Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Прямые налоги: понятие, сущность и виды
ГЛАВА II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМЫХ НАЛОГОВ, ВЗИМАЕМЫХ В РФ
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
Особенности определения налоговой базы:
1) по доходам, полученным от долевого участия в других организациях
2) налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств
3) участников договора доверительного управления имуществом
4) по доходам, получаемым при передаче имущества в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)
5) по доходам, полученным участниками договора простого товарищества
6) при уступке (переуступке) права требования
7) по операциям с ценными бумагами
Налогоплательщики исчисляют налоговую базу на основе данных налогового учета.
Налоговая ставка.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, за исключением некоторых случаев, когда применяются иные ставки налога на прибыль.
При этом:
- часть налога, исчисленная по ставке в размере 2% , зачисляется в федеральный бюджет;
- часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.
Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, законами субъектов может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков, но не ниже 13,5 %.
Налоговый (отчётный) период.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетные периоды: первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Отчетные периоды для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи: месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
Исчисление и уплата налога.
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, рассчитанной нарастающим итогом. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа:
- в 1 квартале года = авансовый платеж, подлежащий уплате в последнем квартале предыдущего года.
-во 2 квартале года = 1/3 * авансовый платеж за первый квартал
-в 3 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам полугодия - авансовый платеж по итогам первого квартала).
-в 4 квартале года = 1/3 * (авансовый платеж по итогам девяти месяцев - авансовый платеж по итогам полугодия)
Налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего году перехода.
В этом случае авансовые платежи исчисляются исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.
Только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачивают:
1) организации, у которых за предыдущие 4 квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 000 000 рублей за каждый квартал,
2) бюджетные учреждения,
3) иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство,
4) некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации,
5) участники простых товариществ,
6) инвесторы соглашений о разделе продукции,
7) выгодоприобретатели по договорам доверительного управления.
Налог по итогам года уплачивается не позднее не позднее 28 марта следующего года. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее 28 дней со дня окончания отчетного периода.
Ежемесячные авансовые платежи уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают их не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого начисляется налог.
Суммы уплаченных ежемесячных авансовых платежей, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Особенности исчисления и уплаты налога:
- организациями, имеющими обособленные подразделения
- резидентами Особой экономической зоны в Калининградской области
- отчётность по налогу.
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения налоговые декларации.
По итогам отчетного периода не позднее 28 календарных дней со дня окончания отчетного периода представляются налоговые декларации упрощенной формы. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации не позднее 28-го числа следующего месяца. Налоговые декларации по итогам года представляются не позднее 28 марта следующего года.
Налог на наследование или дарение.
Налогоплательщики.
Налогоплательщиками налога на наследования и дарения (далее в настоящей главе - налога) признаются физические лица, получающие от других физических лиц в собственность в порядке наследования или дарения имущество, предусмотренное частью первой статьи 587 настоящего Кодекса.
Физическое лицо признается налогоплательщиком по каждому факту получения имущества в собственность в порядке наследования или дарения.
Объект налогообложения.
Объектом налогообложения признается каждое получение физическим лицом в порядке наследования (по закону или по завещанию) либо по договору дарения от другого физического лица, если иное не установлено настоящей статьей, имущества
Налоговая база.
Налоговая база определяется как стоимость имущества, полученного в порядке наследования или дарения.
Налоговые вычеты.
Налоговая база при получении имущества в собственность в порядке наследования уменьшается на сумму в размере 100 тыс. рублей. Налоговая база при получении имущества в собственность в порядке дарения уменьшается на сумму в размере 10 тыс. рублей.
Налоговые ставки Налоговый кодекс Российской Федерации..
1. Налоговые ставки (в процентах) устанавливаются в решении о налоге, принимаемом представительным органом местного самоуправления.
2. Налоговые ставки устанавливаются дифференцировано в зависимости от степени родства между налогоплательщиком и наследодателем или дарителем.
3. Не допускается устанавливать налоговые ставки при наследовании выше:
1) 10 % - для детей, супругов, родителей;
2) 20 % - для дедушек, бабушек, братьев, сестер и внуков, а также других наследников по завещанию;
3) 30 % - для других наследников.
4.Не допускается устанавливать налоговые ставки при дарении выше:
1) 10 % - для детей или родителей дарителя;
2) 30 % - для других налогоплательщиков.
