Файл: Современные проблемы семейного воспитания (Теоретические аспекты семейного воспитания).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
“В старом обществе каждая семья принадлежала к какому-нибудь классу, и дети этой семьи обыкновенно оставались в том же классе. Сын крестьянина и сам обыкновенно крестьянствовал, сын рабочего тоже становился рабочим. Для наших детей предоставлены очень широкие просторы выбора. В этом выборе решающую роль играют не материальные возможности семьи, а исключительно способности и подготовка ребенка. Наши дети, стало быть, пользуются совершенно несравненным простором. Об этом знают и отцы, об этом знают и дети. При таких условиях становится просто невозможным никакое отцовское усмотрение. Для родителей теперь нужно рекомендовать гораздо более тонкое, осторожное и умелое руководство.
Семья перестала быть отцовской семьей. Наша женщина пользуется такими же правами, как и мужчина, наша мать имеет права, равные правам отца. Наша семья подчиняется не отцовскому единовластию, а представляет собой советский коллектив. В этом коллективе родители обладают известными правами. Откуда берутся эти права?
В старое время считалось, что отцовская власть имеет небесное происхождение: так угодно богу, о почитании родителей существовала особая заповедь. В школах батюшки толковали об этом, рассказывали детям, как бог жестоко наказывал детей за неуважение к родителям. …И наши родители имеют некоторую власть и должны иметь авторитет в своей семье. Хотя каждая семья составляет коллектив равноправных членов общества, все же родители и дети отличаются тем, что первые руководят семьей, а вторые воспитываются в семье” [4]. Таким образом, можно сказать, что он выступал за равенство в семье, и добавлял:
“Обо всем этом каждый родитель должен иметь совершенно ясное представление. Каждый должен понимать, что в семье он не полный, бесконтрольный хозяин, а только старший, ответственный член коллектива.
Если эта мысль хорошо будет понята, то правильно пойдет и вся воспитательная работа...” [4].
Также говорил об особенностях воспитания в многодетной семье и в неполной, выделял некоторые различия.
“Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между всеми. В большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними устанавливается опыт любви и дружбы в самых разнообразных формах. Жизнь такой семьи представляет ребенку возможность упражняться в различных видах человеческих отношений. Перед ними проходят такие жизненные задачи, которые единственному ребенку недоступны: любовь к старшему брату и любовь к младшему брату - это совершенно различные чувства, умение поделиться с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы уже не говорим, что в большой семье на каждом шагу, даже в игре, ребенок привыкает быть в коллективе. Все это очень важно для воспитания.
Бывают и другие случаи неполной семьи. Очень болезненно отражается на воспитании ребенка, если родители не живут вместе, если они разошлись.
Часто дети становятся предметом распри между родителями, которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей” [4].
Ему были интересны и случаи, когда родители ссорятся или один из них уходит из семьи, об этом он сказал:
“Необходимо рекомендовать тем родителям, которые почему-либо оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше думали о детях. Какие угодно несогласия можно разрешить более деликатно, можно скрыть от детей и свою неприязнь, и свою ненависть к бывшему супругу.
Трудно, разумеется, мужу, оставившему семью, как-нибудь продолжать воспитание детей. И если он не может благотворно влиять на свою старую семью, то лучше постараться, чтобы она совсем его забыла, это будет более честно. Хотя, разумеется, свои материальные обязательства по отношению к покинутым детям он должен нести по-прежнему.
Вопрос о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно. Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят их воспитать как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не доводить до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение” [4].
“Следующий вопрос, на который нужно обратить самое серьезное внимание, - это вопрос о цели воспитания. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть” [4].
