Файл: Организационно-правовые формы спортивных организаций и объединений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Одним из основных недостатков индивидуальной предпринимательской деятельности и функционирования единоличного владения являются трудности в накоплении достаточных финансовых ресурсов для инвестирования в расширение своего производства и его модернизацию. Другими словами, единоличному владению достаточно трудно вырасти в крупное предприятие за счет собственных средств. Конечно, существует возможность расширения бизнеса за счет банковского кредита. Однако, как отмечалось нами выше, банки весьма неохотно кредитуют малый бизнес, а если и кредитуют, то на сроки, не превышающие одного года. Выход из создавшегося положения может быть найден, если предпринимателю-владельцу частного предприятия удается найти компаньона, то есть партнера по бизнесу, располагающего необходимыми финансовыми средствами. Таким партнером может стать как физическое, так и юридическое лицо. Партнерство закрепляется соответствующим соглашением в установленном законом порядке. Таким образом, возникает новое юридическое лицо, которое в российской практике именуется товариществом. Обычно различают полное и коммандитное товарищество (последнее также называют товариществом на вере).

Специфика организации партнерств предопределяет их достоинства и недостатки. В частности, неограниченная солидарная ответственность накладывает свой отпечаток на управление фирмой, – решения в полном товариществе принимаются только единогласно, так как каждый участник несет солидарную ответственность (то есть каждый отвечает по финансовым обязательствам своего партнера). Следовательно, в партнерствах в определенной мере утрачивается оперативность в управлении из-за возможных разногласий участников.

Второй важный недостаток для партнерства представляет то обстоятельство, что риск банкротства фирмы непосредственно связан с личным благосостоянием его участников и солидарной ответственностью. Указанные недостатки делают нецелесообразным образование партнерств в промышленности и иных капиталоемких производствах; сфера их действия – спортивный бизнес, торговля, сельское хозяйство, аудит, юридические услуги. Партнерства имеют и неоспоримые преимущества. К ним можно отнести:

• Расширение специализации за счет закрепления за каждым из компаньонов определенной сферы деятельности;

• Приток новых капиталов, что дает возможность расширения бизнеса. Кроме того, полная ответственность служит дополнительной гарантией при получении кредита от коммерческого банка;


• Если в партнерство вливаются новые люди и организации различной профессиональной ориентации и с новыми знаниями, то это дает возможность диверсифицировать бизнес, действовать более широко и по нескольким направлениям, что в целом делает партнерство более стабильным предприятием.

1.3 Акционерные общества

Акционерная форма собственности представляет собой иную форму организации бизнеса по сравнению с ранее рассмотренными. Это новое качество приобретается акционерным обществом за счет появления нового инструмента привлечения внешних капиталов из всех возможных источников финансирования – посредством акций, эмитируемых акционерным обществом. В современной мировой экономике акционерные общества – наиболее приемлемая организационно-правовая форма для средних и крупных предприятий. Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих права и обязанности акционеров по отношению к обществу.

Различают закрытые акционерные общества – ЗАО (частные корпорации) и открытые – ОАО (публичные корпорации). Основное различие данных форм состоит в том, что акции ЗАО могут быть проданы акционером третьим лицам лишь с согласия других акционеров этого общества, в то время как в ОАО такое ограничение отсутствует, и акции продаются всем желающим. Основная часть акций в ЗАО, как правило, принадлежит работникам данного предприятия или его руководителям, которые получают дивиденды по акциям в качестве дополнительного дохода к заработной плате.

Это обстоятельство положительно сказывается на мотивации работников этого предприятия к производительному труду, то есть осуществляется принцип, когда работники предприятия одновременно являются его владельцами. При такой форме деловой организации предприятия разрешаются проблемы, которые имели место в полном товариществе. Самое важное – это то, что каждый акционер несет теперь ограниченную ответственность. Инвестор, сделавший вклад в уставный капитал предприятия, может быть теперь уверен, что его личное имущество не может быть отчуждено. Если предприятие обанкротится, то самое большее, что потеряет акционер – это свой взнос в виде платы за акцию. Организация предприятия в форме ЗАО предпочтительна для средних и малых фирм, которым не требуются единовременные крупные инвестиции и где важна «закрытость» управления компанией. Значительно большими возможностями по привлечению капиталов из внешних источников обладает открытое акционерное общество (ОАО). Такая мобилизация финансовых ресурсов осуществляется за счет выпуска (эмиссии) ценных бумаг с последующей их продажей всем желающим. Капитал, полученный таким образом, корпорация получает в пожизненное пользование и может направлять его на производство, научные исследования, рефинансирование задолженности и другие цели по собственному усмотрению. В отличие от банковского, по привлеченному за счет ценных бумаг капиталу не требуется платить проценты. величины компании и других факторов. [11, 10]


