Файл: Теории референтной группы (Понятие и особенности возникновения теории референтных групп).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 171

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Почти параллельно с Х. Хайманом (а именно в 1943 году) его исследование проводил другой американский социолог и социальный психолог Теодор Ньюком. Он определил референтные группы как группы, "к которым индивид относит себя психологически", и поэтому он разделяет ее нормы и установки и ориентируется на них в своем поведении. Важный момент, отличающий подход Ньюкома: тот факт, что индивид может формировать свои установки в согласии с группой и вопреки им, дал Ньюкому основание различать два типа референтных групп - положительные и отрицательные.

Таким образом, позитивной группой можно считать сообщество, которое мотивирует индивида быть принятым, побуждает его к достижению правильного отношения, или, попросту говоря, такое, в которое индивид хотел бы попасть. Чем ближе человек к ней по отношению к своему образу жизни, тем комфортнее он себя чувствует. Негатив - это группа, которая противостоит индивиду или заставляет последнего противостоять ей, а также группа, к которой сам индивид не хотел бы причислять себя. Новичок, который интересовался изучением процесса социализации, указывал, что так называемая " социализация. «Подростковый бунт» - это не что иное, как нежелание мириться с установками родителей, которые выступают в качестве негативной референтной группы для подростка [10, c. 43].

Набор референтных групп в обществе относительно. Это означает, что в то время как положительные для одной группы людей, некоторые референтные группы могут быть отрицательными для других. Если использовать, например, детей / подростков, то наглядным примером является плачущая мама, которая снова видит, как ее дочь делает пирсинг в носу, стараясь походить на ребят из компании рокеров, которые в этой ситуации выступают сразу и как позитивная группа для дочери, и как антимодель для ее родителей.

В дальнейшем теория референтных групп закрепилась в западной социологии и социальной психологии благодаря американскому ученому турецкого происхождения Музаферу Шерифу, который выделил ее нормативные аспекты в референтной группе и впервые разделил принадлежность и референтные группы как противоположные. М. Шериф, соглашаясь с позицией Ньюкома, отметил, что референтная группа является чисто психологическим понятием, поскольку содержит информацию о личной идентификации человека с группой. Также М. Шериф предположил, что наличие референтных групп не только помогает индивиду определить самооценку, но и служит для формирования его картины мира, оценки явлений социального пространства.


Следующим исследователем, которого нельзя не упомянуть, говоря о референтных группах, был Г. Келли, который в 1952 году собрал и обобщил все предыдущие исследования в этой области. В своей статье "две функции референтных групп" Келли выделяет нормативную и сравнительно-оценочную функции. Келли, ссылаясь на своих предшественников Хаймана и Ньюкома, сообщает о том, что термин «референтная группа» может объясняться двумя способами. С одной стороны, референтная группа - это группа, мотивирующая индивида на вступление в нее; с другой - это всего лишь эталон, отправная точка для самооценки.

Таким образом, говорит Г. Келли, исходя из двух различных интерпретаций, необходимо различать две «функции в формировании социальных установок личности».

Первая функция называется нормативной, поскольку она заключается в установлении и навязывании индивиду стандартов (иначе: групповых норм). Таким образом, если поведение и установки индивида в какой-то мере соответствуют поведению и установкам членов группы и на основании этого соответствия группа оценивает индивида с помощью поощрений или наказаний, то такая группа будет считаться нормативной эталонной.

Вторая функция, называемая референтной функцией, заключается в том, что индивид может оценивать себя, сравнивая себя с другими людьми, членами референтной группы. Если индивид пытается подражать членам группы, их идеалы, установки, нормы поведения и другие характеристики и качества являются для него образцовыми, то такая группа будет считаться эталонной группой сравнения. Келли пишет, что группа, которая называется референтной группой, должна выполнять обе функции, а также что обе функции могут выполняться одной группой, независимо от того, является ли она группой членства или внешней группой, членом которой человек хотел бы стать или к которой он себя относит [8, c. 67].

