Файл: Технология построения распределенных информационных систем (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшей функцией, без которой невозможно осуществление какой-либо организованной деятельности любой социальной или производственной организации является управление. Система, которая осуществляет процессы управления, называется управляющей системой.

Главными задачами возложенными на нее. являются задачи сбора, систематизации и анализа информации о деятельности предприятия, осуществления прогнозирования, планирования деятельности и принятия управленческих решений на основе собранных данных, а также контроль над их исполнением.

Процессы управления неразрывно связаны с информационным обменом между составляющими управляющей системы. Особую значимость имеет скорость обмена информацией, причем как внутри предприятия, так и при взаимодействии с окружающей средой.

Получение неактуальных, устаревших данных о состоянии какого-либо производственного или торгового процесса сводит на нет всю ценность информации и приводит к появлению ошибочных управленческих решений. Именно это и обусловило актуальность курсовой работы. Целью курсовой работой является дать краткие сведения об информационных технологиях и системах в экономике.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

1. охарактеризована сущность и основные понятия информационных технологий;

2. показаны основные направления применения информационных технологий на предприятиях туристической отрасли;

3. предложены меры по совершенствованию информационных технологий на предприятиях на основе информационных систем и определена их эффективность.

Таким образом, объектом данной курсовой работы является экономика предприятий, предметом - информационные технологии, используемые на данном предприятии.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ


1.1 Особенности информационных технологий в системах управления предприятием

Существуют различные виды информационных систем, используемых в деятельности организаций.

В предприятиях, осуществляющих экономическую деятельность, используется подвид информационных систем, называемый экономическими информационными системами.

Экономическая информационная система — совокупность информации, систем и средств, осуществляющих информационный обмен, методов н технических средств, применяемых специалистами для анализа данных и принятия управленческих решений. Развитие соответствующего математического аппарата и появление новых программных средств, используют их в таких областях, машинное обучение и искусственный интеллект, привели к появлению автоматизированных информационных управляющих систем.

В дополнению к традиционным управляющим системам, они стали включать в себя экономико-математические модели и программные средства для их построения, централизованные хранилища данных, позволяющие накапливать и обрабатывать огромные объемы данных. Любая экономическая информационная система должна удовлетворять следующим критериям:[1]

- Надежность — система должна обеспечивать бесперебойное управление предприятием.

- Простота использования — интерфейс взаимодействия с системой должен быть простым и интуитивно понятным, подготовка новых сотрудников для работы с системой не должна занимать много времени.

- Эффективность — стоимость разработки и внедрения системы не должна превышать порог рентабельности для данного предприятия.

- Сопровождаемость — система должна быть простои в сопровождении, не вызывать затруднений при обслуживании и обновлений.

- Переносимость — система должна хорошо работать на оборудовании разных производителей и в различных операционных системах

Таким: образом, можно сделать вывод, что с технической точки зрения экономическая информационная система является набором взаимосвязанных компонентов, осуществляющие сбор «сырых» данных преобразование их в существенную с точки зрения пользователя информацию, хранение полученной информации и распределение ее среди заинтересованных лиц с целью координации и поддержки процесса принятия решений.

Существование различных видов информационных систем обусловлено многообразием задач, решаемых предприятием. Для небольших предприятий, индивидуальных предпринимателей еще возможно использование единых информационных систем, использующих типовые конфигурации Однако. попытки применения таких решений в более крупных организациях во-первых. игнорируют специфику их производственной деятельности, во-вторых, приводят к появлению громоздких, неудобных в обслуживании и эксплуатации систем. В таких ситуациях необходимо провести разделение сфер ответственности для управляющих информационных систем.


По уровню принятия решении управленческие системы можно подразделить на следующие уровни:[2]

Стратегический - системы стратегического уровня являются инструментом для помощи в принятии управленческих решений топ-менеджменту организации. Решения, принятые на данном уровне определяют долговременную стратегию развития предприятия, следовательно, данные решения должны основываться на больших объемах данных позволяющих прогнозировать длительные тренды как в самой организации, так и в окружающей обстановке.

Примером таких систем могут служить большие хранилища данных – Data Warehouse. позволяющие накапливать большие объемы данных и предназначенная для бизнес-анализа и подготовки отчетов с целью поддержки принятия решений в организации.

Управленческий — системы, применяемые на данном уровне, обычно используются средним управляющим звеном организации. Информация, используемая на данном уровне необходима для принятия оперативных управленческих решений и коррекции поведения отделов организации в среднесрочной перспективе. Сюда можно отнести системы управления бухгалтерской отчетностью, системы складского учета.

Эксплуатационный— на данном уровне системами управления осуществляется контроль текущих операций, например, списание товаров со склада при проведении продажи.[3]

По функциональным областям управляющие системы можно подразделить, например, следующим образом:

Продажи и маркетинг.

Производство.

Бухгалтерский учет.

Управление человеческими ресурсами. При больших размерах организации управляющая система, работающая в каждой из указанных сфер, может также иметь свои подсистемы.

Например, для системы управления производством могут быть созданы подсистемы управления материальными запасами управления производственным процессом и т д.