5. Допускается установление прогрессивных налоговых ставок.
Порядок уплаты, исчисления и сроки уплаты.
1. Сумма налога исчисляется исходя из соответствующей налоговой базы, налоговых вычетов и налоговых ставок.
2. Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании соответствующих документов, получаемых от уполномоченных совершать нотариальные действия учреждений или должностных лиц. При этом документ, на основании которого производятся налоговые вычеты представляется налогоплательщиком в налоговые органы самостоятельно.
3. Уплата налога при получении налогоплательщиком имущества в порядке наследования производится не позднее одного месяца со дня выдачи уполномоченным совершать нотариальные действия учреждением или должностным лицом свидетельства о праве на наследство, а при получении имущества в порядке дарения - не позднее одного месяца со дня оформления нотариусом, уполномоченным совершать нотариальные действия учреждением или должностным лицом договора дарения наличными денежными средствами в учреждениях банка (их филиала), а также путем перечисления сумм налога со счета плательщика через банки (их филиалы). Уплата налога физическими лицами, не имеющими постоянного места жительства в Российской Федерации производится до получения ими договора дарения или свидетельств о праве на наследство, выдача им такого документа без предъявления квитанции об уплате налога не допускается;
4. Уполномоченные совершать нотариальные действия учреждение или должностное лицо, а также нотариус, осуществляющий частную практику, обязаны представить не позднее трех дней со дня выдачи налогоплательщику свидетельства о праве на наследство или оформления договора дарения в местный налоговый орган по месту налогообложения на территории местного самоуправления информацию о налогоплательщике, налоговой базе, определяемых при оформлении свидетельства о праве на наследство или договора дарения.
5. Информация о налогоплательщике представляется в соответствии с типовой формой, утверждаемой Государственной налоговой службой Российской Федерации.
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И РЕФОРМИРОВАНИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИИ
3.1 Прямые налоги и перспективы их совершенствования
Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010 г. и на плановый период 2011 и 2012 гг. разработаны Минфином России в рамках цикла подготовки проекта федерального бюджета на очередной период и являются одним из документов, которые необходимо учитывать в процессе бюджетного проектирования, как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации Барулин С.В., Макрушин А.В., Тимошенко В.А. Налоговая политика России: Монография. - Саратов: Сателлинг, 2012. - 245 с..
В трехлетней перспективе 2010 - 2012 гг. приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. Таким образом, Основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач .
Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Сокращение объемов промышленного производства, негативная тенденция изменения иных макроэкономических показателей может привести к росту задолженности по налогам и сборам перед бюджетной системой Российской Федерации и увеличению масштабов уклонения от уплаты налогов. В целях минимизации указанных рисков потребуется повышение качества налогового администрирования, а также развитие института изменения срока уплаты налогов и сборов (инвестиционный налоговый кредит, рассрочки и отсрочки).
В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2010 г. в оперативном порядке были внесены целый ряд уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах. В частности, увеличены размеры налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, снижена ставка налога на прибыль организаций, увеличена «амортизационная премия» по налогу на прибыль организаций.
Совершенствование налога на прибыль организаций.
Изменения, внесенные в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее по тексту - Кодекс) в 2008 г., предусматривали следующее:
- начиная с 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль организаций снижена с 24 процентов до 20 процентов;
- в четвертом квартале 2008 г., вопреки общему правилу и не дожидаясь начала нового налогового периода, налогоплательщики получили право перейти на уплату налога по фактически полученной прибыли и отказаться, таким образом, от уплаты авансовых платежей, рассчитанных исходя из достигнутого уровня прибыли за предыдущий отчетный период (9 месяцев);
- в период с 1 сентября 2008 г. по 31 декабря 2009 г. предельная величина процентов по долговым обязательствам, которая может быть учтена в расходах для целей налогообложения прибыли, установлена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,5 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте. Ранее по долговым обязательствам в рублях она равнялась ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по обязательствам в иностранной валюте - 15 процентам.
Изменения, внесенные в Кодекс в 2008 г., позволили увеличить объем относимых на расходы при налогообложении прибыли экономически обоснованных затрат организации по обучению, лечению, пенсионному обеспечению работников.
Начиная с 2009 г. взносы по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 6 % от суммы расходов на оплату труда вместо 3 % по ранее действовавшему законодательству.