Файл: Формирование и использование финансовых ресурсов некоммерческих организаций (Понятие финансовых ресурсов некоммерческих организаций и особенности их организации).pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие финансовых ресурсов некоммерческих организаций и особенности их организации
1.2. Порядок расходования финансовых ресурсов некоммерческих организаций
1.3. Финансовая политика некоммерческих организаций
2.1. Анализ практики поддержки СО НКО Санкт-Петербурга
2.2. Участие НКО в государственном заказе
Глава 3. Пути совершенствования финансирования некоммерческих организаций
Виды финансовой поддержки НКО в 2014 и 2015 гг.
(данные реестра)[39]
Вид финансовой поддержки |
2014 (тыс. рублей) |
2015 (тыс. рублей) |
Общая сумма субсидий из бюджета Санкт-Петербурга на реализацию и компенсацию расходов на социально значимые проекты, программы и мероприятия |
842 238 |
478 400 |
Общая сумма субсидий на компенсацию затрат на коммунальные услуги |
2605 |
2083 |
Субсидии на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций за счет средств, поступающих 8 бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета |
- |
36 868 |
Общая сумма целевых субсидий из бюджета Санкт-Петербурга |
31 033 |
185 231 |
Общая сумма: |
1 155 175 |
702 583 |
Как видно из приведенной таблицы (табл. 1), структура выделяемых бюджетных средств выглядит следующим образом: (1) конкурсы субсидии комитетов администрации Санкт-Петербурга, (2) субсидии на компенсацию затрат на коммунальные услуги, (3) субсидии на поддержку СО НКО за счет средств, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга из федерального бюджета, (4) целевые субсидии из бюджета Санкт-Петербурга. Первые три вида государственной поддержки существуют давно, в отличие от программы поддержки социально ориентированных НКО.
Помимо ограничений, связанных с несоразмерными ресурсами участвующих организаций, одной из слабых сторон процедуры предоставления субсидий является то, что они только покрывают расходы на реализованные проекты и не подразумевают авансирования. Эта осторожность государства в инвестировании, граничащая с недоверием сектору, серьезно снижает эффективность процедуры, поскольку выводит за рамки значительное число организаций. Субсидиями могут воспользоваться только те организации, которые обладают дополнительными оборотными средствами и могут позволить себе реализовать проект за собственный счет с последующим возмещением затрат[40].
Вычисленная средняя стоимость проектов и численность профинансированных организаций позволяет сделать вывод о финансовых возможностях и стратегиях комитетов при распределении средств. Учитывая опыт комитета по физической культуре и спорту, можно констатировать, что конкурс субсидий используется для финансирования бывших государственных учреждений, что позволяет внедрить механизмы проектного менеджмента для работы с бывшими государственными учреждениями. А это, в свою очередь, открывает возможности для включения НКО в совместные проекты и не мешает комитету поощрять менее затратные проекты, реализуемые некоммерческими организациями. В то же время, комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными объединениями, комитет по труду и занятости, как правило, финансируют значительное количество небольших проектов. Комитет по социальной политике занимает особое положение, поскольку наравне с субсидиями сотрудники администрируют и компенсацию за коммунальные расходы, и конкурс субсидий на поддержку СО НКО.
2.2. Участие НКО в государственном заказе
Государственный заказ является одним их механизмов аутсорсинга, который ориентирован на избавление от непрофильной деятельности. Отчасти это объясняет тот факт, что государственный заказ практически не задействован в некоммерческом секторе как механизм финансирования социальных проектов.