А.С. Макаренко об ответственности
А.С.Макаренко, говоря об ответственности, был убежден в том, что она, прежде всего, должна быть перед самим собой, и отмечал:
“Ответственность. Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, а в том еще, что человек и без наказания чувствует себя неловко, если по его вине испортилась или уничтожена вещь. Именно такую ответственность нужно воспитывать у советского гражданина, и именно поэтому не нужно наказывать за порчу вещей или грозить наказанием, а нужно, чтобы ребенок сам увидел тот вред, который он принес небрежным обращением с вещью, и пожалел о своей небрежности. Об этом ребенку нужно, конечно, сказать, нужно объяснить ему все результаты небрежности, но еще полезнее будет, если ребенок на собственном опыте почувствует эти результаты. Если ребенок, к примеру, поломал игрушку, не нужно спешить покупать новую, не нужно и выбрасывать ее, а необходимо, чтобы некоторое время эта игрушка была на глазах у ребенка и требовала ремонта. Нужно, чтобы отец или мать говорили и совещались о ремонте этой игрушки, чтобы ребенок видел, что он причинил лишнюю заботу родителям, что они относятся к игрушке более внимательно и заботливо, чем он. А когда игрушка будет отремонтирована, полезно будет, если отец или мать, шутя, скажут:
- Она теперь хороша, только что ж, давать ли ее тебе или не давать? Ведь ты небрежно будешь с ней обращаться и снова поломаешь?” [3]
Отмечал он и то, что ребенок должен сам осознавать свою вину, без подсказок родителей.
“В таких случаях ребенок начинает понимать, что его поступки приводят к некоторым неприятным последствиям, у него появится ощущение естественной ответственности. Но чем ребенок старше, тем эта естественная ответственность должна быть для него обязательнее и привычнее. Если и теперь он проявляет недопустимую небрежность, уже не нужно шутить с ним и вызывать чувство ответственности, а нужно самым серьезным тоном потребовать большего порядка, допуская даже и такое выражение:
- Это безобразие. Постарайтесь, чтобы таких случаев больше не было!
В особенности важно воспитывать ответственность в тех случаях, когда затрагиваются интересы других членов семьи или даже интересы общественные”.
Если в семье есть правильный коллективный тон, это воспитание проводить очень нетрудно.
А. С. Макаренко о важности воспитания дисциплины у ребенка
Одним из важнейших факторов хорошего воспитания А.С.Макаренко считал дисциплину.
“...Один режим должен быть в большой семье, где много детей, и совершенно иной в такой семье, где один ребенок. Режим, полезный по отношению к малым детям, может принести большой вред, если его применять к более взрослым детям. Точно так же свои особенности имеет режим для девочек, в особенности в старшем возрасте.
Таким образом, под режимом нельзя понимать что-то постоянное, неизменное. В некоторых семьях часто делают такую ошибку, свято верят в целебность раз принятого режима, берегут его неприкосновенность в ущерб интересам детей и своим собственным. Такой неподвижный режим скоро становится мертвым приспособлением, которое не может принести пользы, а приносит только вред.
Режим не может быть постоянным по своему характеру именно потому, что является только средством воспитания. Каждое воспитание преследует определенные цели, причем эти цели всегда изменяются и усложняются. В раннем детстве, например, перед родителями стоит серьезная задача — приучить детей к чистоте. Стремясь к этой цели, родители устанавливают для детей особый режим, т. е. правила умывания, пользования ванной, душем или баней, правила уборки, правила соблюдения чистоты комнаты, постели, стола. Такой режим должен регулярно поддерживаться, родители никогда не должны забывать о нем, следить за его выполнением, помогать детям в тех случаях, когда они сами не могут что-либо сделать, требовать от детей хорошего качества работы. Если весь этот порядок организован хорошо, он приносит большую пользу, и, наконец, наступает такое время, когда у детей образуются привычки к чистоте, когда сам ребенок уже не может сесть за стол с грязными руками. Значит, можно уже говорить о том, что цель достигнута. Тот режим, который был нужен для достижения этой цели, теперь становится излишним. Конечно, это вовсе не значит, что его можно отменить в течение одного дня. Постепенно этот режим должен заменяться другим режимом, который преследует цель закрепить образовавшуюся привычку к чистоте, а когда эта привычка закреплена, перед родителями возникают новые цели, более сложные и более важные. Продолжать и в это время возиться только с чистотой будет не только излишней тратой родительской энергии, но и вредной тратой...” [3]
Был уверен в том, что режим воспитания должен соответствовать его целям.
