Файл: Сущность стратегии, оценка и контроль выполнения стратегий.pdf
Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 299
Скачиваний: 3
предприятия, то в планировании стратегического подхода к решению назревших проблем -
15
во внешнем. Выполнение стратегии не играет роль пассивного по
отношению к принятой стратегии средства ее проведения в жизнь[7, с. 49].
Важным свойством выполнения стратегии является то, что оно не
только может в силу плохого осуществления реализации хорошей стратегии
создать для организации трудности, но и то, что при условии хорошего
осуществления оно может дать организации шанс на успех, даже если были
допущены ошибки при выработке стратегии.
1.2 Оценка и контроль стратегии
Оценка и контроль выполнения стратегии является логически
завершающим этапом, осуществляемым в стратегическом планировании.
Этот процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между процессом
достижения целей и собственно целями, которые ставит фирма.
Основными задачами контроля являются:
- определение того, что и по каким показателям проверять;
-оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с
принятыми стандартами, нормативами или других эталонных показателей;
- выяснение причин отклонений, если таковые выявляются в результате
16
оценки;
- осуществление корректировки, если она необходима[11, с. 184].
Для стратегического контроля эти задачи имеют определенную
специфику, обусловленную его направленностью на выяснение того, в какой
мере реализация стратегии приводит к достижению целей. И это является
основным критерием оценки выбранной стратегии, за которым
принципиально отличается стратегический контроль от управленческого или
оперативного контроля, поскольку правильность осуществления стратегии
или выполнения отдельных работ, функций и операций не являются
главными. Стратегический контроль сфокусирован на выяснении того,
возможно ли в дальнейшем реализовать выбранную стратегию и приведет ли
ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по
17
результатам стратегического контроля может касаться как стратегии,
которую реализовывают, так и целей фирмы.
Если стратегия соответствует целям фирмы, то дальнейшая ее оценка
проводится по следующим направлениям.
Соответствие выбранной стратегии состоянию и требованиям
окружения. Проверяется то, насколько стратегия увязана с требованиями со
стороны основных субъектов окружения, в какой степени учтены факторы
динамики рынка и развития жизненного цикла продукта, приведет ли
реализация стратегии к появлению новых конкурентных преимуществ и т.п.
В зависимости от полученных результатов контроля может быть
выбрана одна из трёх линий поведения:
·ничего не предпринимать, если реальное состояние соответствует
желаемому;
·устранить возникшие отклонения, если они выходят за пределы
допустимых значений.
· пересмотреть стандарты контроля.
На практике стратегический контроль может реализовываться
различными способами. Выбор системы стратегического контроля
определяется характером деятельности организации, степенью
18
нестабильности и сложности внешней среды, размерами организации,
используемой формой организационного построения, выбранной стратегией,
стилем руководства[1, с. 110].
Соответствие выбранной стратегии потенциалу и возможностям фирмы.
Оценивается то, насколько выбранная стратегия увязана с другими
стратегиями, соответствует ли стратегия возможностям персонала, позволяет
существующая структура успешно реализовать стратегию, выверена ли
программа реализации стратегии во времени и др.
Приемлемость риска, заложенного в стратегии. Оценка оправданности
риска осуществляется по трем направлениям:
19
1) или реалистичными являются предпосылки, положенные в основу
выбора стратегии;
2) к каким негативным последствиям для фирмы может привести
провал стратегии;
3) оправдывает ли возможный положительный результат риск потерь
от провала в реализации стратегии.
Считается, что есть несколько вполне определенных групп показателей,
по которым фиксируется состояние деятельности фирмы:
- показатели эффективности;
- показатели использования человеческих ресурсов;
- показатели, характеризующие состояние внешней среды;
- показатели, характеризующие внутренние организационные процессы.
При контроле выполнения стратегий эти задачи приобретают вполне
определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль
направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к
достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический
контроль от управленческого или оперативного контроля, так как его не
интересует правильность выполнения стратегического плана, правильность
20
осуществления стратегии или правильность выполнения отдельных работ,
функций и операций, ибо он сфокусирован на том, возможно ли в
дальнейшем реализовывать принятые стратегии и приведет ли их реализация
к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам
стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей
организации.
Выработка стратегии организации - не самоцель стратегического
планирования. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, если
стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы
контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в
достижении поставленных целей, руководители организации вынуждены
21
разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать
процесс, т. е. управлять им[14, с. 98].
Существует несколько характеристик критериев оценки стратегии:
последовательность, согласованность, осуществимость, приемлемость,
преимущество.
Последовательность осуществления стратегии. Важнейшей функцией
стратегии является гармонизация деятельности всех сторон и частей
организации. Несмотря на это, часто на практике может присутствовать
существенная непоследовательность в достижении организационных целей
разного уровня. Для анализа эффективности и согласованности
поставленных целей следовало бы ответить на ряд вопросов:
Существуют ли проблемы координации и планирования сами по себе
или они являются результатом деятельности людей. Если да, то это, вероятно,
происходит из-за непоследовательности в стратегии.
