Файл: Государственное регулирование предпринимательской деятельности (Формы и средства государственного регулирования предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Развитие рыночной экономики в России, активизация предпринимательской деятельности требуют соответствующего развития форм и методов ее государственного регулирования. Экономическая наука и практическая хозяйственная деятельность убеждают в необходимости присутствия государства в рыночной системе. Ведутся дискуссии о степени влияния регулирующего воздействия государства на рыночный механизм. Различия позиций экономистов в основном отмечаются в вопросах применения инструментария и методов, форм и масштабов воздействия на определенные сферы предпринимательской деятельности.

Во многих странах с рыночной экономикой государство оказывает существенное воздействие на экономическое и социальное развитие, осуществляет активную налоговую, бюджетную политику, решает проблемы социального характера, вовлекая эти процессы в предпринимательскую среду.

Контроль государства за состоянием и развитием рынка предполагает наличие регулируемого воздействия на хозяйственную деятельность предпринимателей. Принятые в последние годы законы и иные правовые акты значительно усилили роль государства в становлении и развитии рыночной экономики. Однако модернизация экономики требует нового подхода к их разработке и реализации. В современных условиях, прежде всего, следует обратить внимание на качество функционирования нормативно — правовой базы регулирования предпринимательской деятельности.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что рыночный механизм не может обеспечить условия стабильного и устойчивого развития экономики, положительного социально — экономического климата, защиты частной собственности, конкуренции, ограничения монополистической деятельности без объективного государственного регулирования.

Целью данной работы является изучение государственного регулирования предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд следующих задач:

1) сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности;

2) выделить основные направления и инструменты государственного регулирования предпринимательства;

3) рассмотреть формы и механизмы государственного регулирования предпринимательской деятельности;

4) рассмотреть практические аспекты правового регулирования предпринимательской деятельности;

Объектом исследования в работе является правовые доктрины и нормы регулирующие предпринимательскую деятельность в России.


Предметом исследования — теоретические и методические аспекты, формы и методы государственного регулирования предпринимательства в России.

Теоретической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых — экономистов по проблемам государственного регулирования предпринимательской деятельности. Среди них можно отметить труды Алексеева С.В., Белых В.С., Джобавы Н.А. Кушлина В.И., Лапусты М.Г. и Старостиной Ю. Л.

В работе так же использовались нормативно — правовые источники: Конституция РФ, Гражданский кодекс, федеральные законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Исходя из целей и задач работы, имеет следующую структуру: введение, две тематические главы, заключение, список использованных источников.

Глава 1 Общая характеристика правового регулирования предпринимательской деятельности

1.1 Исторический аспект правовое регулирование предпринимательства в России

Процесс развития предпринимательского права в России можно разделить на три периода: досоветский, советский и постсоветский. Каждый из данных периодов характеризуется особым подходом государства к вопросу регулирования хозяйственной деятельности, а также содержит в себе отдельные этапы, требующие глубокого на­учного анализа, способного дать оценку задачам государства, потребностям гражданского обще­ства и состоянию экономики. Предлагается дать краткое описание каждого этапа.

Досоветский (царский) период.

Выделяются два этапа развития торгового права данного пе­риода: древнерусский, который начался с образования Древней Руси вплоть до Петра I (Х — ко­нец XVII в.), и затем имперский, завершившийся Октябрьской революцией (1917 г.).

В период Древней и царской Руси развива­лось торговое право. Столицей древнерусского государства стал Киев, через который проходили торговые пути. Известный путь «из варяг в гре­ки» был водным путем из Балтийского моря че­рез Восточную Европу в Византию.


Нормы о торговле можно встретить в Двин­ской уставной грамоте — Уставной грамоте ве­ликого князя Василия Дмитриевича Двинской земли (1397 г.), Новгородской судной грамоте (1440 г. и 1471 г.) и Псковской судной грамоте (1467 г.), затем Судебнике Казимира IV (1468 г.), Судебнике (1497 г.), Судебнике Ивана IV Грозно­го (1550 г.) и Соборном Уложении (1649 г.). Тор­говая деятельность того времени носила сослов­ный характер, занимались ей преимущественно купцы[1].

В конце XVII в. на Руси принимаются первые кодифицированные акты, регулирующие от­дельные вопросы торговой и хозяйственной де­ятельности. В 1653 г. был принят Торговый устав, а в 1667 г. — Новоторговый устав, состоящий из 94 статей, который детально развил положения прежнего устава (1653 г.). Новоторговый устав регулировал порядок осуществления внутрен­ней и внешней торговой деятельности, устанав­ливал положения о таможенной службе, поряд­ке взаимодействия с иностранными торговцами и иные положения. Впоследствии Новоторговый устав (1667 г.) был заменен Таможенным уста­вом (1755 г.).

В целях регулирования отдельных вопросов торгово-хозяйственной деятельности, 24.01.1720 Петром I принимается Морской устав, а 16.05.1729 (при Петре II) принимается Вексельный устав, мо­делью которому послужил Лейпцигский (герман­ский) вексельный устав. В 1740 г. принят Устав о банкротах (Банкротский устав), который впоследствии будет заменен Уставом о банкротах (1800 г.)[2].

В конце XVIII в. принимаются Устав о купе­ческом водоходстве (1781 г.), Цеховой устав (1799 г.). Постепенно развивалось законодатель­ство о субъектах экономической деятельности. Императором Александром I приняты Указ от 06.09.1805 «Об ответственности акционерных компаний, в случае взысканий, одним складоч­ным капиталом» и Манифест от 01.01.1807 «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способов к распростра­нению и усилению торговых предприятий». По­следним актом закреплялось три вида субъектов: полное товарищество, товарищество на вере и товарищество по участникам (по сути, акцио­нерное общество).