“Первое, на что мы обращаем внимание родителей,— это следующее: какой бы вы ни выбрали режим для вашей семьи, он должен быть, прежде всего, целесообразен. Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети. Во всяком случае, и в ваших глазах, и в глазах детей режим должен иметь характер разумного правила. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими, то дети должны понимать, что такой порядок необходим для того, чтобы облегчить работу матери или домашней работницы, а также и для того, чтобы несколько раз в день собраться всей семьей, побыть вместе, поделиться своими мыслями или чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то дети должны понимать, что это необходимо и из уважения к труду людей, производящих пищевые продукты, и из уважения к труду родителей, и из соображений семейной экономии. Мы знаем и такой случай, когда родители требовали, чтобы дети за столом молчали. Дети, конечно, подчинялись этому требованию, но ни они, ни родители не знали, для чего введено такое правило. Когда родителей спросили об этом, они объяснили, что если за обедом разговаривать, то можно из-за этого подавиться. Такое правило, конечно, бессмысленно: у всех людей принято за столом беседовать, и от этого никаких несчастных случаев не происходит” [3].
Еще одним важным свойством каждого режима, по мнению педагога, является его определенность и систематичность. “Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра; если сегодня нужно убрать после себя постель, то нужно это сделать и завтра. Не должно быть так, что сегодня мать потребовала уборки постели, а завтра не потребовала и сама убрала. Такая неопределенность лишает режим всякого значения и обращает его в набор случайных, не связанных между собой распоряжений. Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений, кроме таких случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами. Как правило, же, в каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребенка, и чем родители строже будут следить за выполнением режима, тем все меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придется прибегать к наказаниям.
Вывод по Главе 1
Семейство, как педагогическая система несет в для себя надлежащие функции: репродуктивное, био воспроизводство населения, это главная функция, но не считая данной есть весь ряд общественных функций семьи, между коих производственно-хозяйственная, организация досуга изнутри семьи, и важная функция семьи - это воспитательная функция, т. е. социализация юного поколения. Семейство выделяет ребенку почвы интеллектуального, морального и физиологического становления. Кроме функций, которые несет в для себя семейство, она например же содержит собственные задачки и основы.
Обобщая всевозможные систематизации стилей и типов домашнего воспитания, возможно отметить надлежащие стили домашнего воспитания: авторитарный - строгий контроль, угнетение желаний ребенка; демократичный - реализован на почтении, помощи, достаточном контроле, при котором не подавляются стремления ребенка; попустительский - при котором на малыша буквально не обращают интереса, по причине недоступности стремления самих опекунов принимать участие а его жизни и развитии.
Тест прогрессивной практической, образовательной и теоретической литературы разрешает отметить всевозможные по структуре семьи, это эти как: семейство, где раз малыш, многодетная семейство, абсолютная - где наличествуют оба опекуна, и неполная, где раз из опекунов по что или же другой основанию отсутствует. Делая упор на познание структуры семьи, возможно заявить, собственно что становление малыша станет продуктивным в всякий семье, в которой станет уделяться достаточное забота ребенку, естественно при стремлении опекунов его уделять.
Глава 2. Семейное воспитание в современном мире
Крепостные стенки для обороны от непрошеных проникновений не лишь только облегают бытовой очаг, но и делят его жителей. В случае если японская семейство замкнута для сторонних, то британская семейство замкнута ещё и изнутри - любой из ее членов куда более предохраняет неприкосновенность собственной личной жизни. Текстом, душа британца - это его прочность в не наименьшей степени, чем его дом.
Британец обычно чурается лишней фамильярности, избегает проявлений духовной близости. В его духовном мире есть какая-то зона, куда он не допускает в том числе и самых ближайших. Меж личностью и семьей в Великобритании есть, наверное, больше высочайшие препятствия, чем меж семьей и социумом.
В целом британский тип жизни акцентирует общепризнанных мерок подходящего поведения, что, естественно, непросто совмещается с распущенностью характеров. Романтические интриги, замужние измены - всего сего в разговорах просто не принято прикасаться. Не вследствие того, собственно что беседы о сексе числятся неприличными. Британцы уходят от их по что же основанию, по которой избегают болтать со своими людьми о собственных делах и доходах. Завлекать забота к любовным похождениям собственным или же посторонним в Лондоне настолько же некстати, как хвастаться свежей автомобилем или же проявлять интерес, сколько собеседник наваривает. В представлении британцев район интимных отношений - как изнутри семьи, например и за пределами ее - лежит по иную сторону священных этапов личной жизни.
В представлении японцев, итальянцев и множества иных народов семейство - это как бы гавань, откуда человек отчаливает в самостоятельное купание и куда он возобновилворотится во время актуальных бурь. Британцы же не планируют на помощь со стороны ближайших членов семьи в случае каких-то проблем, но, с иной стороны, не чувствуют по отношению к ним ощущения долга или же ответственности. Это, вобщем, быстрее британская, чем английская линия, наименее свойственная многосемейным ирландцам, а ещешотландцам с их кланами.
Домашние связи, понятие схожего долга ослаблены в Великобритании правом первородства. Все актив (а в аристократических семьях и титул) исстари перебегает по наследию 1только старшему отпрыску. Его другие братья и сестры в принципе не получают ничего и обязаны организовывать собственную судьбу автономно. Не в образчик французам или же германцам британцы всякий раз меньше хлопотали о приданом для дочерей. Опекуны тут и ныне изредка проделывают какие-либо сбережения нарочно для такого, дабыпосле чего дать их потомству. Они до этого всего желают гарантировать ребятам добрый старт в жизни и выталкивают птенцов из гнезда, как лишь только испытывают, собственно что они имеют все шансы обучаться летать автономно.
Стоит отметить, собственно что в японской семье, где еще есть право первородства, дело обстоит абсолютно по другому. Отчий дом, а на селе домашний одел играют там роль некоего страхового фонда, к которому при надобности вправе обращаться все родственники. Полностью наследуя отцовское актив, старший отпрыск в одно и тоже времявоспринимает на себя роль и обязанность руководители семьи, при этом не лишь только по отношению к пожилым опекунам, но и к младшим братьям. В случае если некто из ихсохранился без работы, он имеет возможность планировать, собственно что его супругу и ребят всякий раз приютят в родительском жилище.
В Великобритании же сама мысль о том, дабы некоторое количествонесколько поколений жили под одной крышей, видется абсолютно не совместимой с канонами личной жизни. Английские бабули имеют все шансы довольно обожать собственных внуков, они с наслаждением станут потчевать их по субботам и воскресеньям, они охотно поймут их к для себя на пару месяцов во время отпуска опекунов. Но они ни разу не дадут согласие быть для их неизменными бесплатными няньками, очень ценя собственную свобода.
Британская семейство меньше ограждает малыша от наружного мира. И воздействие опекунов, стало быть, осознанно уступает личный ценность воздействию общественнойсреды. Малыша воспитывают так, дабы он испытывал себя в фирмы собственных сверстников и наставников в подобный же степени жилища, как в личной семье. Он с малолетства испытывает себя не лишь только самостоятельной, но и социально серьезной личностью.
Британский молодой человек как правило владеет наименьшим багажом познаний, но большущим навыком человечных отношений, большущим умением производить себя в обществе зрелых, чем его забугорные сверстники. Его подчиненность личной семье меньше связывает его. Но но несмотря на все вышесказанное он полнее сознает собственныеправа и прямые обязанности в личном общественном окружении. В случае если интеллектуальное и эмоциональное становление юного британца, вполне вероятно, идет медлительнее, чем у юношей в иных государствах, он, как правило, случается прежде подготовлен к роли в социальной жизни, чем какого-либо другого обустроен важными для сего способностями.