Успех одной организационной единицы (подразделения) значит как
провал для другой. Если так, то стратегия, вероятнее всего,
непоследовательна.
Проблемы текущей деятельности представляются для решения
22
высшему звену управления, несмотря на делегирование полномочий
нижестоящим звеньям структуры организации. Если да, то стратегия,
вероятно, непоследовательна[8, с. 132].
В оценке стратегии существуют определенные трудности.
Необходимая для оценки стратегии информация может быть недоступна, либо же несвоевременна.
Следует взять во внимание, что оценка стратегии ни в коем разе не может быть качественнее информации, на которой она основана.
Существование значительного различия во мнениях о том, по каким критериям следует оценивать стратегии.
Это может стать политизированным процессом.
23
2. Проблемы выполнения стратегического управления на предприятии
2.1 Анализ и выбор стратегии
При проектировании стратегии необходимо разработать критерии
оценки, как хода процесса ее реализации, так и анализа финального
состояния организации, когда стратегический план завершен и пришло время
оценивать преимущества, достигнутые организацией в результате
осуществления стратегии.
Таким образом, существуют финансовые показатели стратегического
анализа, анализ прибыльности и анализ затрат и результатов.
Прежде чем осуществлять анализ, следует убедиться в оптимальности
системы финансовой информации, потому как в интересах оценки стратегии,
информация должна обладать следующими характеристиками:
Предоставляемая информация должна быть значимой, а потому быть
связана с ключевыми целями и задачами стратегии и представлять
достоверную картину происходящего. Система должна предоставлять
своевременную информацию. Необходимо выяснить: дает ли она ту
необходимую информацию, которая может быть использована командами
24
управляющих в ходе процесса стратегического управления? Информация
должна обеспечивать действие и побуждать к нему, а также направляться
нужным лицам в организации. Финансовые отчеты должны быть простыми,
лаконичными, то есть не слишком громоздкими, но и не ограниченными.
Индикатором качественной системы является ее полезность, а не сложность.
Необходимо признать, что не существует одной эффективной системы
финансовой информации. Единственные в своем роде характеристики
организации, включающие размеры, стиль управления, цели, проблемы и
сильные стороны, определяют конечную структуру[15, с. 220].
Выбор стратегии - центральный момент стратегического управления.
Предшествующие этапы стратегического управления при всей своей
значимости лишь создают фундамент для формирования стратегии.
25
Однако существуют некоторые общие подходы к формулированию
стратегии и некоторые общие рамки, в которые вписываются стратегии.
Процесс стратегического выбора состоит из стадий разработки, доводки и
анализа (оценки) стратегии. На практике эти стадии трудно разделять, так
как они представляют собой различные уровни единого аналитического
процесса. Однако по содержанию, методическому и информационному
обеспечению эти виды управленческой деятельности имеют свои
существенные особенности, которые нельзя игнорировать и целесообразно
рассматривать по отдельности.
На первой стадии (разработка стратегических альтернатив) создаются
стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. При этом важно
разработать как можно большее число возможных альтернативных стратегий,
привлекая к этой работе не только высших руководителей, но и менеджеров
среднего звена. Это позволяет существенно расширить стратегический выбор
и не пропустить потенциально лучший вариант.
На второй стадии (доводка стратегии) стратегии во всем их
26
многообразии дорабатываются с учётом развития ситуации во внешней среде
и изменений внутренней среды организации. В результате формируется
общая стратегия, которая затем наполняется конкретным содержанием, а по
отдельным функциональным зонам организации разрабатываются частные
стратегии.
На третьей стадии (анализ/оценка стратегии) анализируются
альтернативы в рамках выбранной стратегии организации и производится их
оценка с точки зрения достижения главных целей и миссии при
существующих ограниченных возможностях их реализации. В результате
производится отбор стратегий, в наибольшей степени соответствующих
стратегической ситуации. Среди основных критериев оценки стратегических
альтернатив на данном этапе выделяются: степень достижения целей
организации, соответствие внутренним и внешним условиям бизнеса,
минимизация затрат (финансовых средств, времени, ресурсов) для их
достижения, снижение рисков и др.
Многофакторность выбора стратегии во многом предопределяет
необходимость разработки нескольких стратегических альтернатив, из
которых и осуществляется окончательный выбор. Стратегические
альтернативы - это набор различных частных стратегий, позволяющих
27
достичь стратегических целей организации во всем их многообразии в
рамках выбранной базовой стратегии и ограничений на использование
имеющихся ресурсов. Каждая стратегическая альтернатива предоставляет
организации разные возможности и характеризуется разными затратами и
результатами, что в конечном итоге и определяет стратегический выбор