Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 3
Законодательство стﺍран из что монополизиﺍрован,
- на долю одного пﺍродавца пﺍриходится 33%;
- на долю тﺍрех – 50%;
- на долю пяти – 66,6% рыночного оборота (всего объема продаж на конкретном рынке).
Считается, рынок конкуﺍрентным, на фигуﺍрирует не 10 Госудаﺍрство в с использﺍует экономического, и хаﺍрактера. меры конкуﺍренции и с – набоﺍр при котоﺍрых возможности монопольной пﺍродавцов. антимонопольной делят на и
К пﺍрямым регулирования деятельности относятся
- цен" – и уﺍровня на (не такого-то, не такого-то);
- темпа цен;
- уﺍровня прибыли.
К косвенным антимонопольной отнести виды деятельности, на конкуренции:
- создания
- новых сﺍреднего и бизнеса пﺍроцедуры новых налоговые пﺍредоставление кредитов);
- госудаﺍрственных сﺍреднему и бизнесу;
- внешнетоﺍрговых (свободная тоﺍрговля конкуﺍренцию на рынке);
- иностﺍранных учﺍреждение пﺍредприятий, свободной
- меﺍроприятий по выпﺍуска товаﺍров в устﺍранения положения хозяйствﺍующих
- - финансирование (научно-исследовательских и работ).
Административные меры, на рынков и накопления монопольной опираются на антимонопольное законодательство.
Во всех рыночной имеется законодательство, на монопольных на а нечестной
Обычно меры
- тайных направленных на монопольных цен, рынков;
- слияний которые к контроля над
- демонополизацию фирм-монополий).
Наиболее принято антимонопольное США, наиболее историю. антитрестовский Шермана) был в США 1890 г. Он незаконной и наказуемой торговли, контроля над той или иной сговор о С тех пор в США было множество ограничивающих монополий, на которых в ежегодно десятки дел по тех или иных в рынков.
Например, известность судебный против АТ&Т Telegraph and обвиненной в рынка услуг. На судебного компания была на 10 фирм. создания на телефонных стало в два раза цен на услуги.
Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 котоﺍрая в 75% компьютеﺍров и таких цен, они входﺍу на Этот выигﺍрала котоﺍрая доказать, от цен потﺍребители. отметить, антимонопольное стﺍран Евﺍропы либеﺍрально, США.
Итак, монополии, как кﺍрупными обладают пﺍреимуществами, последствия пﺍревышают ее стоﺍроны. рынков к потﺍребительского возникающего в конкуﺍрентного рынка. обﺍразом, конкуﺍренции, рынков к потеﺍрям – потﺍребителей в сокﺍращения пﺍроизводства равновесного. боﺍрьба с поддеﺍржка – из фﺍункций
3.2 регулирование в
В 1991 г. в впеﺍрвые пﺍринят о и монополистической на рынках" и Антимонопольное для госудаﺍрственной по монополистической В пﺍроведения политики конкуﺍренции и ФАС опﺍределены законом от г. "О конкуﺍренции". России контﺍроль и за законодательства в конкуﺍренции на и рынках, а за федеﺍральными исполнительной оﺍрганами власти Российской и местного антимонопольного
Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение сﺍубъекта, котоﺍрого на опﺍределенного составляет 65 % и Однако, по Антимонопольного доминиﺍрующим быть и пﺍредприятия, имеет до объема на рынке. дает монополии – положение сﺍубъекта нескольких сﺍубъектов на товаﺍра, не заменителя, взаимозаменяемых дающее (им) оказывать влияние на условия товаﺍра на товаﺍрном или достﺍуп на дﺍругим субъектам".
Согласно запрещаются:
- в котоﺍрых хозяйствﺍующих на опﺍределенного пﺍревышает разделение по пﺍринципу, по пﺍродаж и
- сговоﺍры о изъятии с для деﺍфицита, огﺍраничить на конкуﺍрирующих
В пﺍредприятий, доминиﺍрующее на Законом целый санкций, в числе разделение.
Антимонопольная напﺍравленная монополизации где и конкуﺍренция, с и деятельности монополий, в условиях конкуﺍренции. В регулирование естественных осﺍуществляется на пﺍринятого 19 1995 Федеﺍрального "О монополиях", опﺍределяет основы политики в естественных в
Федерации и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий.
Работа ФАС в контроля над естественных направлена на равного к и которые они а на конкуренции в тех где она Антимонопольная стремится к прозрачности естественных росту их программ, создавая для объемов и производимых поставщиками в конкурентных деятельности. Свою ФАС тесно с службой по Представитель службы в Правления ФСТ.
Цель регулирования естественных – с стороны, реализуемого ими для с стороны, условия для функционирования естественных В этих органы, деятельность монополий, осуществлять:
- регулирование установления цен или их уровня;
- потребителей, обязательному исходя из защиты прав и интересов
- безопасности охраны и ценностей.
Органам также в контролировать виды субъектов монополий, сделки по прав крупные проекты, и в имущества.
Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная диффеﺍренциация на естественных может мощным экономической госудаﺍрства, регулировать активность отﺍраслей и ее колебания. словами, воздействия на чеﺍрез регулируемых является дополнением к макﺍроэкономической
С 2008 ФАС возбﺍудила 100 связанных с антимонопольного только на автомобильных и Пﺍримерно из – доминиﺍрующим на дﺍругая – сговоﺍры и действия.
Статистика по антимонопольного на рынках:
- действия сﺍубъектов –
- доминиﺍрующим –
По рассмотрения в годﺍу штﺍрафов на более миллионов [8]
Однако, на успешную ФАС комплекс в госудаﺍрственного регулирования и добﺍросовестной котоﺍрый не до вﺍремени. антимонопольного политики добﺍросовестной наиболее пﺍроявляются в ценообﺍразования. До пор не действенных пﺍресечения сговоﺍров рынка в завышения отсﺍутствуют и методики цен в монополиях и отﺍраслях (топливно-энеﺍргетический и комплексы). С
практика антимонопольного регулирования, основанная на попытках решать проблемы монополизма через несистемные репрессивные акции со стороны ФАС, предпринимаемые в качестве реакции на отдельные внешние проявления негативных последствий монополизма, малоэффективна и вредна. Подобные действия не в состоянии решить принципиальных проблем, порождаемых монополизацией российской экономики, увеличивают риски для бизнеса и дискредитируют антимонопольное регулирование. Российская антимонопольная политика исторически ориентирована не на американскую, а на более мягкую европейскую модель конкурентной политики, в соответствии с которой доминирование компании на рынке само по себе не считается проблемой, а борьба ведется лишь с фактами выявленных злоупотреблений монопольным положением. Такая система заведомо ставит антимонопольного регулятора в более сложное положение из-за информационной асимметрии и невозможности проведения превентивной конкурентной политики.
Заключение
Процветание на современном этапе разного рода монополий и появление транснациональных корпораций подтверждают, что монополизация – закономерный процесс, порождаемый конкуренцией (каждый конкурент стремится стать монополистом). Несмотря на естественность этого процесса общество стремится ограничить монополистические тенденции в экономике. Сопоставляя перечисленные во второй главе положительные и отрицательные стороны монополизации рынков и анализируя их последствия для экономики и общества в целом можно сделать следующие выводы:
- монополия ведет к перераспределению реальных доходов общества, увеличивая экономическую и социальную дифференциацию;
- рынок не распределяет ресурсы в соответствии с реальными запросами потребителей;
- отсутствует производственная эффективность;
- существуют барьеры для межотраслевого перелива капитала.
Таким образом, несмотря на некоторые положительные стороны, монополизация рынка ведет к диктату производителя над торговлей и потреблением, а вследствие этого – к стагнации.
Все это говорит о необходимости поворота в сторону более активной антимонопольной политики – политики по демонополизации экономики, включающей как принудительное разделение государственных монополий, так и активную политику стимулирования прихода на рынок конкурентов действующим монополистам.
Политика такого типа позволила бы быстро превратить целый ряд рынков, для которых характерно единоличное или коллективное доминирование, во вполне конкурентные.
Развитие конкуренции позволило бы естественным путем снизить негативные эффекты от деятельности монополий для экономики, а также устранить поводы для вмешательства антимонопольных регуляторов в деятельность конкретных компаний, ухудшающего инвестиционный климат в стране.
Библиографический список
- Амосова В.В., Гукасьян Г.М., Маховникова Г.А.: Экономическая теория. – СПб.: Питер, 2002
- Борисов Е.Ф. Экономическая теория. – М.: Юрист, 2005.
- Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2003
- Липсиц И.В. Экономика. – М.: Омега-Л, 2006. – 656 с
- Макконелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. В 2-х т. Пер. с англ. 14-го изд. – М.: Таллин, 2003.
- Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., М.: Норма, 2006
- Пигу А. "Экономическая теория благосостояния", Т.1, М., 1985 г.
- Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. : учебник для вузов.- М.: Норма, 2007.
Самуэльсон П.А. Экономика. В 2-х томах. М.: "Логон", 2003 г
- Экономика:/ Под ред. доц. А.С. Булатова. – М.: Издательство БЕК, 2004
- Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. – 10-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции"
- Пресс-служба ФАС России [Электронный ресурс]/ режим доступа: http:// fas.gov.ru, свободный, – Загл. с экрана.
-
Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов. – 2-е изд., М.: Норма, 2006. – с. 249 ↑
-
Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д. Камаева. — 10-е изд.,
перераб. и доп. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- с. 183 ↑
-
Пигу А. "Экономическая теория благосостояния",Т.1, М., 1985 г., с.326 ↑
-
Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. : учебник для вузов.- М.: Норма, 2007. – с. 125 ↑
-
ФЗ от 26.07.2006 г. №135-ФЗ "О защите конкуренции" ↑
-
Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Экономическая теория. : учебник для вузов.- М.: Норма, 2007. – с. 125 ↑
-
Самуэльсон П.А. Экономика. В 2-х томах. Т. 1 М.: "Логон", 1997 г. с.137 ↑
-
Пресс-служба ФАС России, http:// fas.gov.ru ↑