Файл: Законность и правопорядок (правопорядок как правовая категория).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Законность и правопорядок как правовые категории
1.1. Понятие законности, ее принципы и содержание
1.2 Понятие, содержание и особенности правопорядка
Глава 2 Обеспечение законности и правопорядка: система способов и роль государства
2.1 Система способов обеспечения законности и правопорядка
2.2 Соотношение правотворческой и правоприменительной деятельности государства и принципа законности
2.3 Правопорядок и законность в условиях формирования правового государства в Российской Федерации
Таким образом, правопорядок – это состояние упорядоченности, организованности общественной жизни, он предусмотрен нормами права, возникает в результате их фактической реализации и претворения в жизнь, является итогом правового регулирования и обеспечивается государством.
Упорядочивающей основой правопорядка является четкая социальная нормативность. Она обусловливает требования правовой нормативности, без чего невозможен правовой порядок. Юридическая нормативность оформляется правом и выражается в масштабности и эталонное общеобязательных норм поведения. В правопорядке это: во-первых, высокая централизованная подчиненность установленным нормативам по достижению национальных целей и защите интересов людей; во-вторых, широчайшая автономия поведения по реализации установленных образцов и программ.
Такие требования нормативности проявляются во всех сторонах правопорядка, они предопределяют участников, их отношения и связи, структуру и функции государственного и общественного механизма. Разрозненные акты, поступки, действия миллионов людей, объединений и организаций необходимо свести в слаженную, четко функционирующую систему, подчиненную единой цели и противостоящую дезорганизации и анархии.
В первую очередь нормативному урегулированию подлежат взаимоотношения и связи: общество – государство – личность. В этой формуле остро стоит вопрос о совершенствовании и укреплении нормативной основы урегулированности. Поскольку это оформляется правом, то все рассуждения о размывании его нормативности под эгидой нового правопонимания чреваты огромными изъянами на практике. Никакой конъюнктурой нельзя оправдывать попытки свертывания и устранения нормативных основ правового порядка. Наоборот, необходимо делать все для совершенствования и укрепления нормативной базы, законов страны.
Правопорядок — сложная система со множеством взаимодействующих элементов, разнообразием связей между ними. В структуре правопорядка выделяют три элемента:
1) правовую структуру общества, включающую в себя государство, его органы, негосударственные образования, объединения граждан и др. Таким образом, правовая структура оформляет и закрепляет фактическое строение общества, которая получает организационное правовое оформление. Например, в правовой структуре современного российского общества выделяют следующие элементы: Россия как целое; субъекты Федерации; законодательные, исполнительные и судебные органы Российской Федерации и ее субъектов; государственные организации, учреждения, предприятия; общественные объединения и движения, религиозные и иные объединения; граждане; иностранцы; лица без гражданства и с двойным гражданством;
2) правовые отношения и связи, т.е. наиболее динамичный элемент правопорядка. Чаще всего этот элемент находит свое оформление в нормах процессуального законодательства, например порядок выборов, законодательный процессуальный порядок наследования, регистрации и расторжения брака, обеспечение занятости. Сюда же относятся структурные отношения участников правопорядка как по горизонтали, так и вертикали;
3) атрибутивные элементы правопорядка. К ним относятся методы регулирования отношений и поведения людей, процедуры возникновения и развития элементов, правила внутреннего трудового распорядка, правила разрешения трудовых конфликтов и др.
Все указанные элементы структуры правопорядка работают в единстве и образуют единый слаженный механизм.
С каждым новым этапом развития общества, с расширением демократических начал и активизации личного фактора возрастает необходимость в стабилизации, урегулированности и гарантированности связей и отношений, взаимодействий людей. Это обстоятельство порождает стойкую тенденцию систематического упрочения правопорядка. Поэтому общество, государство, люди должны постоянно заниматься решением этих проблем.
Универсализация и оптимизация выступают одной из определяющих задач в формировании четкого правового порядка. Обществу нужен твердый, понятный и доступный людям порядок, дающий высокую степень прочности, стабильности и гарантированности жизненных процессов. В настоящее время многие из этих вопросов попадают в сферу проведения правовой реформы. Вносятся конкретные и самые различные предложения о путях совершенствования правовых рычагов, которые в конечном счете будут способствовать формированию правопорядка и правового государства.
Глава 2 Обеспечение законности и правопорядка: система способов и роль государства
2.1 Система способов обеспечения законности и правопорядка
Способ обеспечения законности и правопорядка можно определить как специальный комбинированный публично-властный юридический метод, реализуемый компетентными государственными органами в целях достижения неукоснительного исполнения законов и соответствующих им иных правовых актов всеми субъектами правовых отношений.
Система способов обеспечения законности и правопорядка - выступающие в организационном единстве и взаимосвязанные между собой формы, приемы, методы, посредством реализации которых гарантируется, охраняется и защищается законность и правопорядок (приложение В).
Таким образом, обеспечение государством законности и правопорядка осуществляется проведением мер, направленных на совершенствование, развитие режима законности и деятельности органов исполнительной власти по реализации этих мер. Охрана законности и правопорядка государством означает деятельность государственных органов по профилактике, выявлению и пресечению правонарушений.
Охрана и обеспечение законности и правопорядка осуществляется с помощью следующих мер:
- совершенствования законодательства;
- осуществления действенного конституционного контроля;
- обеспечения качественной и эффективной работы общих и арбитражных судов;
- укрепления законности в деятельности органов исполнительной власти;
- применения действенных мер по профилактике правонарушений;
- эффективного действия механизма государственного принуждения.