Однако, как показывает анализ Санкт-Петербургского портала государственных закупок и обзор рабочей группы «Развитие общественных институтов» (Стратегия 2020), государственный заказ является маргинальным для целей реализации социальных проектов усилиями некоммерческих организаций и малого бизнеса. Прежде всего, потому, что эта сфера монополизирована государственными и муниципальными учреждениями[41]. Это связано с тем, что все социальные услуги традиционно предоставлялись государственными учреждениями, и новые принципы и конкурсные процедуры пока не способны преодолеть инерцию существующей системы. Следует отметить, что одним из препятствий для НКО является тот факт, что в конкурсе на предоставление государственного заказа в подавляющем большинстве участвуют крупные лоты, которые требуют наличия у организаций инфраструктуры (например, организация детского отдыха). Этого, конечно, НКО не могут себе позволить. Вместе с тем, многие СО НКО города Санкт-Петербурга являются производителями комплексных высокоспециализированных услуг, которые не выставляются на конкурс. Более того, Постановлением Правительства Санкт-Петербурга был принят «рациональный набор социальных услуг», который планируется закупать у альтернативных поставщиков. Такое ограничение, несомненно, противоречит логике формирования рынка услуг, ориентированного на потребности граждан. Таким образом, спектр предлагаемых на конкурс государственного заказа услуг не учитывает этих особенностей, и большинство услуг представленных на конкурс, являются неспециализированными (клининг, бухгалтерия, транспортные услуги). В результате только незначительное количество НКО участвовали в конкурсах на государственный заказ, среди них можно назвать некоммерческое партнерство «Доверие», Санкт-Петербургскую общественную организацию «Врачи детям», АНО «Партнерство каждому ребенку», АНО «Институт раннего вмешательства».
Так, на основании Закона Санкт-Петербурга «О заказе Санкт-Петербурга» в статье 6 указано, что 5% от суммы средств, предусмотренных на финансирование закупки продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга, могут быть распределены без проведения торгов. Это относится к продукции предприятий Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, общественных объединений инвалидов, имеющих статус всероссийских (общероссийских), и их структурных подразделений, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Позитивная дискриминация в отношении СО НКО, учредителями которых не являются федеральные или региональные органы государственной власти, предусмотрена федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных и муниципальных нужд» №94-ФЗ от 21 июля 2005 г. (вступил в силу в 2014 г.). Государственные и муниципальные заказчики должны будут отдавать не менее 15% от объема закупок СО НКО и малым предпринимателям. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн руб. Кроме того, федеральный закон «О социальном обслуживании населения», который прошел первое чтение в Государственной Думе РФ, также должен создать процедуры участия НКО в конкурсах на получение государственного заказа.
Интересным примером получения государственного финансирования является национальная социальная программа «Бабушка и дедушка онлайн»[42], реализуемая межрегиональной общественной организацией «Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров» (АВИП)[43]. Соглашение подразумевает совместную реализацию программы массового обучения граждан пожилого возраста основам ИКТ и получению государственных услуг в электронном виде. АВИП реализует многочисленные социально значимые проекты, в том числе программу оказания помощи по защите гражданских прав и решению спорных вопросов в различных сферах жизни и деятельности инвалидов, ветеранов; программу оказания гуманитарной помощи; программу «социальная сервисная служба»; программу «социальный туризм для людей пожилого возраста». Учитывая участие ветеранских организаций в конкурсах на получение субсидий, можно утверждать, что конкуренция за государственное финансирование может серьезно увеличиться с приходом организаций, традиционно поддерживаемых государством и отстаивающих массово поддерживаемую повестку дня.
Выводы.
Подводя итог, следует отметить, что механизм государственного заказа как рыночный механизм предоставления социальных услуг чрезвычайно ограничен и требует реформирования. Прежде всего, важным представляется нивелирование монополии государственных учреждений и создание условий для СО НКО (обеспечение инфраструктурой, регулирование налогообложения, решение вопроса о статусе имущества НКО, возможности предоставления кредита), что позволило бы им выйти на рынок наравне с государственными и муниципальными учреждениями и коммерческими организациями. Кроме того, очевидно, что эти механизмы в большей степени отражают компромиссную логику, когда государство частично покрывает расходы СО НКО на определенные проекты, но не предоставляет систематические возможности (в том числе инфраструктурные) для равноправной конкуренции.
