Файл: Общая характеристика оперативно-розыскных мероприятий (Теоретические аспекты определения оперативно-розыскных мероприятий).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты определения оперативно-розыскных мероприятий

1.1.Понятие оперативно-розыскных мероприятий

1.2. Основания проведения оперативно-розыскных мероприятий

Глава 2. Проблемы при проведении оперативно-розыскных мероприятий

2.1.Актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан

2.2.Подмена уголовно-процессуальных действий оперативно-розыскными мероприятиями

Глава 3. Основные аспекты совершенствования нормативно-правового регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий

3.1.Состояние законности при проведении гласных оперативно-розыскных мероприятий в отношении субъектов предпринимательской деятельности

3.2. Правовое регулирование отдельных условий проведения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» и перспективы его совершенствования

Заключение

Библиография

Введение

В Законе «Об оперативно-розыскной деятельности»[1] законодатель не дает определений оперативно-розыскным мероприятиям, не раскрывает их понятия и не делает ссылок на нормативные акты, которые их регламентируют. Некоторые определения оперативно-розыскных мероприятий даются в различных словарях и справочниках. Некоторые оперативно-розыскные мероприятия непосредственно ограничивают конституционные права граждан. Однако контроль почтовых, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи и обследование жилища как разновидность обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств выделены самим Законом «Об оперативно-розыскной деятельности» в группу с особой, жесткой регламентацией порядка и основания проведения

Цель работы исследовать общую характеристику оперативно-розыскных мероприятий.

Для достижения сформулированной цели в работе поставлены следующие задачи:

-  рассмотреть понятие оперативно-розыскных мероприятий;

- исследовать основания проведения оперативно-розыскных мероприятий;

- выявить актуальные проблемы соблюдения законодательства при проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан;

- исследовать проблему подмены уголовно-процессуальных действий оперативно-розыскными мероприятиями;

- рассмотреть основные аспекты совершенствования нормативно-правового регулирования проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Предметом исследования являются оперативно-розыскные мероприятия.

В юридической литературе по поводу соотношения оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, осуществляемых в сфере ОРД, высказаны различные точки зрения. Касаясь этого вопроса, А.Е. Чечетин пишет: "...ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД устанавливает право граждан на обжалование действий органов, осуществляющих ОРД, которые привели к нарушению их прав и свобод. Если рассматривать термины "действия" и "мероприятия" как синонимы, то в таком случае следовало бы признать, что нарушения прав граждан могут иметь место только при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако с таким выводом вряд ли можно согласиться. К действиям, повлекшим нарушение прав и свобод граждан, можно, например, отнести разглашение сведений, затрагивающих неприкосновенность частной жизни, установление засады в служебном или жилом помещении без согласия его владельца, склонение лица к оказанию конфиденциального содействия с применением психического насилия, безосновательная постановка лица на оперативно-розыскной учет и многие другие действия, которые не входят в содержание ОРМ"[2]. Далее автор справедливо замечает, что "объем используемого в ст. 5 Закона об ОРД понятия "действия" шире объема понятия "оперативно-розыскные мероприятия", а поэтому всякое оперативно-розыскное мероприятие следует рассматривать как оперативно-розыскное действие, но не всякое оперативно-розыскное действие как оперативно-розыскное мероприятие. В данном случае согласно правилам логики понятия оперативно-розыскных действий и оперативно-розыскных мероприятий соотносятся как общее и частное, при этом действия будут родовым понятием, а мероприятия - видовым"[3].


Глава 1. Теоретические аспекты определения оперативно-розыскных мероприятий

1.1.Понятие оперативно-розыскных мероприятий

Под оперативно-розыскными мероприятиями (далее ОРМ) понимаются закрепленные в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности»[4] (далее ОРД) действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД.

ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер[5]. Это обусловлено прежде всего тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых преступлений, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиском неизвестных юридически значимых фактов, выяснением обстоятельств совершенных преступлений и др.

По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц[6].

О разведывательно-поисковом характере ОРМ свидетельствуют реализующиеся в них принципы конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств; указание законодателя на возможность использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации в Процессе проведения ОРМ; правомерность проведения ОРМ при наличии сведений лишь о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, и др.


Разведывательный характер ОРМ подтверждают и преимущественно негласный режим работы ОРО, объективная необходимость защиты сведений о лицах, участвующих в ОРМ, организации и тактике ОРМ как составляющих гостайну, возможность конфиденциального использования конфидентов[7].

ОРМ осуществляются как гласно, так и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытность проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников ОРО, но, прежде всего — от объектов, в отношении которых они проводятся. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны объектов ОРМ, обеспечить безопасность участников ОРМ, их результативность, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом средства и методы[8].

Негласность может быть обусловлена как практической целесообразностью, так и невозможностью гласного проведения отдельных ОРМ, открытого использования средств, методов либо задействования отдельных участников ОРМ. Только негласными могут быть такие ОРМ, как оперативное внедрение, контролируемая поставка, снятие информации с технических каналов связи[9]. Под гласностью следует понимать открытость проведения ОРМ, когда их содержание, цели, участники не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.

