Файл: Местное самоуправление в России: тенденции и перспективы развития.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1. Понятие и признаки местного самоуправления
1.2. Принципы и функции местного самоуправления
ГЛАВА 2. СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
2.1. Формы осуществления местного самоуправления
2.2. Роль и функции местного самоуправления
2.3 Особенности местного самоуправления в городах федерального значения
Все граждане, наделенные избирательным правом, проживающие на территории муниципального образования могут принять участие в местном референдуме непосредственно и добровольно. Глава местного самоуправления имеет право выносить на местный референдум вопрос об утверждении проекта положения (устава) о местном самоуправлении. Итоги голосования и решения, принятые на местном референдуме публикуются в официальном издании и не нуждаются в одобрении каких – либо должностных лиц и органов государственной власти.
2. Выборы являются наиболее массовой формой непосредственного народного волеизъявления. Большая значимость выборов обусловлена в первую очередь тем, что в этом процессе образуются представительные органы власти, через которые населением осуществляется местное самоуправление, и главы местной администрации получают свои полномочия. Должностные лица местного самоуправления и депутаты представительных органов МСУ избираются гражданами РФ в ходе тайного голосования, в соответствии с действующим законодательством. Принимать участие в выборах могут граждане, наделенные избирательным правом, постоянно проживающие на территории соответствующих муниципальных образований и достигшие на день выборов совершеннолетия. Выборным должностным лицом местного самоуправления или депутатом представительного органа МСУ, может стать достигший 21 года гражданин РФ, постоянно проживающий на территории соответствующего муниципального образования. Не имеют права избирать и быть избранными на вышеуказанные должности граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда или признанные судом недееспособными. В случае признания выборов недействительными или несостоявшимися, назначаются повторные выборы, которые должны быть проведены не позднее 4-х месяцев со дня первоначальных выборов или не позднее 3-х месяц со дня признания выборов недействительными.
3. Сходы граждан также занимают важное место в системе местного самоуправления, поскольку привлекают граждан к осуществлению разнообразных управленческих функций и совмещают в себе личную инициативу (выступления, участие голосовании и т.д.) граждан и коллективное обсуждение, и принятие решений по важным вопросам.
4. Территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту жительства на территории поселения в целях самостоятельной и под свою ответственность реализации собственных инициатив по решению локальных проблем и вопросов. Территориальное общественное самоуправление может являться юридическим лицом. Осуществление такого управление не может выходить за пределы территорий проживания граждан, таких как один (многоквартирный) дом или группа жилых домов, сельский населенный пункт, микрорайон и иные территории, на которых проживают граждане. Органы территориального общественного самоуправления представляют интересы населения, гарантируют исполнение решений, принятых на конференциях и собраниях граждан, могут заниматься благоустройством территории или осуществлять иную хозяйственную деятельность, в целях удовлетворения бытовых и социальных потребностей граждан, которые проживают на соответствующей территории и др.
5. Публичные слушания являются еще одной формой реализации местного самоуправления. На публичных слушаниях обсуждаются проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, например проекты планов и программ развития муниципального образования, проект устава муниципального образования, местного бюджета, отчет о его исполнении, и др. Инициаторами публичных слушаний могут выступать глава муниципального образования, население и представительный орган муниципального образования
Местное самоуправление также может осуществляться в формах конференций граждан (собрания делегатов), опросов граждан, обращений граждан в органы местного самоуправления и иных формах.
2.2. Роль и функции местного самоуправления
Наряду с существованием государственного и личного интереса каждого человека можно отметить и наличие интереса коллективного – муниципальный интерес, который заключается в том, чтобы обеспечить наиболее комфортные условия проживания людей на конкретной территории. В этом смысле муниципалитет можно охарактеризовать как сообщество людей, которые объединились для реализации общих интересов.
Направленность на местные интересы и определяет в рамках современного общества роль и функции местного самоуправления (МСУ), с целью оценки которых следует напомнить о том, что, как правило, ученые классифицируют общество с присвоением ролей и функций этим категориям следующим образом [6]:
1) власть, политическая функция;
2) бизнес, хозяйственная функция;
3) гражданское общество, общественная функция, возможность самоорганизации граждан с целью решения значимых задач социального и иного характера, что может требовать совместных усилий).
И если теперь с этой точки зрения посмотреть на МСУ, можно сделать заключение о том, что в обществе оно выполняет все три указанные функции.
Местная власть, в качестве одной из форм власти, занимается реализацией государственной политики в рамках местного значения посредством принятия обязательных для исполнения решений по обеспечению общественной безопасности, а также по охране общественного порядка, управлению муниципальной собственностью, выполнению других властных функций.
Местным самоуправлением обеспечивается самоорганизация граждан, возможность их непосредственного участия в осуществлении местного самоуправления и в этом отношении является структурой гражданского общества.
МСУ в рамках организации местного хозяйства, выполняет экономическую функцию в отношении обеспечения жизнедеятельности территории и оказывает населению важнейшие общественные услуги. Функциями такого рода не обладает ни одна структура общества. Так, например, государство занимается выполнением функции власти и отчасти хозяйственной функции, однако самоорганизацией граждан оно не занимается, поскольку это – прерогатива общественных и других некоммерческих организаций. Многие из таких объединений осуществляют хозяйственную деятельность, однако не имеют властных полномочий. Все три функции выполняет местное самоуправление. Оно занимается решением таких задач, которые не находятся в приоритете у государства, привлекая для этого местные ресурсы. Таким образом МСУ освобождает государственные органы от «мелких» дел, давая возможность сконцентрироваться на важных стратегических задачах.