Глава 3. Пути совершенствования финансирования некоммерческих организаций
Одним из важнейших инструментов поддержки, развития некоммерческих организаций является государственный социальный заказ. Укажем, что механизм социального заказа уже с успехом работает во многих странах и в ряде регионов России, в рамках реформы бюджетного сектора поставлена задача разработки механизма и законодательного закрепления государственного социального заказа как инструмента ресурсного обеспечения социальных услуг. Поскольку объектом государственного социального заказа могут быть только неприбыльные социальные проекты, нацеленные на предоставление социальных услуг населению, это выводит за рамки участия в подобных мероприятиях бизнес-сектор. В то же время, при дальнейшем развитии конкурсного распределения бюджетных средств, социальный заказ – это действительно реальный механизм создания конкурентной среды в сфере социальных услуг. В таком варианте каждый участник социального проекта или программы берет на себя функции, «посильные» для реализации: государство выступает в роли заказчика, определяет цели (формирует государственный заказ), проводит конкурсный отбор наилучших поставщиков социальных услуг, осуществляет контроль за результатами деятельности. Реальную же работу берут на себя некоммерческие организации, предпочтительно НКО, способные наиболее эффективно производить соответствующие социальные услуги. Полноправным участником может и должен стать бизнес-сектор как субъект, софинансирующий проекты и программы в рамках государственного социального заказа, но получающий за это фиксированные преференции от органов власти соответствующего уровня. С 1 января 2014 г. вступил в действие закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ)[44].
В рамках как действующего российского законодательств не предусмотрен иной заказчик, кроме государства и органов местного самоуправления. Для повышения эффективности всей процедуры по использованию бюджетных средств, в число участников системы формования и финансирования социального заказа необходимо включать бизнес-сектор, который рассматривается нами как один из субъектов социальной политики[45].
С целью совершенствования финансирования негосударственных некоммерческих организаций и активизации их деятельности по решению социальных задач целесообразна диверсификация источников финансирования, включающая схему конкурсного распределения бюджетных средств и процедуру привлечения бизнес-сектора к финансированию и распределению средств для реализации социально значимых проектов НКО. Прежде всего, необходимо использовать схему конкурсного отбора участников на получение финансирования социальных проектов не только из бюджетных средств, но и из средств спонсоров (бизнес-сектора). Проводимые в настоящее время конкурсы по размещению городских и муниципальных заказов на производство социальных услуг финансируются из бюджета, то есть сегодня конкурс является механизмом реализации программ социальной политики государства, но без привлечения спонсорских средств. Спонсоры размещают свои ресурсы по собственным правилам, применяемым каждым из них самостоятельно, зачастую выбор происходит случайным образом. Целесообразно распространить конкурсные процедуры на «частые деньги» спонсоров.
Схема конкурсного распределения бюджетных и «спонсорских» средств предполагает два основных этапа:
1) распределение бюджетных средств для производства социальных услуг. Часть средств государственного бюджета, выделяемая для финансирования социальных проектов, должна быть распределена и выделена в рамках конкурсного финансирования некоммерческим организациям, решающим социальные задачи, при этом приоритет отдается негосударственным структурам, как более эффективным. Положительно зарекомендовавшие себя НКО могут рассчитывать на стабильное финансирование собственной проекторной деятельности при соблюдении ряда условий, среди которых такие как значительный стаж работы организации на рынке; активное и эффективное участие организации в решении городских (региональных) социальных проблем;
2) привлечение и распределение средств бизнес-сектора (спонсоров), как дополнительный метод активизации взаимодействия государства, бизнеса и третьего сектора. Это создает условия для децентрализация субъектов социальной политики и диверсификации источников финансирования производства социальных услуг. Бизнес-сектор получает в таком случае возможность финансирования отдельных социальных программ в рамках задач государства по своему усмотрению, но на конкурсной основе. Государство берет на себя обязательство учитывать потраченные по данной схеме ресурсы при определении налогооблагаемой базы и уплате налогов бизнес-структурой, заявившей о желании участвовать в подобных проектах. Риски и трудности, которые могут возникнуть, преодолимы за счет мероприятий по контролю за спонсорской деятельности организаций со стороны органов государственной власти в части распределения средств[46].