ОРМ могут носить и смешанный, гласно-негласный характер[10]. Так, прослушивание телефонных переговоров, проводимое по заявлению или с согласия заинтересованных лиц, является негласным только по отношению к абоненту заявителя. Особой разновидностью гласно-негласных ОРМ можно считать так называемые зашифрованные ОРМ, истинная цель которых от заинтересованных лиц скрывается под видом гласных действий иного, отвлекающего, характера и содержания.

Исходя из сущности ОРД и ее законодательного толкования ОРМ организуются и проводятся специальными субъектами, которыми являются только должностные лица ОРО. Вместе с тем участниками ОРМ могут быть также сотрудники иных подразделений, не являющихся оперативными, специалисты, иные лица, оказывающие содействие в решении задач ОРД, участвующие в подготовке или проведении ОРМ либо осуществляющие отдельные мероприятия по их поручению[11].

Проведение подразделениями, не включенными в число оперативных, отдельных мероприятий, аналогичных оперативно-розыскным, необразует ОРД, а может рассматриваться как элемент административной, частной детективной или другой деятельности[12].


Например, в своей работе участковые уполномоченные, сотрудники патрульно-постовой службы, ДПС и других гласных служб МВД России гласно проводят такие мероприятия, как опрос, наведение справок, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, наблюдение и др. Такого рода мероприятия не содержат всех существенных признаков ОРМ, и, соответственно, ими не являются. Негласное проведение подобных мероприятий может быть квалифицировано как нарушение ФЗ об ОРД, который содержит специальный признак субъекта этой деятельности — уполномоченность на ее осуществление[13].

ОРМ не образует и содержание частной детективной (сыскной) деятельности. Хотя в ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение — эти мероприятия осуществляются в ином порядке и при ограничениях, не содержащихся в ФЗ об ОРД. Мероприятия, проводимые в рамках частно-сыскной деятельности, содержат ряд и других коренных отличий: они могут проводиться физическими и юридическими лицами, предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) ОВД, т.е. не субъектами ОРД; осуществляются в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов, т.е. преследует иные цели, чем ОРД. Более того, при занятии частной детективной деятельностью запрещается осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания (см. ст. 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»[14]).

ОРМ входят в содержание разведывательной и контрразведывательной деятельности. Они являются средством такой деятельности, представляют способ реализации этих видов деятельности. Проведение ОРМ, в наибольшей степени ограничивающих права человека, в частности затрагивающих тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан, неприкосновенность жилища, согласно ФЗ о ФСБ[15] проводятся в случаях, на основании и в порядке, предусмотренном законодательством РФ (см. ч. 4, 5, 6 ст. 9 ФЗ о ФСБ[16]).

Необходимо учитывать и то, что ОРМ носят разведывательно-поисковый характер независимо от субъекта их осуществления. Именно ОРМ, предусмотренные ФЗ об ОРД, являются средствами получения информации о событиях или действиях, содержание которой позволяет оценить наличие и характер угрозы государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.


Содержательную сторону ОРМ составляют действия, образующие конкретные виды этих мероприятий — в ст. 6 ФЗ об ОРД[17] дается их исчерпывающий перечень.

Законодательное закрепление ОРМ, установление их исчерпывающего перечня не только обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД, но и определяет правомерность действий субъектов ОРД (должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие), отличает их действия от уголовно наказуемых деяний и тем самым обеспечивает легитимность их деятельности.

В соответствии с ФЗ об ОРД каждое из ОРМ может проводиться самостоятельно, независимо от других или в совокупности с иными ОРМ, быть как гласным или негласным, причем гласное проведение одних ОРМ не исключает негласного проведения других, и наоборот. Именно в рамках ОРМ применяются силы, средства и методы ОРД[18].

Хотя перечень ОРМ законом строго ограничен, их реализация предполагает также проведение организационных мероприятий, осуществление мер обеспечивающего характера, привлечение к участию в них специалистов, применение специальных технических и иных средств, которые в конечном итоге способствуют проведению конкретных ОРМ или их совокупности. Важно отметить, что и организационные, и иные обеспечивающие меры носят подчиненный характер по отношению к ОРМ, часто предшествуют им, либо являются их следствием, логически, технически, методически из них вытекают[19].

Несмотря на очевидное различие ОРМ между собой, их перечень является не случайным. Он определен единой общей сутью — направленностью на получение информации для ее последующей реализации. Именно посредством проведения ОРМ становится возможным решение задач ОРД и достижение целей защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

ОРМ могут проводиться для решения как общих задач ОРД, которые непосредственно обозначены в ФЗ об ОРД[20], так и ее частных задач. При этом решение частных (промежуточных) задач по их направленности и содержанию должно соответствовать достижению конечных целей и задач ОРД.

Цель проведения ОРМ предопределяет круг их объектов, которыми могут быть физические лица как носители информации или как субъекты преступления, а также лица, с согласия которых проводятся ОРМ по их проверке или защите. Категории таких лиц обусловливают вид, форму, основания и условия проведения конкретных ОРМ[21].