Т. Шибутани, американский социальный психолог и профессор Калифорнийского университета, пишет, что референтная группа-это система стандартов, и для каждого человека может существовать столько референтных групп, сколько существует каналов коммуникации. Иногда человек может отождествить себя с категорией людей настолько незначительных для него, что ее можно рассматривать только как воображаемую группу, примерами которой являются общественное мнение, читатели газет, подписчики одного журнала и т. существуют, по словам Т. Шибутани также индивидуальные различия в том, насколько легко и быстро люди могут менять свои референтные группы, осуществлять переход между ними. Например, у одних людей доминирует взгляд на мир, другие так часто меняют свои взгляды, что сами оказываются неуверенными в своей точке зрения. Следует понимать, что связь человека с определенной референтной группой часто нестабильна и не обязательно является постоянной. На разных этапах жизни один и тот же человек вполне может иметь разные референтные группы [15, c. 76].


Кроме того, даже в разных жизненных ситуациях, человек склонен ориентироваться на разные референтные группы. Например, молодая девушка депутат может служить ориентиром в вопросах моды (в интернете и СМИ можно найти много ее стильных фотографий), но это не будет ориентиром для нас в вопросах политики, если мы не будем голосовать за ее партию. Роберт Мертон также внес значительный вклад в развитие теории референтных групп, поэтому мы остановимся на его идеях более подробно. Он не только обозначил референтные группы как те группы, на которые ориентируется человек, но и ввел такие категории, как «степень принадлежности» и характер «ориентации» к группе, что позволяет операционализировать понятие референтной группы

Р. Мертон пишет, что существуют определенные условия, при которых индивид предпочтет скорее внешнюю группу группе членства при выборе нормативной референтной группы. Эти условия заключаются в следующем:

1. Если внешняя, не членская группа, в представлении индивида имеет больший престиж, чем их собственная;

2. Если индивид не может похвастаться высоким положением или социальным статусом в своей собственной группе, если он изолирован в ней и считает, что более высокие статусы будут доступны ему во внешней группе;

3. При высоком уровне социальной мобильности в обществе у индивидов появляется больше возможностей изменить свой социальный статус и групповую принадлежность. В этом случае все более вероятно, что индивид будет стремиться выбрать новую группу с более высоким социальным статусом;

4. Личностные характеристики индивида напрямую влияют на выбор референтной группы.

Р. Мертон сообщает о практической трудности. Она заключается в том, что зачастую границы референтных групп могут меняться под влиянием определенных событий. Они не фиксированы: группа может возвращаться к своим прежним членам и приходить к новым, а нынешние члены, не имея возможности выйти из нее (при этом не обязательно покидать группу, а также необязательно, чтобы их выгнали). После таких преобразований становится практически невозможно определить, кто сейчас является членом группы, а кто нет. Критерий «членство/ не членство» недостаточен для учета состава группы, поэтому необходимо использовать так называемую «степень членства» (и, соответственно, «не членство»), которая также может варьироваться в отношении отдельных лиц в зависимости от конкретного случая.

Так, говоря о своей концепции референтных групп, Р. Мертон не ограничивается простым утверждением, что это группы ориентаций индивидов. В нем вводятся категории «степень членства» и характер «ориентации» на группу, что имеет существенное значение для практического применения и операционализации понятия «референтная группа». Он также отмечает, что как «членство», так и «не членство» являются категориями, которые по своей сути неоднородны внутри себя по-разному [ 11, c. 87].


Поэтому для определения границ референтной группы и прослеживания ее внутренней динамики необходимо использовать чрезвычайно тонкие инструменты.

Таким образом, большинство западных исследований по теории референтных групп, проведенных в конце XX века, носят чисто прикладной, частный характер.

2.2. Отечественные теории референтных групп

Теория референтных групп также с особым интересом изучалась отечественными исследователями, среди наиболее значимых имен мы называем О. В. Соловьева, Е. В. Щедрина, А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского, Г. М. Андреева, Г. С. Антипина, А. А. Чечулина. Подобно западным исследованиям и исследователям, отечественные специалисты также дали много различных определений этого явления.

Вот некоторые из них.

