Файл: Возникновение права (Сущность права и теории правопонимания).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы курсовой работы подразумевает, что сегодня право не только одна из наиболее значимых общечеловеческих ценностей, призванных утвердить гуманистическое начало и справедливость, но и эффективный практический институт обеспечения и защиты прав и свобод, чести и достоинства личности.

Возникновение права тесно связано с возникновением государственности. Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и горячо обсуждаемых в теории государства и права. Это объясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, данные вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений. Во-вторых, государство находится вне конкуренции с любой другой организацией и формой власти в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества. В-третьих, государство – очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое явление.

Объектом изучения курсовой работы является право, а предметом изучения выступают аспекты и истоки его возникновения.

Целью курсовой работы выступает выявление истоков и особенностей возникновения права.

В ходе курсовой работы ставятся и решаются следующие задачи:

- определить понятие права,

- выявить особенности возникновения права,

- определить теории возникновения права и правопонимания,

- изучить истоки возникновения права в мировой практике,

- изучить конституционную сущность права в РФ.

Идеи права и государственного устройства, основанного на правовых нормах, на протяжении долгого времени занимали умы не только зарубежных, но и отечественных ученых. Об этом свидетельствуют фундаментальные работы С. А. Котляревского «Власть и право». «Проблемы правового государства», «Лекции по общей теории права» Н. М. Коркунова, «Лекции по общему государственному праву» Ф. Кистяковского, «Очерки философии права» И. В. Михайловского.

Пути формирования права излагаются также в трудах современных исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева, В.С. Нерсесянца.

Первоначально идеи правовой государственности зародились еще в античном обществе у Платона, Сократа и Аристотеля, были продолжены изысканиями деятелей эпохи Просвещения и далее буржуазного государства.

Поэтому теории правопонимания и возникновения равны по возрасту возникновению самого общества и государственности, поскольку являются неотъемлемой частью гражданского общества и государства.


Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы.

1.Сущность права и теории правопонимания

1.1 Понятие права

Вопрос происхождения права и истоков его возникновения остается дискуссионным с древнейших времен.

С.А. Котляревский в монографии «Власть и право» пишет, что «право и государство как бы равноправны. Оба возникли самостоятельно: государство есть воплощение всеобщей воли, право – выражение всеобщего сознания. Их задачи не тождественны, но отчасти друг друга покрывают»[1]

По его мнению, государство, обладая абсолютной монополией принуждения, является в то же время и единственным создателем права. Родственный характер права и государства настолько очевиден, что понятно широкое применение юридических точек зрения к формам государственной жизни. Но как бы ни подчеркивалось принципиальное различие между двумя главными отделами юриспруденции, но методы и приемы гражданского права оказали самое большое влияние на разработку права государственного, влияние, которое далеко не всегда было благотворным. Отношения, изучаемые гражданским правом, в общем, несомненно, более простые, более поддаются подведению под определенные схемы: имея дело с ними, легче отвлечься от осложняющих обстоятельств, среди которых возникло данное отношение: гражданское право достигло большей тонкости и точности, чем право государственное.

В.С. Нерсесянц выделяет два типа понимания права в истории правопонимания: юридический и легистский.

Согласно легистскому подходу, право – продукт государства, приказ официальной государственной власти. Право сводится к принудительно-властным установлениям, то есть к тому, что в данный момент официально наделено властью – закону. Право отождествляется с законом. Такой подход присущ авторитарным, деспотическим, диктаторским, тоталитарным пониманиям права.

Для юридического понимания права характерно различение права и закона. Под правом понимается объективное социальное явление со своей природой и спецификой. В рамках юридического подхода различают:

1) естественно-правовой подход, исходящий из признания естественного права.

2) либертарно-юридический подход, понимающий право, как бытие и нормативное выражение принципа формального равенства как принципа права.


В.С. Нерсесянц определяет право, как: «форму отношений равенства, свободы и справедливости, определяемую принципом формального равенства участников данной формы отношений.»[2]

По мнению С.С. Алексеева, под правом понимается система юридических норм, которые несут общесоциальные функции. По определению С.С. Алексеева право – это система регулирования общественных отношений, обусловленная естеством личности, и что ей присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках, а также возможно государственное принуждение.[3]

Право обладает рядом признаков, которые составляют сущность правового государства, а именно:

- нормативность,

- системность,

- интеллектуально-волевой характер,

- возможность государственного принуждения,

- формальная определенность,

Право не может быть полноценным, если отсутствует хотя бы один из признаков. С.С. Алексеев выделяет в праве принципы:

- законности,

- справедливости,

- юридического равенства,

- социальной свободы,

- социального, гражданского долга,

- объективной истины,

- ответственности за вину.