Советский период развития хозяйственного права начинается после Октябрьской револю­ции 1917 г. вплоть до 90-х гг. ХХ в. Не вдаваясь в исторические детали, для простоты усвоения хронологии развития хозяйственного права дан­ный период можно условно разделить на следующие этапы:

  • военный коммунизм (революционные годы),
  • новая экономическая политика (НЭП),
  • сталинские годы,
  • хрущевская оттепель,
  • период застоя,
  • перестройка и распад СССР[3].

Становление науки хозяйственного права начиналось в 20-х гг. ХХ в. Отграничение граж­данского и хозяйственного права приобретало более четкие грани. Как отмечал И.А. Исаев, «в проблемах хозяйственного права наиболее рельефно отражались важнейшие аспекты эко­номической политики государства и ситуация в «смешанном», многосекторном базисе». Хозяйственное законодательство рассматривалось как основа регулирования народного хозяйства, включая социалистические производственные отношения.

Для отказа от «пережитков» царского про­шлого закрепляется ограничение права на судебную защиту по гражданским спорам, возникшим до 07.11.1917, а споры по граж­данским правоотношениям, возникшим в промежуток времени от 07.11.1917 до введения в действие Гражданского кодекса РСФСР, ре­гулируются законами, действовавшими в мо­мент их возникновения (п. 2 и 3 постановления ВЦИК от 11.11.1922 «О введении в действие Гражданского кодекса РСФСР»). Вместе с этим юридическая логика советского правительства допустила возможность использования судами законов свергнутых правительств лишь постольку, поскольку таковые не отменены ре­волюцией и не противоречат революционной совести и революционному правосознанию (п. 5 Декрета СНК РСФСР от 24.11.1917 «О суде»). Кроме того, судопроизводство по гражданским и уголовным делам происходит по правилам судебных уставов 1864 г. постольку, поскольку таковые не отменены декретами Центрального Исполнительного Комитета рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов и Совета на­родных комиссаров и не противоречат правосо­знанию трудящихся классов (п. 8 Декрета ВЦИК от 07.03.1918 № 2 «О суде»).

Постсоветский (современный) период

Историческим актом о предпринимательстве в период перестройки выступил Закон РСФСР от 25.12.1990 № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности». С его приня­тием акты о хозяйственной деятельности стали именоваться «актами о предпринимательстве», и выделилось коллективное и индивидуальное предпринимательство. Данным законом закре­пляется содержание предпринимательской дея­тельности (ст. 1), которое не изменилось и по сей день (ст. 2 ГК РФ). Представителями науки хозяй­ственного права предлагается использовать де­финицию «предпринимательское право».

Понимая необходимость правового обе­спечения предпринимательства в период пере­стройки, М.С. Горбачев своим Указом Президен­та СССР от 26.09.1991 № УП-2630 «О создании Совета по предпринимательству при Президен­те СССР», в целях содействия развитию пред­принимательской деятельности и формирова­нию рыночной структуры хозяйственных связей в рамках единого экономического пространства, учета интересов деловых кругов при осущест­влении экономических реформ и защиты их прав, создает Совет по предпринимательству при Президенте СССР.


В начале 90-х гг. ХХ в. закладываются основы современного законодательства о предприни­мательстве. С 12.12.1993 принятая всенародным голосованием Конституция РФ провозглашает важнейшие принципы: свободы экономической деятельности, защиты конкуренции и ограни­чения монополий, равной защиты всех форм собственности, ставшие основой при принятии всех нормативных правовых актов, регулирую­щих экономическую деятельность. Положения Конституции РФ относят к источникам предпри­нимательского права общепризнанные нормы и принципы международного права, международ­ные договоры (ст. 15), кодифицированные феде­ральные законы (кодексы), федеральные законы (ст. 4), законы субъектов РФ (ст. 5), подзаконные з0акты Президента РФ (ст. 90) и Правительства РФ (ст. 115). Также к источникам предприниматель­ского права относятся подзаконные акты глав и исполнительных органов субъектов РФ, норма­тивные договоры, правовые обычаи, локальные нормативные акты и др.

В 1994 г. принимается ч. 1 и в 1996 г. ч. 2 ГК РФ, который в дальнейшем цивилисты, в том числе С.С. Алексеев, будут именовать экономической конституцией, и одновременно кодекс подвер­гнется справедливой критике ряда ученых-хозяйственников (например, А.Е. Пилецкого).

Доктринальное укрепление отрасли пред­принимательского права в системе российского права связано с принятием Указа Президента РФ от 15.03.2000 № 511 «О классификаторе право­вых актов», в котором выделена отдельная груп­па нормативных правовых актов о «хозяйствен­ной деятельности» (код 090.000.000). Также при­казом Минобрнауки РФ от 25.02.2009 № 59 «Об утверждении Номенклатуры специальностей научных работников» под шифром специаль­ности № 12.00.03 закреплена отрасль «предпри­нимательское право», наряду с гражданским, семейным и международным частным правом.

Баланс экономических интересов участни­ков торговой деятельности и населения, разви­тие торговли и поддержка российских произво­дителей товаров обеспечивались Федеральным законом от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой дея­тельности в Российской Федерации».

1.2 Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности

В каждой стране роль и место государства в экономической сфере определяется по-разному, в зависимости от эффективности применяемых мер и средств государственного регулирования, с помощью которых решаются те или иные социально-экономические задачи. В современные дни государственное воздействие на экономику усиливается, и эта тенденция характерна для большей части стран с развитой экономикой.