Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО "Центральная Авто Школа").pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 140

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность темы. Функционирование экономических субъектов невозможно само по себе без учета деятельности конкурентов. Конкурентная борьба позволяет вычленить из множества организаций лидеров, которые способны производить по-настоящему качественные и актуальные для современной жизни товары и услуги, которые будут востребованы населением.

Успешность компании, главным образом, обуславливается способностью предложить товары и услуги, наиболее соответствующие нуждам рынка и потребителей. Поэтому, можно сказать, так важно пристальное внимание уделять такому многозначимому аспекту предприятия, как конкурентоспособность.

За последние десятилетия усиление конкуренции отмечено фактически во всем мире. Она отсутствовала, еще не так давно, во многих странах и отраслях. Рынки были значительно защищены и доминирующие позиции на них были четко определены. И даже там, где существовало соперничество, можно с полной уверенностью сказать, что оно не было столь ожесточенным.

Значение конкурентоспособности, позволяющей фирме уверенно выжить в конкурентной борьбе, резко возросло в последнее время. Все компании в условиях жесткой конкурентной борьбы и кардинально быстро меняющейся ситуации должны, главным образом, не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и выработать креативную долгосрочную стратегию, которая позволила бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Конкурентное преимущество является как базисом, на котором строится успешный бизнес, так и главным критерием отбора значимых проектов успешными инвесторами. Конкурентное преимущество – это выгода применения некоторой уникальной, создающей потребительскую ценность, стратегии, основанной на уникальной комбинации внутрифирменных ресурсов и способностей, которые не могут быть скопированы конкурентами. Важность и актуальность проблемы формирования конкурентных преимуществ и как следствие конкурентоспособности экономического субъекта обусловили выбор темы курсовой работы.

В качестве объекта исследования выбран экономический субъект – Общество с ограниченной ответственностью «Центральная Авто Школа».

Предметом исследования является конкурентоспособность организации.

Целью курсовой работы является анализ конкурентоспособности организации и разработка эффективных путей ее повышения.


Для достижения цели в курсовой работе были поставлены следующие задачи:

  • исследовать теоретические и методологические основы конкурентоспособности организации;
  • дать характеристику деятельности ООО «Центральная Авто Школа»;
  • проанализировать конкурентоспособность организации, ее внутреннюю и внешнюю среду;
  • обосновать предложения по повышению конкурентоспособности экономического субъекта;
  • оценить эффективность предлагаемых мероприятий.

Курсовая работа базируется на таких методах как методы анализа внутренней и внешней среды организации; методы оценки экономической эффективности, табличный и графический метод, коэффициентный метод и метод экспертных оценок.

Период исследования составляет 2012-2014 годы.

Информационной базой курсовой работы являются бухгалтерская (финансовая) отчетность и документация ООО «Центральная Авто Школа», статистические данные, собственные наблюдения, научные издания, материалы периодической печати, интернет – источники.

Степень научной разработанности. При написании курсовой работы были использованы работы российских и зарубежных авторов, таких как Виханский О.С., Кокорев В.П., Мескон М.Х., Анисимов О.С., Ансофф И., Беляев В.И., Афанасьев С.В., Герчикова И.Н., Фалмер Р.М. и др., а также законодательные и нормативные материалы и документы.

Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование и представленные рекомендации могут быть использованы в ООО «Центральная Авто Школа» для усиления своих конкурентных позиций на рынке.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Теоретические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия

1.1. Анализ конкурентов на рынке

Преимущества предприятия перед конкурентами

Поиск и усиление конкурентных преимуществ является элементом процесса управления компанией на рынке. Исследование рынка направлено на выявление причин и условий возникновения конкурентных преимуществ.


Технология поиска состоит из трех стадий:

- Локализация процесса поиска.

- Определение потенциальных возможностей роста для компании[1].

- Анализ причин и условий возникновения конкурентных преимуществ.

Результатом работы каждой стадии, непосредственным образом, является аналитическая информация, обеспечивающая руководство предприятия необходимыми данными для принятия решения о стратегии и тактике организации на рынке. Данные, полученные в результате тщательных маркетинговых исследований, используются руководством для разработки программ изучения особенностей конкурентных преимуществ, которыми обладают предприятия на рынке.

Процесс успешной локализации поиска, как стадия в исследовании, необходим для уменьшения объема второстепенной аналитической работы каждой организацией, в отдельности. Очень важно, получив первичную информацию, правильно очертить границы рассматриваемого рынка, выделить определённых наиболее значимых конкурентов, диагностировать их цели и намерения. Это позволит организации целенаправленно и эффективно формировать и реализовывать свою стратегию[2].

Локализация поиска включает в себя следующие процедуры:

- определение географических особенностей рынка;

- формирование списка конкурентов;

- диагностика целей и намерений конкурентов.

