Файл: Разработка рекомендаций по эффективному выбору стиля руководства предприятием ООО «Колор-Центр».pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты выбора стиля руководства в организации
1.1. Традиционные стили руководства и факторы, определяющие выбор стиля руководства
1.2. Современные модификации стилей руководства
1.3. Формирование лидеров в организации
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Колор-Центр»
2.2. Характеристика стилей управления персоналом, применяемых в ООО «Колор-Центр»
Миссия ООО «Колор-Центр» – занять первое место по продажам лакокрасочных материалов (далее ЛКМ) среди российских производителей. Производить качественные ЛКМ, удовлетворяющие потребности потребителей. Достичь наивысшей производительности труда при производстве всех (или определенных) видов продукции.
Видение, цели (задаваемые владельцем):
- содействовать развитию экономики России за счет производства и продажи высококачественных товаров народного потребления;
- удовлетворение потребностей покупателей нашей продукции и деловых партнеров компании;
- постоянное развитие, улучшение качества продукции и разработка новых рецептур;
- личный успех и развитие сотрудников компании.
Дерево стратегических целей для ООО «Колор-Центр» отражено Приложении 1.
Предприятие успешно работает на рынке на протяжении уже более 10 лет.
2.2. Характеристика стилей управления персоналом, применяемых в ООО «Колор-Центр»
Численность персонала ООО «Колор-Центр» 60 человек, в том числе управленческий персонал (базовое образование, опыт, средний возраст, структура персонала, наличие требований к персоналу, и др.) управленческий персонал – 10 человек, имеющих высшее экономическое или техническое образование (2 человека - кандидаты экономических наук). Средний возраст управляющего персонала 35 лет.
Организационная структура управления ООО «Колор-Центр» представлена на рисунке 2.
Несмотря на организационно-правовую форму, на самом деле на предприятии применяется директивный стиль управления, т.е. все указания, касающиеся стратегического развития ООО «Колор-Центр», следуют сверху – от генерального директора.
Генеральный директор
Директор по производству
Директор по продажам
Финансовый директор
Директор по маркетингу
Начальник ОА и ОУ
Отдел анализа и оперативного управления
Главный бухгалтер
Бухгалтерия
Руководитель отдела продаж
Отдел продаж
Начальник производственного отдела
Главный технолог
Начальник цехов
Цеха
Технологический отдел
Производственный отдел
Начальник ПЭО
ПЭО
Начальник отдела рекламы
Отдел рекламы
Рис. 2. Организационная структура управления
ООО «Колор-Центр»[31]
Матрица распределения обязанностей среди руководства ООО «Колор-Центр» представлена в таблице 1.
Таблица 1.
Матрица распределения обязанностей среди руководства
ООО «Колор-Центр»[32]
Должность/ Обязанности |
Ген. директор |
Зам. ген. директора по АХО |
Зам. ген. директора по произв-ву |
Зам. ген. директора по финансам |
Зам. ген. директора по марк-гу |
Зам. ген. директора по перс. |
Зам. ген. директора по снабж. |
Кадровая политика |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||
Формирование стратегии |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Продолжение таблицы 1.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Оперативное планирование |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Мат.-техническое снабжение |
+ |
+ |
|||||
Управление подчиненными |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Работа с поставщиками |
+ |
||||||
Поиск клиентов |
+ |
Генеральный директор ООО «Колор-Центр» самостоятельно принимает все важные решения, то есть можно утверждать, что в большей мере на выбор стиля руководства оказывает влияние личность руководителя предприятия.
Должностные инструкции работников недостаточно полно и четко отражают их обязанности, права и ответственность и имеют скорее формальный, чем регламентирующий характер. Несмотря на знание своих прямых обязанностей, многие сотрудники не всегда умеют отличить их от обязанностей других работников и зачастую расширяют их круг.
Кадровая политика ООО «Колор-Центр» типична для российских предприятий. Все сотрудники принимаются на работу на конкурсной основе. Предпочтение отдается молодым специалистам.
Высока частота дублирования функций у ряда сотрудников. Так, по наблюдениям было выявлено, что практически все руководители контролируют кадровую политику.
У некоторых сотрудников отмечено несоответствие статуса должности по штатному расписанию реально выполняемым обязанностям. Увольнение осуществляется по собственному желанию за серьезные нарушения, за несправление с обязанностями. Карьерный рост возможен, все в руках самих сотрудников. Они должны проявлять служебное рвение и профессионализм.
Генеральный директор ООО «Колор-Центр» самостоятельно принимает все важные решения.
Генеральный директор ООО ТД «ООО «Колор-Центр»» в процессе своей работы имеет дело со следующими видами информации, представленными в таблице 2.
Таблица 2.
Информация, получаемая генеральным директором
ООО «Колор-Центр»[33]
Информация от сотрудников |
1. Об обороте денежных средств из бухгалтерии 2. Об исполнении маркетингового бюджета 3. О выполнении плана продаж из отдела анализа и оперативного управления |
1.Письменная отчетность 2.Письменная отчетность 3. Распечатанный отчет из внутрифирменной системы анализа данных, пересылается по электронной почте |
Информация, необходимая для выяснения каких-либо аспектов |
1. Информация о просроченной дебиторской задолженности (для принятия решения о способах взыскания долгов, прекращении сотрудничества) 2. О соблюдении трудовой дисциплины (опоздания, ранний уход с работы и др. – для принятия решения о депремировании) 3. Об изменении условий продаж у конкурентов |
1. Письменная форма 2. Письменная форма 3. Письменная форма |
Информация из внешних источников |
1. О возможности заключения нового договора 2. О конъюнктуре рынка 3. О публикации статей о компании в журналах и газетах |
1. Устная, письменная, электронная форма 2. InterNet, специализированные журналы, аналитическая система FIRA 3. Тел. звонок, личный контакт |
Передаваемая информация |
1. Предложение о продажах новых видов ЛКМ коммерческому директору и директору по маркетингу 2. Предложение обучения удаленных сотрудников отдела продаж в службу управления персоналом и коммерческому директору 3. Приказ об очередном отпуске в службу управления персоналом |
1. Устная форма 2. Устная форма 3. Устная форма |
Генеральный директор указывает подчиненным на то, что должно делаться и очень подробно описывает методы, при помощи которых можно достичь цели.