Г. С. Антипина дает следующее определение понятия референтной группы: референтная группа-это реальная или мнимая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает эталоном для индивида

Исследователь также сообщает о нескольких значениях этого явления, и эта классификация, состоящая из четырех пунктов, считается наиболее распространенной среди большинства социологов.

Оно:

1. любая группа, которая принимает ориентир (или критерий) в оценке своей собственной позиции;

2. группа, на которую ориентированы действия;

3. группа, право входа (или членства) в которую индивид стремится получить, то есть группа, в деятельности которой он хочет участвовать;

4. группа, чьи ценности и взгляды членов служат в качестве социальной "системы отсчета" для человека, который не является непосредственно членом.

Советский и российский социальный психолог и социолог Г. М. Андреева в своем исследовании отмечает, что в современной литературе этот термин трактуется двояко, а именно: референтная группа противопоставляется группе членства; референтная группа возникает внутри группы членства; затем она определяется как "большой круг", то есть как число лиц, выделенных из части актуальной группы как особо важные для индивида. Нормы, принятые группой, таким образом, становятся лично приемлемыми для индивида только в том случае, если они принимаются "значимым кругом общения", то есть индивид может быть равен не только самой группе, но и некоторой промежуточной точке отсчета [1, c. 112].

Следующей значимой фигурой, внесшей значительный вклад в развитие теории референтных групп, является Е. В. Щедрина. Большинство российских социологов, социальных психологов и культурологов, занимающихся такими проблемами, ссылаются на ее работы. Как и Г. Келли, Щедрин уделяет особое внимание оценочной функции референтных групп. По ее мнению, индивид должен постоянно соотносить свои реальные действия и установки с действиями членов референтной группы, то есть постоянно вести саморефлексию на тему того, правильно ли он ориентируется на такие нормы [16, c. 43].


Это может быть сделано только путем изучения того, как он оценивается своей собственной референтной группой. "Даже когда индивид не получает никакой прямой или косвенной оценки своих действий и поступков, он не может не думать о том, как в принципе могла бы оценить его группа, которую он считает для себя эталонной. Для того чтобы нормы и стандарты направляли поведение индивида, он должен постоянно соотносить с ними свое реальное поведение, то есть проверять, правильно ли он руководствуется этими нормами. А это можно сделать, только узнав, как оценивает его собственная референтная группа или когда его референтная группа не вступает в реальное взаимодействие, предполагая, что группа имеет некоторую оценку себя как личности . Автор выделяет четыре основных фактора, которые проявляются при изучении проблемы коммуникации между индивидом и референтной группой:

1) ценностно-нормативный (особенно выражен в нормативных референтных группах)

2) сравнения (типичные для референтных групп сравнения)

3) стремление к повышению социального статуса (идентично стимулирующей функции референтных групп, выделенной т. Шибутани)

4) оценочность (ориентация личности на оценку своего поведения с помощью референтной группы; впервые выделенный фактор обозначен самой Щедриной).

В научный дискурс Щедрин вводит понятие референции,которое описывает феномен селективной направленности в круг значимых для индивида групп и образований. Эта избирательная направленность основывается на потребностях индивида в разработке понятий, важных для его объекта, и в ее основе выделяются четыре фактора, характерные для референтных групп.

Таким образом, в отечественных теориях особенностью понятия референции является то, что если в рамках теории референтных групп рассматриваются и изучаются только отношения между индивидом и его референтной группой, то это понятие охватывает всю систему межличностных отношений.


 

Заключение

В заключение необходимо сделать ряд выводов.

Основные положения западных и отечественных концепций, относящихся к теории референтных групп, будут выглядеть следующим образом: разные ученые по-разному понимают феномен референтных групп, поэтому существует несколько определений и интерпретаций.

Большинство ученых не сомневаются в позиции г. Келли о том, что референтная группа в основном выполняет две функции - сравнительную оценочную и нормативную, хотя некоторые исследователи говорят о возможном существовании других функций (например, как уже упоминалось ранее, идею о существовании третьей, побудительной функции, которая заключается в желании человека вступить в группу, которую он считает референтной, высказал т. Шибутани).