие компьютерную систему первичного учета и располагающие правом на самостоятельную печать налоговых накладных на специальной бумаге, с условием отражения в налоговой накладной необходимой информации, предусмотренной в НК, исходя из специфики осуществляемой деятельности, могут включать дополнительную информацию.
Выводы:
Российское законодательство обязывает предпринимателей и организации отражать все свои операции в учете, оформляя их первичными документами. Задача данной документации - подтверждение приема товара, отгрузки со склада, продажи и других операций, закрепление юридической силы проведенной операции.