На предприятии разработан корпоративный кодекс, регламентирующий отношения в коллективе, правила телефонных и письменных переговоров, корпоративный стиль одежды и т.д. Основные принципы работы в компании – работа в команде, взаимопомощь и сотрудничество, стремление быть лучшими.
Генеральный директор всегда в курсе всех дел, происходящих в компании. Он обладает феноменальной памятью и легко переключается с одной темы на другую. Он помнит все показатели продаж, отгрузок, поставок, дебиторской задолженности, задолженности по зарплате и так далее. Он контролирует все процессы, происходящие в компании.
В связи с жестким авторитарным стилем управления на предприятии ООО «Колор-Центр» сложился неблагоприятный социально-психологический климат в коллективе. На предприятии ООО «Колор-Центр» в последние несколько лет можно наблюдать высокий уровень текучести кадров.
Например, в сентябре 2015 года уволилось 5 человек по собственному желанию, в октябре 2015 года уволилось 4 человека. Эти факты указывают на неблагоприятную обстановку в коллективе. Всего в 2015 году уволилось по собственному желанию 25 человек.
Сотрудники предприятия, во-первых, боятся директора и стараются лишний раз не попадаться ему на глаза, обстановка на предприятии достаточно напряженная, текучесть кадров растет, а во-вторых, при отъезде руководителя в командировку, или отпуске, либо болезни, вся работа в офисе прекращается – сотрудники в эти дни опаздывают, уходят с работы раньше, полдня болтают по телефону, сидят в соцсетях и пользуются тем, что их никто не контролирует.
Стратегической целью компании ООО «Колор-Центр» является лидерство на отечественном рынке ЛКМ. В силу часто меняющихся внешних условий (колебания курсов валют, финансовый кризис, система санкций, новые барьеры входа, повышение налогов и т.д.) руководство ООО «Колор-Центр» вынуждено постоянно корректировать планы закупок и продаж, проводить жесткую политику конкурентоспособности.
Конкуренция в отрасли очень высока – более 40 крупных отечественных производителей ЛКМ, 20 импортных производителей, местные полуподпольные производства в регионах.
Некоторые виды сырья (акриловая дисперсия) закупаются за рубежом – в Польше, в связи с ростом курса валют, сырье резко подорожало.
В некоторых ситуациях генеральный директор советуется с подчиненными, особенно если не имеет достаточной информации для самостоятельного принятия решения.
Должностные инструкции работников недостаточно полно и четко отражают их обязанности, права и ответственность и имеют скорее формальный, чем регламентирующий характер. Несмотря на знание своих прямых обязанностей, многие сотрудники не всегда умеют отличить их от обязанностей других работников и зачастую расширяют их круг.
Поскольку к мнению других руководителей ООО «Колор-Центр» генеральный директор редко прислушивается, многие возможности оказываются потерянными. А люди чувствуют разочарование и неуверенность в своих возможностях, некоторую подавленность.
Далее рассмотрим стиль руководства, применяемый в отделе маркетинга компании ООО «Колор-Центр».
Служба маркетинга ООО «Колор-Центр» состоит из восьми человек и делится на два отдела: отдел рекламы и PR и отдел анализа и оперативного управления. Директор по маркетингу является лидером. Он обладает харизмой, силой убеждения и внушения. Подчиненные выполняют, поставленные задачи с энтузиазмом, привнося в процесс творческие и инновационные идеи.
Директор по маркетингу использует демократический стиль руководства. Директор по маркетингу и его подчиненные оказывают взаимное влияние друг на друга, частично решения принимаются сотрудниками. Сотрудники активно взаимодействуют. В службе маркетинга практикуется метод мозгового штурма при обсуждении некоторых задач.
Примером взаимодействия может быть составление плана маркетинга на год, когда все сотрудники предлагают возможный перечень мероприятий, а менеджер по рекламе осуществляет обзвон рекламных агентств и узнает цены на рекламную продукцию, маркетолог-аналитик рассчитывает бюджет рекламных акций, территориальный менеджер по маркетингу предлагает свое видение бюджета.
В службе маркетинга ООО «Колор-Центр» осуществляется функциональная дифференциация ролей с учетом компетентности членов группы. Кооперативный стиль старается сочетать стремление всех к выполнению общей задачи с рациональным распределением функций в зависимости от способностей работников. Среди сотрудников можно наблюдать многосторонние информационные и коммуникационные отношения. Широкая сеть вертикальных, горизонтальных и диагональных информационных потоков призвана облегчать компетентное выполнение организационных задач, а также развитие межличностных отношений.
В службе маркетинга хороший социально-психологический климат. Во внерабочее время коллеги часто собираются в кафе, ездят кататься на велосипедах, обсуждают между собой семейные проблемы, помогают друг другу. Этому способствует тот фактор, что все сотрудники службы маркетинга относятся к молодежи. Возраст сотрудников – от 22 до 32 лет.
Если между коллегами возникают небольшие конфликты, то они урегулируются посредством переговоров и компромиссов. Директор по маркетингу в подобных ситуациях отказывается от односторонних авторитарных решений.