Анализ особенностей рынка

Конкурентные преимущества, определённым образом, тесно связаны с географическими рынками. Яркой особенностью России является значительное отличие региональных рынков (т.е. их регионализация), например:

- платежеспособность организаций и населения, нуждающихся в услугах автошколы (частота и условия потребления услуг, разумная альтернативность предлагаемых услуг);

- наличием доступных средств коммуникаций;

- удаленность от центра России[3].

Список фирм-конкурентов

Для формирования видения положения организации на рынке необходимо определить, какие именно компании-конкуренты в наибольшей степени активно препятствуют реализации целей вашей компании. Используются различные приемы выбора. Полезность использования перечисленных приемов непосредственным образом, зависит от особенностей конъюнктурной ситуации на рынке и конкурентной позиции организации[4].

1. Выбор более мощных конкурентов в финансовом отношении, рыночная доля которых определённо выше. Изучение данных конкурентов позволяет строить модели наиболее эффективного и результативного конкурентного поведения на рынке и разрабатывать средства их непосредственной реализации (имитация поведения организации на рынке, поиск новых путей и т.д.)


2. Выбор ближайших конкурентов, предлагающих аналогичные услуги. Выводы, тщательно сформированные на основании этого выбора, будут касаться текущих, позиционных преимуществ, их нельзя рассматривать на отдаленную перспективу и тем более строить на их основе долгосрочную антикризисную стратегию.

3. Выбор всех действующих конкурентов в рамках географических границ рынка дает возможность провести системный анализ конкуренции в отрасли за счет полноты и представительности состава рассматриваемых компаний. Результаты анализа используются для определения стратегических конкурентных преимуществ.

4. Выбор предприятий, которые обладают значительной суммарной долей на рынке (суммарная доля рынка более 50%), определяющих основные тенденции и традиции оценочного рынка, как в регионе, так и в масштабе страны.

5. Выбор всех возможных конкурентов. Кроме действующих компаний в эту группу входят и потенциальные конкуренты, которые могут в ближайшей вероятной перспективе появиться на рынке автошкол[5].

1.2. Методы и показатели оценки конкурентоспособности предприятия

Анализ конкурентных позиций компании, несомненно, занимает одно из ведущих мест, так как именно на основе этого анализа принимаются решения о краткосрочной и долгосрочной стратегии компании. Рассмотрим различные подходы к конкурентному анализу.

1. SWOT-анализ. Довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды является SWOT-анализ. Данный анализ позволяет разработать перечень стратегических действий, направленных на усиление конкурентных позиций предприятия и его развитие[6]. При его проведении первоначально выявляются слабые и сильные стороны (streghts и weakness) – это факторы внутренней среды, которые будут способствовать или препятствовать эффективной работе фирмы. На основе данных составляется таблица SWOT (см. табл.1).

Таблица 1

Общая форма SWOT-анализа

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Внешняя среда

Возможности

Угрозы


Также необходимо установить связи между внутренними и внешними сторонами. Для этого составляется матрица SWOT из 4-х полей (см. табл. 2).

Таблица 2

Развернутая форма SWOT-анализа

Список сильных сторон:

Список слабых сторон:

Список возможностей:

  • Каким образом можно использовать сильную сторону для развития бизнеса бла-годаря использованию возможности?
  • Каким образом можно использовать возможность рынка для усиления сильной стороны?

Каким образом можно использовать возмож-ности внешней среды для снижения негатив-ного влияния слабых сторон на развитие предприятия?

Список угроз:

Каким образом можно использовать сильную сторону для снижения негативного влияния проявления угроз на развитие предприятия?

(Не заполняется)

На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации. Вырабатывая стратегии необходимо помнить, что возможности и угрозы могут переходить в противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу[7].

2. Модель пяти сил конкуренции М. Портера.

Фирма, выступающая на рынке, должна изучить свое конкурентное окружение, т.е. конкурентные силы, воздействующие на нее, которые характеризуются известной моделью движущих сил конкуренции Майкла Е. Портера[8]. Данная модель базируется на разработанной им концепции конкурентной стратегии. Модель представлена на рис. 1.

Конкуренция между организациями отрасли

Заменители

Потребители

Угроза товарозаменителей

Угроза прихода новых конкурентов

Способность поставщиков торговаться

Способность потребителей торговаться

Поставщики

Потенциальные конкуренты

Рисунок 1. Концепция конкуренции

Цель модели Портера - обеспечение оптимального управления портфелем фирмы и ее финансами, причем в качестве главного фактора рассматриваются конкурентные силы рынка. Модель рентабельности учитывает наличие конкурентной угрозы со стороны потенциальных (новых) конкурентов, в частности импорта более конкурентоспособных товаров. Конкуренты имеются и внутри собственной отрасли, в зависимости от ситуации на рынке конкурирующей силой могут стать поставщики и покупатели. Конкурентную угрозу могут представлять товары-субституты, т.е. заменители[9].