Файл: История развития авторского права в России и за рубежом (история развития авторского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Тема данной курсовой работы «История развития авторского права в России за рубежом». Авторское право появилось лишь в начале XIX веке (1828г.), где право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, которым можно торговать. Сто семьдесят лет, прошедших с того дня, это сравнительно небольшой отрезок времени для развития отрасли права. Некоторые проблемы, поднимаемые в прошлом веке актуальны и сегодня. Если юридическая конструкция многих правовых институтов, давно получивших силу в гражданском обществе, как например права собственности, далеко не успела выясниться, составляет предмет спора для ученых, то тем более можно ожидать отсутствия определенности в построении такого молодого института, как авторское право. "С тех пор, — замечает проф. Табашников, — как положительные законодательства приняли это злополучное право под свою защиту, оно носится по горизонту науки безо всякого определенного назначения, и по дуновению того или иного ученого или легко передвигается с одного места на другое, или же парит в пространстве, подобно птице, высматривающей место, куда ей удобнее было бы спуститься."

Сегодня авторское право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки и искусства, большинство российских ученых справедливо рассматривают в качестве особого института гражданского права. Такого же мнения придерживался в своих работах Шершеневич, критикуя бытующие в его время теории, такие как "теория, признающая авторское право за право собственности", "теория, основывающая авторское право на договоре между автором и публикой", "теория, считающая авторское право правом личности" и "теория, отвергающая субъективное авторское право".

Институт авторского права заключает в себе специальные и своеобразные черты, отличающие его от всех других институтов гражданского права. Институтом этим охраняются не только имущественные интересы авторов, но также и их права и интересы личные — нравственные и духовные. Вместе с тем этим институтом затрагиваются интересы общественные — интересы культуры и просвещения. Благодаря этому правоотношения, нормируемые законом об авторском праве, выходят далеко за пределы частногражданских отношений и приобретают исключительный интерес — как юридический, в виду своеобразной правовой конструкции этого права, так и общественный, в виду предъявляемых к нему требований культурно-просветительского свойства.


Актуальность темы данной курсовой работы состоит в теоретической и практической значимости авторского права в России и за рубежом и роли в гражданско – правовом развитии Российской Федерации. Авторское право регулирует отношения, связанные с производством и обменом результатов интеллектуального труда, которые сохраняются вне трудового процесса. Вместе с тем создаваемые произведения не отделимы от их авторов, и поэтому права последних носят личный и исключительный характер. Данные обстоятельства оказывают существенное влияние на правовое регулирование авторских отношений, предопределяя выделение норм авторского права в относительно самостоятельное подразделение.

Объект исследования – общественные отношения, возникающие в процессах авторского права, а также применение правил авторского права.

Предметом исследования данной курсовой работы являются нормы гражданского права Российской Федерации, определяющие положение, принципы и условия авторского права.

Целью работы является изучение истории и анализ авторского права в России и за рубежом.

Задачи исследования:

–дать понятие авторскому права;

– осветить основные исторические этапы развития авторского права;

– рассмотреть общую историю развития авторского права в России и за рубежом;

Теоретическую основу исследования составили труды видных отечественных специалистов в сфере гражданского права, таких как Антимонов Б.С., Флейшиц Е.А. Гаврилов Э.П Гордон М.В. Грингольц И.А.

Методологическую основу исследования составили такие методы как анализ и синтез, индукция и дедукция, восхождение от абстрактного к конкретному

Структура курсовой работы обусловлена целями и задачам курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих 6 параграфов, заключения и списка используемой литературы.

Глава 1. История развития авторского права.

1.1 Понятие авторского права

Конечным результатом интеллектуального творчества является интеллектуальный продукт или объект интеллектуальной собственности. Конкретный перечень признаваемых объектов интеллектуальной собственности обычно соответствует уровню развития общества. В прошлом к объектам интеллектуальной собственности относились в основном произведения науки, литературы и искусства, а также изобретения в различных областях человеческой деятельности. С развитием общества к списку признаваемых объектов интеллектуальной собственности не только добавлялись новые – кинофильмы, компьютерные программы, базы данных, исполнения, фонограммы, передачи организаций вещания, полезные модели, торговые марки, фирменные наименования, селекционные достижения и т.д., но и были исключены известные ранее объекты. Изменение признаваемых объектов интеллектуальной собственности особенно стало заметным в последние годы.


Такие результаты интеллектуальной деятельности, как произведения науки, литературы и искусства занимают особое место среди объектов интеллектуальной собственности. Их законодатель поставил на первое место. И это не случайно, поскольку такого рода деятельность открывает широкий доступ ко всем достижениям культуры, способствует развитию творчества.

Так, в ст.51 Конституции Республики Беларусь говорится, что каждый имеет право на участие в культурной жизни. Это право обеспечивается общедоступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящихся в государственных и общественных фондах, развитием сети культурно-просветительских учреждений. Свобода художественного, научного, технического творчества и преподавания гарантируется. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Государство содействует развитию культуры, научных и технических исследований на благо общих интересов.

В соответствии с современными представлениями интеллектуальная собственность включает в себя в основном две крупные категории объектов – объекты авторского права и смежных прав, а также объекты промышленной собственности.

Понятие «авторское право» применяется для обозначения таких результатов интеллектуальной деятельности, как произведения литературы, науки и искусства. Исходя из вышеизложенного, можно дать определение понятия «авторское право».

Авторское право – это система норм права, регулирующая личные неимущественные и имущественные отношения, возникающие с созданием и использованием произведений науки и искусства.

Также авторское право понимается как предоставляемое законом исключительное право автора произведения объявить себя создателем этого произведения, воспроизводить его, распространять или доводить его до сведения публики любыми способами и средствами, а также разрешать другим, лицам, использовать произведение определенными способами.

Авторское право представляет собой особый гражданско-правовой институт, который отличается рядом особенностей от родственных институтов, регулирующих отношения, связанные с творчеством (изобретательское право, право на промышленный образец, полезную модель).

Сфера действия авторского права довольно широкая. В соответствии со ст. 991 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, существующие в какой-либо объективной форме:

- на территории Республики Беларусь независимо от гражданства авторов и их правопреемников;


- за пределами границ Республики Беларусь и признается за авторами – гражданами Республики Беларусь и их правопреемниками;

- за пределами границ Республики Беларусь и признается за авторами (их правопреемниками - гражданами других государств) в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Авторское право призвано решать следующие задачи:

-способствовать созданию наиболее благоприятных условий для творческого труда путем предоставления субъектам авторского права и смежных прав надежной правовой охраны их личных неимущественных и имущественных интересов;

-обеспечить широким слоям населения доступ к произведениям науки, литературы и искусства в целях образования, воспитания, повышения культурного уровня.

Данные задачи реализуются в законодательстве на основе научных принципов – основополагающих положений, обязательных для всего законодательства об авторском праве и смежных правах.

Так как авторское право является частью гражданского права, поэтому ему присущи принципы как общие для гражданского права в целом (такие как, юридическое равенство сторон, инициативность, диспозитивность, защита прав и интересов сторон, осуществление обязанностей, так и характерные только для данного института, к которым относятся:

свобода творчества. Этот принцип проявляется в гарантии со стороны государства создания возможностей для занятия творческой деятельностью, вовлечения новых творческих дарований в процесс научного и художественного развития; сочетание личных интересов автора с интересами общества. Исходя из этого принципа обеспечивается баланс личных интересов авторов, заинтересованных в признании и осуществлении принадлежащих им прав, включая право извлекать имущественную выгоду от использования созданных ими произведений и всего.

Также наряду с изложенным авторское право предусматривает и другие специфические правовые принципы, например, обеспечение реальной возможности творческих дарований, гарантированность прав автора.

1.2 Развитие авторского права в России

В России первые законы, регулирующие авторские отношения были приняты в 1828 году. Дело в том, что книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII века считалось государственной монополией. Лишь потом появляются первые частные типографии, но доминирующее положение государства сохраняется еще несколько десятилетий. Отсутствие конкуренции в России между книгоиздателями послужило причиной тому, что не было объективных предпосылок для появления авторского права.


На всем протяжении истории в России господствовала цензура. Причем на первых порах становления авторского права привилегии на издание произведений выдавались не авторам, а издателям, а цензуру совершенно не интересовало, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Только грубые нарушения со стороны некоторых издательств — сознательное введение публики относительно авторов распространяемых книг вынудило правительство принять соответствующие меры.

В Цензурном уставе 22 апреля 1828 г. впервые помещены 5 статей о сочинителях и издателях книг в виде приложения к Цензурному уставу. Издано того же числа Высочайшее утвержденное Положение о правах сочинителей. По этому закону, составляющему основу дальнейшего законодательства, срок авторского права определен в 25 лет со смерти автора. Затем последовало Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета 8 января 1830г. "О правах сочинителей, переводчиков и издателей", дополнившие правила 1828 г., решив вопрос об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. В этом законе право сичинителей признается уже правом собственности, и постановлено, "что если сочинитель или его правопреемник сделает новое издание книги за пять лет до истечения срока исключительного права, то право сие остается в его пользу еще на десять лет сверх двадцатипятилетнего срока". Наконец, в 1857 году Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета от 15-го апреля 25-летний срок продлен до 50 лет.

Постановления о музыкальных и художественных произведениях были изданы еще позже, именно: Высочайше утвержденным мнением Государственного Совета 9 января 1845 года правила о сочинителях дополнены были постановлениями, относящимися к музыкальной собственности, а 1 января 1846 года было издано Высочайше утвержденное Положение о собственности художественной.

К концу XIX века стало совершенно очевидно, что частичное усовершенствование правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Понадобилось более 13 лет, чтобы закон был принят 20 марта 1911 года. Он назывался "Положением об авторском праве" и был составлен на основании лучших западноевропейских законодательств того времени, с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. В законе раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты, также закон содержал отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Закон впервые закрепил право авторов на перевод их произведений.