Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 227
Скачиваний: 2
Так как нас интересует моделирование бизнес-процессов управления документооборотом, было выбрано средство моделирования BPwin.
Моделирование бизнес-процессов «как есть»
Модель деятельности продаж билетов приведена на рисунке 2.
Рис.2. Декомпозиция деятельности компании
Деятельность компании осуществляется следующим образом. Клиент компании приобретает билеты. При этом производится учет продаж, на основании данных которого далее анализируется и составляется статистика продаж.
Одним из наиболее важных бизнес-процессов компании является учет продаж билетов. Характеристика данного процесса приведена на рисунке 3.
Рис. 3. Декомпозиция процесса учета продаж
Одной из проблем реализации билетов и расчетов с пассажирами является возврат билетов и наличие свободных мест (неполная реализация авиабилетов в определенном периоде), что усложняет работу кассира.
Для эффективного контроля наличия свободных мест на рейсах необходимо вести автоматизированный учет регистрации пассажиров и закрепленных за ними пассажирских мест. В данной задаче необходимо иметь возможность по запросу пользователя получать данные о наличии свободных мест на рейсах.
Для эффективного выбора рейса до выбранного заказчиком пункта назначения необходимо предусмотреть автоматизированную выборку ближайшего рейса из списка рейсов по вводимому заранее пункту посадки и автоматизированной проверки наличия свободных мест на отобранном рейсе.
На основе хранимых данных (о номенклатуре рейсов, списка пассажиров, номенклатуре самолетов и д.р.) по запросу пользователя должен автоматизированным образом генерироваться отчет по доходам аэропорта за определенный период с группировкой по имеющимся в базе данных маршрутам.
Опишем основные функции, которые должна выполнять данная система:
- Ведение базы данных клиентов с подробными данными о них (ФИО, адрес, паспортные данные, телефонный номер и др.);
- Ведение базы данных всех произошедших операций купли-продажи (данные о клиенте, истории его перелетов и т.д.);
- Ведение справочников (клиенты, рейсы, пункты назначения, пункты отправления и т.д.);
- Получение аналитической и статистической информации (данные по количеству оставшихся билетов, отчет по продажам за месяц, продажи по клиентам);
- Получение справочной информации в печатном виде (счет-фактура, накладная, клиенты, отчеты по продажам).
Задачи проектирования:
- Максимально упростить и ускорить процедуру продажи билетов.
- Обеспечить все бизнес-операции возможностью сопроводить их необходимыми документами.
- Создать гибкую систему статистических отчетов.
- Обеспечить при необходимости возможность автоматического резервирования БД.
- Запретить некорректные действия пользователя.
- Обеспечить целостность информации в базе данных.
- Обеспечить приемлемую безопасность данных на случай несанкционированного доступа.
- Минимизировать затраты системных ресурсов, необходимых для нормальной работы АРМ.
- Программное обеспечение должно функционировать на IBM-совместимых персональных компьютера и должно работать под управлением операционных систем семейства WIN32.
Мероприятия по улучшению бизнес-процессов
Предлагаемые мероприятия по улучшению бизнес-процессов
Для упорядочивания информации в процессе решения задачи, получения достоверных сведений о дате вылета, времени вылета, времени посадки самолета, количестве дозаправок во время рейса необходима информация из “Справочника рейсов” (форма 3). Справочник является первичным носителем этих сведений, и поэтому они должны загружаться в базу с него.
Рис.3. Справочник рейсов
Для распределения новых рейсов по имеющимся рейсам на аэрофлоте и получению достоверной информации о списках самолетов и соответствующим им рейсам необходима информация из “Справочника самолетов” (Форма 4), содержащего сведения о виде самолета, марке самолета, стоимости провоза 5 кг багажа, количестве пассажирских мест самолета, его грузоподъемности и бортовом номере. Справочник является первичным носителем таковой информации, и поэтому они должны загружаться в базу с него
Рис.4. Справочник самолетов
Для возможности просмотра и составления отчетов по описанию рейсов, а так же для редактирования, просмотра информации, необходим справочник “Описание маршрута” (Форма 5), в который входят сведения об описании маршрута, месте вылета, номере дока вылета, месте посадки, номере дока посадки, стоимости билета, количестве возвращенных билетов и номере соответствующего маршруту рейса.
Рис.5. Справочник “Описание маршрута”
Сведения, характеризующие пассажиров, взявших билеты на определенный рейс, хранятся в таблице “Список пассажиров” (форма 5) соответствующего рейса базы данных. Для заполнения этой таблицы создана специальная форма для кассира аэрофлота. Данные из этой формы, содержащей Ф.И.О. клиента, возраст клиента, полный номер паспорта, место прописки клиента, наличие визы, вид расчета, номер билета и номер рейса, обязательно должны поступать в базу данных для оперативного учета входящей информации и корректного создания выходящей документации.
Форма 5. Документ с информацией о новом пассажире
Ф.И.О. клиента _______________________________________
Возраст клиента _______________________________________
Полный номер паспорта _________________________________
Место прописки клиента _________________________________
Виза _______________________________________
Расчет _______________________________________
Номер билета _______________________________________
Номер рейса _______________________________________
Сведения, характеризующие данные о характеристиках багажа пассажиров, таких, как его вес, тип и объем хранятся в справочнике “Багаж пассажиров” (Форм 6). В дальнейшем, вес багажа пассажиров суммируется и сравнивается с грузоподъемностью самолета для того, чтобы избежать перегрузки самолета, и заноситься в посадочную ведомость. Так же нужны и остальные данные о багаже пассажиров. Эти данные используют таможенные органы и службы охраны аэропорта.