Типичное предприятие имеет системы, находящиеся на разных уровнях, и от степени налаженности взаимодействия между ними зависит четкая и слаженная работа всей организации.

Системы для управления разработаны для обеспечения поддержки менеджмента предприятия. Они включают в себя приложения для поддержания принятий управленческих решении. В зависимости от уровня, на котором действуют системы разнятся и их возможности. Системы, задействованные на стратегическом уровне управления предприятием, могут оказывать существенное влияние на политику; проводимую организацией. Информация, полученная с помощью таких систем помогает топ-менеджменту принимать долгосрочные, обоснованные решения по удержанию и развитию позиции на рынке. Отсюда проистекают повышенные требования к качеству таких систем.


Само собой, данные, хранимые в базе данных, являются предметом повышенного внимания со стороны конкурентов, и нуждаются в дополнительной защите от несанкционированного доступа.

Также, необходимо предусмотреть средства для резервного копирования данных и их безопасного хранения.

1.2 Системы используемые в информационных технологиях

Системы используемые для принятия стратегических решений, получили название Business Intelligence (далее ВТ) — это программные средства, функционирующие в рамках предприятия и обеспечивающие функции доступа и анализа информации которая находится в хранилище данных, а также обеспечивающие принятие правильных и обоснованных управленческих решений.

Системы ВГ представлены как программные продукты следующих видов:

Системы построения хранилищ данных — Data Warehousing.

Системы оперативной аналитической обработки — OLAP.

Средства интеллектуального анализа данных—Data Mining.

Инструменты для выполнения н построения отчетов (Query and reporting tools).

Информационно-аналитическне системы:— Enterpraise Imorniation Sytem (EIS).

В зависимости от задач, данные могут комбинироваться друг с другом, а также включаться в качестве составных частей в информационные системы предприятии. Рассмотрим данные виды систем ВТ подробнее, хранилище данных — предметно ориентированная БД. предназначенная для бизнес-анализа и подготовки отчетов с целью поддержки принятия решении на предприятии. Для их построения используются системы управления базами данных. При организации хранилища придерживаются следующих принципов :[4]

- Принцип проблемно-ориентированной ориентации — данные группируются в соответствии с предметными областями, которые ими описываются.

- Временная зависимость—данные корректны и точны в том случае, когда они привязаны к некоторому моменту времени.

- Неизменяемость — данные поступают только из внешних источников, не корректируются и не удаляются.

- Интегрированность данных — данные предназначаются для нужд всего предприятия, а не только одной функций бизнеса.

Системы оперативной аналитической обработки данных — это технологии предназначенные для подготовки агрегированной информации на основе больших массивов данных. Одна из характерных особенностей данных систем — высокая скорость обработки запросов. Существуют три типа OLAP:


- многомерная OLAP (OLAP — MOLAP) — классическая схема. Использует суммирующую БД с пространственной схемой данных, в которой хранятся как базовые данные, так и агрегаты :

- реляционная OLAP (Relational OLAP — ROLAP) — данные хранятся в реляционных таблицах. агрегаты помещаются в дополнительные создаваемые реляционные таблицы.

- гибридная OLAP (Hybrid OLAP — HOLAP) — хранит базовые данные в реляционных таблицах и агрегаты в многомерных таблицах.

На сегодняшний день в информационных системах перспективным направлением является интеллектуальный анализ данных - Data Mining — процесс выделения новых знании на основе больших массивов данных, накопленных в организации. Костяк методов такого анализа составляют различные методы классификации, моделирования и прогнозирования, основанные на применении искусственных нейронных сетей, генетических алгоритмов, нечеткой логики.

Также нередко к методам Data Mining относятся такие статистические методы как, например, регрессионный и корреляционный анализ, анализ временных рядов.

Изначально, постановка задачи для Data Mining формируется следующим образом: во-первых, имеется достаточно крупная база данных во-вторых, имеется предположение, что в данной БД находится «скрытые» знания.

Остановимся подробнее на термине «скрытые знания». Для того, чтобы считать знания «скрытыми», они должны удовлетворять следующим требованиям:[5]

1.Знания должны быть практически полезными — они должны представлять значимость для компании.

2.Данные знания не должны быть тривиальными, то есть, они должны быть не-обнаружимыми при использовании простых методов анализа.

3.Знания должны быть неизвестными до этого момента, т е., их нельзя использовать для подтверждения ранее полученных сведений

4.Добытые знания должны быть интерпретируемы — они должны легко объясняться в терминах предметной области.

Информационно-аналитические системы — включают в себя вышеперечисленные компоненты являясь интегрированным решением. Также в них используется программное обеспечение. Реализующее процесс ETL(Extract. Transform Load — Извлечение, преобразование, загрузка) — одни из центральных процессов в управлении корпоративными хранилищами данных. Данный процесс состоит из следующих стадий:

- Данные извлекаются из внешних источников.

- Данные проходят очистку и трансформацию. для соответствия бизнес-модели

- Данные загружаются в хранилище.

В схеме типичного ETL-процесса можно отметить такие этапы: