Файл: Реформа электроэнергетики в России (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЕ И МЕСТО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЕ И МЕСТО ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ В РОССИИ
1.1Структура электроэнергетики в России
1.2 Влияние реформ электроэнергетики Росси на влияние тарифов
ГЛАВА 2. РЕФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ РОССИИ И КК ИТОГИ
2.1.Статистический анализ последствий реформ в электроэнергетике России
2.2 Необходимость реформирования электроэнергетики и ее итоги
Вышеперечисленные факторы, стали причинами коренной реформы РАО ЕЭС России в 2000-х годах, преобразования нацелены на формирования двух секторов, прежде всего это передача и распределение (характеризуется наличием нескольких монополистов), а также генерация и сбыт электроэнергии (подразумевает наличие конкуренции) [2].
Целями реформирования являлось: «обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики и социальной сферы, повышение эффективности производства и потребления электроэнергии, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей. Стратегической задачей реформирования являлся перевод электроэнергетики в режим устойчивого развития на базе применения прогрессивных технологий и рыночных принципов функционирования, обеспечение на этой основе надежного, экономически эффективного удовлетворения платежеспособного спроса на электрическую и тепловую энергию в краткосрочной и долгосрочной перспективе» [10].
Стоит отметить, что, начиная с 1990-х годов, во многих странах мира проводится реформирование электроэнергетики.
Анализ динамики показывает, что в ходе реформы энергосистемы страны произошел серьезный рост цен: они выросли почти в 5,7 раза. По мнению Селиверстовой И.А. «.. .причина такого роста цен заключается в маржинальном принципе ценообразования так называемой равновесной цены на оптовом рынке электроэнергии (мощности), в результате чего потребители покупают электроэнергию с рынка по самой высокой цене»
Энергетическая стратегия России предполагает выполнение задач по обеспечению потребностей социально-экономического развития страны энергетической продукцией и услугами по объему, номенклатуре и качеству, гарантирующими энергетическую безопасность страны и надежность производственной структуры энергетики. Задача же по совершенствованию территориально-производственной структуры ТЭК предполагает гармоничное энергетическое развитие российских регионов, создание новых топливно-энергетических и энергопромышленных комплексов, стимулирующих развитие российских регионов, экономически обоснованное развитие распределенной генерации, использование местных энергоресурсов и возобновляемых источников энергии [7].
А обеспечение технологической независимости энергетического сектора России предполагает стимулирование инновационного импортозамещения, развитие национального рынка высокотехнологичной продукции и технологий, повышение технологической конкурентоспособности российского ТЭК вплоть до активного участия России в формировании мировых технологических трендов.
В энергетической стратегии до 2035 года были обозначены внешние вызовы, характерные для электроэнергетической отрасли. Важнейшими внешними вызовами российской электроэнергетики являются масштабная трансформация и нестабильность мировых энергетических рынков, а также чрезмерная зависимость оборудования и инновационных технологий от импорта.
В то же время электроэнергетика России сталкивается с комплексом внутренних проблем, которые в совокупности с задачами развития электроэнергетики России. Внутренние проблемы развития энергетики России исследованы автором на основе анализа ключевых показателей, характеризующих состояние отрасли, к числу которых относятся объемы выработанной и потребленной электроэнергии, коэффициент использования и структура установленной мощности электростанций, уровень износа основных производственных фондов и другие.
Россия является четвертой после США, Китая и Японии страной по объему установленной мощности. За 2010-2015 гг. установленная мощность электростанций России возросла с 214,9 ГВт до 235,3 ГВт, главным образом, за счет ввода новых генерирующих мощностей в ходе реформирования отрасли, что свидетельствует о результативности реформ в данном направлении. Структура установленной мощности российской электроэнергетики в 2010-2015 гг. отличается стабильностью. Наибольший (около 68%) удельный вес в структуре установленной мощности приходится на тепловые станции, удельный вес гидроэлектростанции составляет около 20%, атомных электростанций – не многим более 11%. В целях достижения устойчивой структуры генерирующих мощностей ЭС-2035 предусматривается развитие всех типов электростанций, в том числе малых распределительных генерирующих установок и электростанций, работающих на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ). Последние представлены в России, главным образом, гидроэнергетикой, также с 2015 года в России функционируют 3 геотермальные, 23 солнечные и 29 ветряных электростанций. В настоящее время главной проблемой использования возобновляемых источников энергии является их низкая конкурентоспособность. В то же время Россия обладает значительным потенциалом развития возобновляемой энергии, что превращает Россию потенциального «зеленого гиганта» энергетики. Производство электроэнергии на основе ВИЭ в 2015 году составило 2,3 млрд. к Вт-ч, что составляет 0,22% от общего объема производства электроэнергии и является крайне низким. В мировом энергобалансе в 2015 году доля возобновляемых источников энергии составляла около 6%. Стратегическим ориентиром ЭС-2035 является рост производства электроэнергии на основе ВИЭ в 13-20 раз (с 2,3 млрд кВт*ч в 2015 году до 29-46 млрд кВт*ч в 2035 году), которого предполагается достичь за счет привлечения инвестиций в сектор ВИЭ и повышения их экономической эффективности на основе отечественных научных разработок. Установленная мощность объектов генерации на основе ВИЭ к 2024 гоу должна составить 5,9 Гвт. Развитие возобновляемой энергетики в России нуждается активной государственной поддержке и стимулировании, в том числе, на основании использования механизмов налогообложения. В свою очередь, развитие возобновляемой энергетики позволит обеспечить устойчивый экономический рост и энергетическую безопасность России, особенно в отдаленных районах.
Важной причиной низкого уровня эффективности электростанций является значительный объем устаревшего энергетического оборудования. Поэтому главным внутренним вызовом энергетической политики России является необходимость глубокой и всесторонней модернизации электроэнергетики. Сведения о степени износа основных фондов коммерческих организаций России, за исключением субъектов малого предпринимательства, в сопоставлении с показателями по виду деятельности производства и распределения электроэнергии, газа и воды за 2004-2015 гг. представлены нами по данным Росстата России.
Согласно сведениям, степень износа основных фондов электроэнергетики составляла 54,5%, что превышало среднее значение по всем ви ㅤдам экономической деятельности (43,5%). В результате реформирования отрасли степень износа основных фондов в электроэнергетики в 2015 году сократилась до 40,2%, при сред ㅤнем значении по всем видам экономической деятельности, составившем 48,2%.
Однако доля вновь введенного оборудования энергетического оборудования в России за последние годы остается достаточно низкой. Недостаточные инвестиции в обновление основных производственных фондов, а также в их реконструкцию и модернизацию могут привести к техническим ограничениям и снизить надежность энергоснабжения потребителей. Проблема физического и морального устаревания электроэнергетического оборудования является очень острой и представляет угрозу энергетической безопасности России. Высокий уровень изношенности энергетического оборудования увеличивает также риски возникновения аварий на объектах электроэнергетики. [15] Только вывод из эксплуатации устаревшей инфраструктуры и масштабные инвестиции в новые эффективные мощности позволит повысить конкурентоспособность и эффективность отечественных энергетических компаний, улучшит экологические характеристики отрасли, снизит риски возникновения аварий. Даже при условии низких темпов роста спроса на электроэнергию в средне – и долго ㅤсрочной перспективе важнейшим приоритетом остается реконструкция и модернизация мощностей генерации, что может стать гарантией для развития отечественной промышленности. Актуальной проблемой является разработка нового механизма привлечения инвестиций в электроэнергетику после реализации уже заключенных договоров поставки мощности 2011-2015 гг., в том числе путем совершенствования системы налогового стимулирования инвестиционной и инновационной активности в отрасли. Целевым показателем ЭС-2035 является рост среднегодовых инвестиций в энергетический сектор в 1,15-1,25 раза после преодоления краткосрочного спада
Таким образом, анализ производственных показателей, свидетельствует о том, что электроэнергетика России находится в стадии активного развития. Дальнейший успех реформы во многом будет определяться своевременностью и полнотой обеспечения отрасли инвестициями и прогрессивными технологиями
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Рассматривая система предполагает возврат вложенных инвестиций энергетическим компаниям в долгосрочной перспективе. Также внутренний механизм подразумевает сдерживание роста тарифов и снижение издержек поставщиков электроэнергии. Потребители также остаются в плюсе, так как получают обоснованное изменение цен и более надежную технологически обновленную систему подачи электричества.
Подводя итог проведённого статистического анализа структуры и динамики основных показателей, характеризующих состояние и перспективы развития электроэнергетики России, можно сформулировать ряд выводов:
1. Роль электроэнергетика в индустриализации страны не поддается оценке, она огромна, но и в настоящее время рассмотренная сфера является источником электрической и тепловой энергии для промышленности и населения России.
2. В связи с природно-климатическими условиями и наличием природного капитала, в разных регионах России, доминируют различные виды генерирующих мощностей.
3. Наблюдается значительное снижение производства электроэнергии в 1990-х годах и рост показателя в последующие периоды, но уровень советского периода еще не достигнут.
4. На сегодняшний момент цели, которые ставились Правительством РФ в ходе реформирования электроэнергетики, не достигнуты: непрекращающийся рост тарифов на электроэнергию; отсутствие инвестиций в развитие инфраструктуры; высокий износ инфраструктуры отрасли.
Реформа отрасли в значительной степени способствовала развитию электроэнерге ㅤтики России. В то же время важнейшими проблемами продолжают выступать технологи ㅤческое отставание от уровня развитых стран, высокий уровень износа основных фондов, низкая доля возобновляемых источников энергии и объектов малой генерации в структуре производства электроэнергии. Вызовом для энергетики России является необходимость энергетического самообеспечения в условиях экономических санкций и высокой зависимости от импорта оборудования, технологий, сервисных, инжиниринговых услуг и капитала. Дальнейший успех реформ в электроэнергетике во многом будет определять ㅤся своевременностью и полнотой обеспечения отрасли инвестициями и прогрессивными технологиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баканач, О.В. Типология регионов РФ по уровню развития промышленного потенциала / О.В. Баканач, К.В. Гаус // Проблемы совершенствования организации производства и управления промышленными предприятиями: Межвузовский сборник научных трудов. 2012. №1. С. 15-21.
2. Береговая, И.Б. О методологии формирования системы оценки
конкурентоспособности предприятий / И.Б. Береговая // Интеллект. Инновации. Инвестиции. ㅤ2010. ㅤ№4. ㅤС. 66-72.
3. Гумбин, М.П. Анализ состояния электроэнергетики России и перспективы развития / М.П. Гумбин // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. ㅤ2014. ㅤ№10. ㅤС. 51-55.
4. Гусева, Н.В. Анализ структуры тарифов на электроэнергию в России и за рубежом / Гусева Н.В., Шевченко Н.Ю., Сошинов А.Г. // Научные труды SWorld. - 2013. Т. 40. ㅤ№4. ㅤС. 5-9.
5. Ермакова, Ж.А. Топливно-энергетический комплекс Оренбургской области: перспективы инновационного развития / Ж.А. Ермакова // ВестникОренбургского государственного университета. ㅤ2006. ㅤ№6-2 (56). ㅤС. 79-84.
6. Зарипов, Э.М. Рост тарифов на электроэнергию для населения и предприятий / Зарипов Э.М., Насырова С.И. // Экономика и социум. ㅤ2014. ㅤ№4-2 (13). ㅤС. 1357 ㅤ1361.
7. Зуева, А.В. Факторы, оказывающие влияние на рост тарифов и себестоимость электроэнергии / Зуева А.В. // Учет, анализ и аудит: проблемы теории и практики. - 2014. ㅤ№13. ㅤС. 63-65.
8. Курбангалеева, Е.Ш. Реформа электроэнергетики: промежуточные итоги, проблемы и перспективы в оценках экспертов / Е.Ш. Курбангалеева, Е.В. Фирсанова, К.В. Симонов // Академия энергетики. ㅤ2011. ㅤ№1 (39). ㅤС. 4-12.
9. Найденова, Н.В. Российская электроэнергетика: после реформы / .В. Найденова // Вестник Саратовской государственной юридической академии. ㅤ2014. ㅤ№5 (100). ㅤС. 133-140.
10. Пестов, И.П. Реформа в электроэнергетике: от интеграции ㅤк кластерному подходу / И.П. Пестов // Актуальные проблемы экономики и права. ㅤ2010. ㅤ№3. - С. 68-74.
11. Родин, А.В. Факторы, влияющие на формирование тарифной политики в электроэнергетике, и социально-экономические последствия ее реализации / Родин А.В. // Вестник Мурманского государственного технического университета. ㅤ2011. Т. 14. ㅤ№1. ㅤС. 210-213.
12. Селиверстова, И.Н. Государственное ценовое регулирование энергетической отрасли России / Селиверстова И.Н. // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия: Общественные и гуманитарные науки. ㅤ2013. ㅤ№1 (130). ㅤС. 103-106.