В.К. Бабаев в праве находит принципы и нормы справедливости и свободы, которые развиваются в принципы демократизма в формировании и реализации права, законности, равноправия национальностей, гуманизма, равенства граждан перед законом, взаимной ответственности государства и личности.

1.2 Особенности возникновения права

Современная материалистическая наука связывает процесс возникновения государства и права (особенно в европейских странах) главным образом с развитием производства, с переходом от присваивающей к производящей экономике.

В результате эволюционного развития произошло разделение общественного труда: отделение труда земледельцев от ремесленников и также выделение торговых отношений. Мужской труд приобрел более весомое значение, образовалась родовая община, что способствовало складыванию собственнических отношений. Рост производительности труда обусловил возникновение экономического товарообмена, присвоение результатов чужого труда, отношений собственности, расслоения общества и появления классов.

Появлению права способствовало также запрещение родственных браков и сохранение человека как вида и его здоровья.


Родовая организация общества трансформировалась в государство эволюционно, сохраняя историческую преемственность, проходя переходные стадии. Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство.

Между нормами права наблюдается стойкая преемственность, поскольку вековые обычаи расценивались как данные свыше. Наиболее ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками права.

Правители в своих законах пытались поддерживать начала социальной справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли справедливые цены, что отразилось в древнейших правовых актах – законах Хаммурапи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то, что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора, т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически господствующего класса.

Возникновение права – закономерное следствие усложнения общественных взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов. Обычаи перестали выполнять роль регулятора, правовые нормы стали закрепляться в письменных источниках, что является главным показателем появления права. Появляются все новые способы контроля норм права, например, суд.

Таким образом, процесс возникновения государства и права протекал параллельно. На Востоке право возникает и развивается под воздействием религии и нравственности, источниками права становятся религиозные тексты – Коран, Талмуд и т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются законодательство и прецедентное право, отличающееся более высокой формализацией.

1.3. Теории возникновения права

Существует несколько теорий возникновения права, по мнению С.С. Алексеева:

1. Теологическая теория. Исходит из божественного понимания права.

2. Теория естественного права.

По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал.

3. Историческая теория.

XVIII-XIX вв. Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем.


4. Нормативистская теория.

Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе.

5. Психологическая теория.

Л. Петражицкий видел причины происхождения права в психике людей.

6. Марксистская теория.

Доказывает, что корни права лежат в экономической природе отношений.[4]

Таким образом, можно сделать вывод, что право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием он обеспечивает организованность, стабильность и правовой порядок в обществе.

2. Возникновение права в мировой практике

Первоисточниками учения о праве можно считать идеи о верховенстве закона, о его божественной и справедливой сущности, о необходимости соответствия закона праву. Яркий пример истинного уважения к праву как явлению вечному, дает нам античная история: мудрый Сократ принял смерть, не пожелав уйти от справедливого суда.

О значении законов для нормального развития государства и ограничения произвола власти писал Платон, что он видит погибель государства того, если в нем закон не имеет силы. В том государстве, в котором закон властвует над правителями, а они ему подчиняются, он видит спасение государства, такому государству боги отдадут все блага.[5]

Выражая свое отношение к государственной власти и закону, Аристотель говорил, что «...не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву... Над всем должен властвовать закон».[6]

Теории правового государства можно проследить и в трудах китайского философа Лао Цзы.

Дальнейшее развитие идеи о разделении властей, об обеспечении прав и свобод граждан, современных концепций правового государства получили в работах Ш. Монтескье, Гегеля и Канта, Дж. Лильберна, Г. Гроция, Б. Спинозы, Дж. Локка.

Гроций был первым известным теоретиком школы естественного права. Институт феодализма Гроций считал противоестественным природе человека, поэтому он требовал нового права, отвечающего законам разума. Целью государства он считал охрану частной собственности, с помощью таких законов, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим имуществом и собственностью с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный договор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан подчиняться правителям.