В свою очередь, МСУ является многоаспектным и многогранным явлением, сложной системой, имеющей развитые связи внутреннего и внешнего порядка. Основные компоненты его системы заключаются в следующем [4]:
1) Основы деятельности местного самоуправления делятся на:
а) Правовые (представляющие собой законодательство);
б) Территориальные (в виде муниципального образования);
в) Организационные (в качестве выборных органов и должностных лиц; иных органов и должностных лиц, муниципальной службы);
г) Экономические (представляющие собой имущество, бюджеты);
2) Система народовластия: демократия:
а) представительная: выборы (соотносится с организационными основами деятельности);
б) непосредственная:
– территориальное общественное самоуправление;
– население;
3) Взаимодействие с органами и субъектами:
а) государственной власти (федерального значения);
б) государственной власти субъектов РФ
в) население;
г) хозяйственного значения;
д) межмуниципальными;
е) международными.
Итак, МСУ по выполняемой роли в обществе является уникальным, между тем, достижения в данной области в современной России намного меньше, чем проблем [2]. Так, одной из важных проблем сдерживания развития МСУ, требующих решения на всей территории государства, является слабость гражданского общества, довольно низкая правовая культура граждан и низкий уровень активности социального порядка, а также скудность знаний о возможностях самоуправления и его сущности. В том обществе, где население десятилетиями находилось в рамках дефицита демократических традиций, идеи о МСУ не могут всеми восприниматься адекватно. Таким образом, для полного восприятия необходима широкомасштабная разъяснительная работа [5].
Серьезную проблему также представляет финансовая неустойчивость МСУ, наличие большого разрыва между обязанностями, которые на него возлагаются, и объемом обеспечения ресурсами. Возникающая время от времени ситуация с невыполнением обязательств перед населением по причине слабого финансового состояния может подрывать и без того небольшой авторитет местной власти, дестабилизируя местную обстановку.
Еще одной немаловажной проблемой является тот факт, что у МСУ довольно часто недостаточно компетенции по ряду вопросов. Так, если говорить о формировании новых нормативных распоряжений в рамках МСУ [3], то необходимо отметить, что создание даже проекта требует не только кадровой мощности, но и компетенции, которой не всегда обладают служащие органов МСУ. Их подготовка, как правило, требует длительного времени. Поэтому МСУ в России на современном этапе не только не должно не зависеть от государства, но и пользоваться его поддержкой.
Таким образом, местное самоуправление играет заметную роль в обществе и выполняет довольно важные функции, как государственного значения, так и местного. Укрепление местного самоуправления имеет не только социальное значение, но и политическое и экономическое, являясь ключевым условием в отношении возможности социально-экономического развития России. Кроме того, довольно важным в рамках развития местного самоуправления является реализация положений Закона 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1].
2.3 Особенности местного самоуправления в городах федерального значения
Несмотря на то, что в соответствии с ч. 4 ст. 5 Конституции РФ, во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны, Российская Федерация является ассиметричной федерацией. Это означает, что в ее состав входят субъекты, чей статус некоторым образом отличается друг от друга. При этом, такое отличие состоит не только в названиях субъектов федераций. Так, например, такие субъекты федерации, как республики, имеют право вводить свои государственные языки, а автономные округа могут являться частью других субъектов федерации, создавая целый ряд сложностей в определении их конституционно-правового статуса [2, с. 25].
Своими особенностями обладают и такие субъекты федерации, как города федерального значения. И наибольшие особенности в данном контексте связаны с тем, что такие субъекты федерации, как города федерального значения, одновременно являются населенными пунктами, в которых, в соответствии с Конституцией РФ, должно осуществляться местное самоуправление. Таким образом, имеет место быть определенное и специфическое именно для данных субъектов федерации сращивание государственных функций субъекта федерации, с одной стороны, и функций местного самоуправления, с другой. На примере двух крупнейших существующих в Российской Федерации городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга) рассмотрим, каким образом осуществляется местное самоуправление в городах федерального значения.
В соответствии с ч. 5 ст. 6 Устава города Москвы, общегородские выборные органы местного самоуправления в городе Москве не создаются. Аналогичные положения приняты и в других городах федерального значения.
С одной стороны, подобная ситуация логична, так как абсурдно создавать два представительных органа – один (Законодательное Собрание) для решения вопросов государственного значения, второй (муниципальное собрание) – для решения вопросов местного значения. С другой стороны, функции местного самоуправления и функции субъекта федерации сильно отличаются, поэтому возникает вполне резонная проблема достаточности полномочий единственного уровня местного самоуправления в городах федерального значения (внутригородское местное самоуправление) для реализации функций местного самоуправления.
В данном контексте следует остановиться на таком негативном явлении, как префектуры административных округов и управы. В соответствии с ч. 4 ст. 46 Устава Москвы [5], префекты административных округов и главы управ назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы.
Таким образом, и на уровне внутригородского деления полномочия местных органов самоуправления довольно слабы, так как фактическую исполнительную власть выполняют префекты административных округов и главы управ округов, которые назначаются лично мэром Москвы. Аналогичная ситуация имеет место быть и в других городах федерального значения.
Необходимо понимать, что округа городов федерального значения довольно разнородны. Особенно остро данная проблема выглядит в Москве после ее расширения, так как преимущественно сельское население Троицкого административного округа имеет не так много общих интересов с городским населением центральных округов Москвы. В то же время, фактическое управление данным округом осуществляется государственной властью субъекта федерации, фактически без учета мнения местных жителей [7, с. 153].