Рис.6. Справочник “Багаж пассажиров”
Остальные реквизиты для отчета по доходам и посадочной ведомости могут быть определены в базе данных по кодам из имеющейся там информации, которая должна быть загружена из таблиц “Список самолетов”, “Расписание рейсов”, “Описание маршрутов”, “Список пассажиров”, “Багаж пассажиров” и тех таблиц, которые будут добавлены в процессе работы кассира.
Описание реквизитов входной информации приведено в табл. 1
Таблица 1
Описание реквизитов входной информации
Для получения отчета по доходам за определенный период времени необходимо обеспечить вывод этой информации на печатающее устройство.
Для получения посадочной ведомости необходимо обеспечить диалог с пользователем для вывода посадочной ведомости для определенного рейса. Номер рейса вводиться с клавиатуры в ответ на сообщение-запрос на экране в процессе решения задачи.
Для получения ответа на запрос пользователя о ближайшем рейсе по заданному маршруту необходимо обеспечить диалог с пользователем для ввода времени ввода запроса и маршрута. Такая входная информация вводится с клавиатуры в ответ на сообщение-запрос на экране в процессе решения задачи.
Для добавления записей в базу данных нужно обеспечить диалог с пользователем (кассиром), в котором он будет вводить все данные о клиенте, удалять и изменять их. Такая входная информация вводится с клавиатуры в ответ на сообщение-запрос на экране в процессе решения задачи
Выходной информацией для пользователя являются следующие документы:
- Посадочная ведомость;
- Отчет за период с группировкой по маршрутам;
Посадочная ведомость и отчет за период с группировкой по маршрутам должны выводиться на экран и печать, остальные только на экран в виде результата на запрос пользователя. Формы выходных документов приведены в формах 1 и 2.
Форма 1. Форма выходного документа задачи с результатом составления посадочной ведомости
Номер рейса
Бортовой номер
Марка самолета
Вид самолета
ФИО клиента
Номер билета
Полный номер паспорта
Место прописки клиента
Вес багажа
Форма 2. Форма выходного документа задачи с результатом вывода отчета по доходам аэрофлота за определенный период с группировкой по маршрутам.
Название рейса
Количество проданных билетов
Выручка по рейсам
Связи между выявленными информационными объектами определяются реальными отношениями между парами объектов, показанными в табл. 2. При их определении учитывались сведения из описания ПО и семантика ИО. В частности, известно, что в одной таблице “Список пассажиров” – несколько строк данных о пассажирах, по одному рейсу может лететь только один самолет, один пассажир может нести с собой только одну условную единицу багажа.
Таблица 2
Таблица соответствия зависимых и ключевых реквизитов
В табл.3 представлены связи информационных объектов.
Таблица 3
Связи информационных объектов
Логическая структура реляционной базы данных определяется совокупностью логически взаимосвязанных реляционных таблиц. Каждая реляционная таблица имеет структуру, определяемую реквизитным составом одного из информационных объектов полученной ИЛМ. Логические связи таблиц соответствуют структурным связям между объектами.
Логическая структура реляционной базы данных, построенная на основе полученной ИЛМ, приведена на рис. 9. На этой схеме реляционные таблицы представлены структурой, определяемой составом и последовательностью полей (атрибутов). Наименования ключевых полей подчеркнуты. Логические связи изображены линиями между соответствующими ключами связи.
Рис.7. Логическая структура реляционной базы данных задачи
В рамках автоматизации учета продаж несколько примеров систем.
Прикладное решение «1С: Комплексная автоматизация 8» создано на технологической платформе «1С:Предприятие 8», которая дает значительную гибкость, возможность настройки, выбор оптимальной комплектации, производительность и эргономичность прикладных решений[1].
Перечислим главные преимущества типовой конфигурации «1С:Комплексная автоматизация 8» по сравнению с «1С:Предприятие 7.7. Комплексная конфигурация»:
- более широкий функционал;
- эффективные средства получения отчетности;
- новые возможности анализа финансово-хозяйственной деятельности;
- удобный интерфейс;
- отличная производительность;
- средства разделения прав доступа.
В данное решение включены наиболее популярные функции - с учетом реальных потребностей различного рода организаций. [10]
Программное решение дает возможность автоматизировать задачи учета, контроля, анализа и управления в торговых организациях.
Программа решает следующие задачи:
- планирование продаж и поступлений товара;
- регулирование поставок и запасов;
- управление взаиморасчетами с клиентами.
Функционал управления заказами позволяет наилучшим образом обрабатывать заказы покупателей и отражать их в планах и отчетах.
При оформлении заказа необходимые товары могут быть автоматически зарезервированы на складе организации, а при отсутствии необходимого количества товаров - может быть оформлен заказ поставщику.
Для розничной торговли возможны технологии работы как с автоматизированными, так и не автоматизированными торговыми точками. Автоматизировано оформление возвратов товаров (от покупателя, поставщику). Ведется учет возвратной многооборотной тары как особого вида товарно-материальных ценностей.
Учет продаж является неотъемлемой функциональной областью современной комплексной информационной системы предприятия. В прикладном решении реализован основной функционал, обеспечивающий индивидуальный подход в отношении каждого клиента.