В сфере физической культуры и спорта в виде акционерных обществ создано достаточно большое количество крупных спортивных организаций как в нашей стране, так и за рубежом. Так, известный в Европе футбольный клуб «Манчестер Юнайтед» имеет статус открытого акционерного общества; акции клуба обращаются на фондовом рынке и их могут приобрести все желающие. Победы «Манчестер Юнайтед» на футбольных полях Англии и Европы обеспечивают ему высокие доходы, часть из которых в виде дивидендов выплачивается акционерам клуба. Таким образом, соблюдается определенный баланс интересов: с одной стороны, с помощью привлеченных за счет продажи акций денежных средств клуб может приобрести высококлассных футболистов и решить иные материальные проблемы; с другой – лица, купившие ценные бумаги спортивного клуба, получают по ним дополнительный доход. От такого полезного взаимодействия выигрывают и спортивные организации, и болельщики, и инвесторы. [15]

1.4 Некоммерческие физкультурно-спортивные организации

Помимо рассмотренных нами выше организационно-правовых форм коммерческих предприятий, основной целью которых является получение прибыли, в физкультурно-спортивной отрасли действует широкий спектр организаций, имеющих статус некоммерческих.

Термин «некоммерческие» отнюдь не означает, что юридические лица данного типа не могут осуществлять предпринимательскую деятельность и вступать в конкурентные отношения с прочими участниками рынка. Некоммерческими их принято называть потому, что их основные цели заключаются не в получении прибыли, а в чем-либо ином – например, в популяризации каких-либо видов спорта, распространении знаний о здоровом образе жизни управлении видами спорта, оказании помощи спортсменам-ветеранам, а также иных целях, направленных на достижение иных общественных благ.

Однако без осуществления вспомогательной предпринимательской деятельности таким социально значимым организациям обойтись удается очень редко, так как люди, работающие, к примеру, в спортивной федерации или благотворительном фонде, должны получать зарплату, оплачивать коммунальные услуги, поддерживать имущественный комплекс в надлежащем состоянии, осуществлять необходимый ремонт и проч. На все эти нужды необходимы финансовые ресурсы, которые либо получаются некоммерческими организациями извне (от учредителей или меценатов), либо зарабатываются самостоятельно, в основном за счет предпринимательской деятельности. [2, 6]


Учредителями некоммерческих физкультурно-спортивных организаций, в зависимости от избираемых организационно-правовых форм, могут выступать граждане и юридические лица. Закон не запрещает образовывать некоммерческие организации юридическим и физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В частности, коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов, могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями. По данной схеме в профессиональном спорте организована работа лиг и федераций, а также организационно-управленческая структура Олимпийского комитета России (ОКР). В число членов ОКР входят коммерческие и некоммерческие организации, а также физические лица, из числа которых избирается руководящий состав комитета. И хотя ОКР создан в некоммерческих целях – для содействия Олимпийскому движению, он вправе осуществлять многие виды предпринимательской деятельности, способствующие выполнению основных задач. В частности, ОКР продает права (лицензии) на олимпийскую символику, на проведение спортивных лотерей, осуществляет издательскую деятельность, образует хозяйственные товарищества и общества, участвует в международных коммерческих проектах.

Заключение

Изучение проблем предпринимательской деятельности в сфере физической культуры и спорта находятся на пересечении различных специальных дисциплин, включая спортивное право, экономику и социологию физической культуры и спорта. В литературе предпринимательство (предпринимательская деятельность) определяется как «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законом порядке».

Представляется конструктивным подход, согласно которому предпринимательская деятельность в сфере физической культуры и спорта определяется как вид социального предпринимательства, подчеркивается, что в основе последнего «лежит идея - достижение общественного благосостояния и устойчивых общественных преобразований через деятельность, позволяющую использовать энергию предпринимательства, как основную преобразующую силу не только в социальной, но и спортивной сфере» [16]. По мнению А.В.Маслова, такой подход обусловлен тем, что в социальном контексте физической культуры и спорта предпринимательская деятельность «отражает интересы основных групп-участников экономических отношений: предпринимателей, потребителей (включая профессиональных спортсменов), наемных работников, местного сообщества и государственных структур».

Новые экономические условия хозяйствования в спорте предоставляют субъектам спортивной отрасли право на самостоятельную хозяйственную и предпринимательскую деятельность и на привлечение дополнительных финансовых средств из различных источников. В спортивном бизнесе происходит процесс формирования качественно новой модели хозяйственной деятельности по организации и предоставлению физкультурно-оздоровительных и спортивных услуг. Прежняя практика организации, основанная на государственном (ведомственном) финансирования перестала соответствовать изменившимся экономико-правовым отношениям [21]. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что в таких условиях возрастает роль негосударственного сектора экономики.

В научной литературе факторы, определяющие тенденции развития предпринимательства в сфере физической культуры и спорта как вида социального предпринимательства, разделяют на группы - негативные и положительные (рис.2) [16]. В совокупности положительных факторов выделяются финансово-экономические, маркетинговые, социально- психологические и политико-институциональные. Что касается негативных факторов, то они оказывают двойственное влияние на развитие предпринимательской деятельности (бизнеса) в сфере физической культуры и спорта. С одной стороны, негативные факторы стимулирует развитие спортивного бизнеса, с другой - являются препятствием для его успешного функционирования и развития