Названные меры в своей совокупности понимаются как юридические гарантии.
Как подчеркивает Н.И. Матузов, последовательное осуществление этих мер гарантирует стабильность и реальность законности. Она предстает не благим пожеланием государства, неким политико-правовым идеалом, а важнейшим элементом правового регулирования, позитивное, благотворное действие которого испытывают все – и общество, и государство, и отдельная личность [18, С. 412].
Необходимым условием законности является совершенство формы и содержания законов и других нормативно-правовых актов. Это означает необходимость в понятности, доступности нормативно-правовых актов для населения, соответствии действующих норм права закономерностям общественного развития, закрепления ими мер, которые стимулируют прогрессивное развитие общества, охране прав и свобод граждан.
С.П. Булавин указывает, что во всех случаях, когда конъюнктурные соображения превалируют над трезвым анализом последствий, которые могут дать закрепленные в законодательстве нормы права, общество и его экономика не могут развиваться сколько-нибудь успешно. И требование неукоснительного исполнения таких законов является не меньшим злом, чем их нарушение. Неразумно требовать неукоснительного исполнения законов, которые отстают от требований жизни, не соответствуют экономическому и культурному уровню развития общества и не поддерживаются общественным мнением [9, С. 18].
Совершенное законодательство, будучи правовой основой законности, должно быть свободно от пробелов и противоречий, быть доступно для широких слоев населения посредством обязательного и полного помещения в источниках официального опубликования и прессе.
Залогом совершенства законодательства и иных нормативно-правовых актов является неукоснительное соблюдение законности в деятельности правотворческих органов. При этом важно, чтобы органы государства не принимали нормативно-правовых актов по вопросам, не отнесенным к их компетенции, а Президент РФ не издавал нормативных указов по вопросам, подлежащим решению на законодательном уровне.
С учетом значимости совершенных законов в деле укрепления, гарантированности законности в Российской Федерации осуществлен ряд важнейших мер в этом направлении. Во-первых, Конституция РФ установила пределы действия федеральных конституционных законов, а также федеральных законов и законов субъектов РФ, порядок разрешения коллизий между ними. Во-вторых, создан постоянно действующий на профессиональной основе парламент – Государственная Дума, основная задача которого сводится к подготовке новых законов и совершенствованию действующих. В-третьих, в стране введен конституционный контроль за соответствием законов и иных нормативно-правовых актов Конституции РФ
Конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ, обеспечивает неукоснительное действие Конституции РФ тем, что выявляет и признает недействующими противоречащие ей федеральные законы и иные правовые акты. Благодаря этому создаются дополнительные и действенные гарантии совершенства законодательства и иных нормативно-правовых актов в одном из их важнейших качеств – соответствии конституции и создании единой непротиворечивой системы нормативно-правовых актов.
Как подчеркивает А.В. Орлов, основными гарантиями законности в сфере органов исполнительной власти являются: 1) прокурорский надзор за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) судебный контроль за соответствием законам правовых актов, принимаемых представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления. Все правовые акты этих органов, не соответствующие закону, отменяются судебными органами по протесту прокурора или заявлениям граждан; 3) государственной регистрацией общеобязательных нормативно-правовых актов министерств и ведомств Министерством юстиции РФ и его территориальными органами [19].
Деятельность органов исполнительной власти по обеспечению законности весьма многообразна и по сферам деятельности, и по способам ее разрешения. В числе основных направлений деятельности этих органов можно выделить следующие:
1) принятие нормативно-правовых актов во исполнение и развитие законов;
2) осуществление оперативно-исполнительной и правоприменительной деятельности, направленной на наделение конкретных субъектов правами и обязанностями, вытекающими из законов и иных правовых актов;
3) осуществление контроля за деятельностью государственных органов, организаций и граждан по исполнению действующих законов и иных нормативно-правовых актов;
4) проведение правообеспечительных мер по укреплению законности в деятельности органов исполнительной власти, в том числе проведение мер по повышению правовых знаний должностных лиц и государственных служащих, предъявлению к их работе высоких требований, увольнению с государственной службы работников, не справляющихся со своими обязанностями;
5) организация правового воспитания среди населения в целях повышения их уровня правового сознания и формирования установок на правомерное поведение.
Как отмечает Д.В. Галяутдинов, в деле охраны законности большое значение имеют меры государства по профилактике правонарушений, проводимые с целью выявления и устранения причин, способствующих их совершению. Автор подчеркивает, что проблема если не ликвидации, то значительного сокращения числа правонарушений состоит прежде всего в устранении социальных факторов, создающих питательную почву для преступлений и иных правонарушений. Так, например, нерациональное управление имуществом предприятий, организаций, учреждений, отсутствие надлежащей их охраны, несоблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и других требований имеет своим следствием явное увеличение числа правонарушений в стране [11, С. 141].
Поэтому деятельность по выявлению причин и условий, способствующих совершению правонарушений, составляет одно из важнейших направлений деятельности органов исполнительной власти. Особое значение имеют органы внутренних дел, прокуратура, разного рода инспекции (ГБДД, органы санитарно-эпидемиологического надзора, пожарная инспекция и др.), призванные выявлять и пресекать правонарушения, а также требовать незамедлительного устранения причин и условий, способствующих их совершению.
Государственное принуждение является действенным способом восстановления законности в действиях государственных органов, граждан, должностных лиц и организаций, противоречащих требованиям норм права.