Файл: Проектирование базы данных Учета расчетов с клиентами гостиницы (Аналитическая часть).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современных жестких условиях рыночной конкуренции скорость получения и обработки информации является важнейшим фактором, определяющим успех предприятия. Введение в гостиничный бизнес новых информационных технологий способствует улучшению качества обслуживания при одновременном сокращении персонала. Именно поэтому организациям желательно минимизировать затраты трудовых, материальных ресурсов, а также времени, затрачиваемого на обработку и выполнение заказов. Выходом в данной ситуации может являться эффективное применение специально сконструированной системы управления базой данных.

Работа владельцев и администрации гостиничных комплексов требует обработки большого объема информации о постояльцах, о номерах, в которых они проживают, о доходах и расходах комплекса. Возникают вопросы оптимизации распределения жильцов по жилым корпусам, оказания им дополнительных услуг и учета оплаты. Поэтому разумно большую часть работы владельца и администрации перевести в электронный вид, что существенно облегчит и ускорит процесс обслуживания жильцов.

Целью данного курсового проекта является проектирование базы данных Учета расчетов с клиентами гостиницы.

Для того чтобы достигнуть поставленную цель, необходимо выполнить следующие задачи:

  • ознакомиться с предметной областью и осуществить постановку задачи;
  • выбрать СУБД, посредством которой будет осуществляться проектирование и разработка базы данных;
  • построить логическую и физическую структуру базы данных;
  • рассмотреть контрольный пример реализации задачи;
  • разработать интерфейс проекта и реализовать его.

Предположительно готовая база данных должна решать следующие задачи:

  • обеспечение быстрого доступа к информации;
  • добавление свежих и корректировка старых данных о жильце и расчетов с ним;
  • хранение большого объема информации в виде форм и обеспечение возможности её обработки посредством запросов;
  • предоставление отчетов по требуемым критериям.

При разработке информационной системы будет использован исследовательский и поисковый методы.

Объектом изучения предметной области является гостиница.

Предметом – расчеты с клиентами гостиницы.

1. Аналитическая часть


Описание предметной области. Постановка задачи

Гостиница – это дом с меблированными комнатами для кратковременного проживания клиентов, предназначенный и оборудованный для предоставления гостям комплекса услуг, связанных с путешествием, размещением, проживанием, информационным и бытовым обслуживанием, активным отдыхом и др.

Услуги размещения, питания и прочие услуги, предоставляемые гостиничным предприятием, дополняют друг друга, в большинстве случаев являются взаимозависимыми и воспринимаются гостем как единое целое. С учетом того, как они оформлены и скомбинированы в единый комплекс, складывается определенный тип предприятия.

Задачей администратора гостиницы является отслеживание финансовой стороны работы гостиницы. Его деятельность организована следующим образом: гостиница предоставляет номера клиентам на определенный срок. Гостиница хранит информацию о номерах в гостинице, которые заняты клиентами. Каждый номер наделен определенными характеристиками. Клиентами гостиницы являются различные лица, о которых администратор собирает определенную информацию. Сдача номера клиенту производится при наличии свободных мест в номерах, подходящих клиенту по необходимым параметрам. При поселении фиксируется дата поселения. При выезде из гостиницы для каждого места запоминается дата освобождения.

Характеристика входной информации

В ходе проектирования информационной системы были составлены следующие таблицы, которые необходимо будет заполнить, когда будет использована данная информационная система (т. е. входные данные). Заполнить таблицы необходимо все, иначе информационная система не будет полной.

Перечень документов:

В ходе проектирования информационной системы были составлены следующие таблицы, которые необходимо будет заполнить, когда будет использована данная информационная система (т. е. входные данные). Заполнить таблицы необходимо все, иначе информационная система не будет полной.

Перечень таблиц:

  1. Таблица «Клиент» (сведения о жильцах): код жильца, фамилия жильца, имя, отчество, номер паспорта, телефон, дата въезда, дата выезда, количество суток проживания в комплексе, номер корпуса, этаж, номер комнаты, стоимость проживания/сутки, счет за проживание, долг, частота заселения.
  2. Таблица «Корпус» (сведения о жилых корпусах комплекса): номер корпуса, класс отеля, количество этажей, количество комнат на этаже, общее количество комнат, местность номеров, ежедневная уборка, прачечная, химчистка, питание, дополнительные услуги.
  3. Таблица «Номера» (сведения о номерах): номер комнаты, номер корпуса, этаж, класс отеля, местность номера, стоимость проживания/сутки, доступность, бронь, дата въезда, дата выезда.
  4. Таблица «Бронь» (сведения о бронировании для фирм): код организации, наименование организации, № корпуса, класс отеля, этаж, количество бронируемых номеров, количество проживающих, дата въезда, дата выезда, количество суток проживания, возможность отмены брони, стоимость проживания/сутки, сумма без скидки, скидка, сумма скидки, стоимость со скидкой, оплачено, долг.
  5. Таблица «Стоимость проживания» (сведения о стоимости проживания в разных корпусах): номер корпуса, класс отеля, местность номера, стоимость проживания.
  6. Таблица «Стоимость дополнительных услуг» (сведения о стоимости дополнительных услуг): код услуги, наименование услуги, цена.
  7. Таблица «Дополнительные услуги» (сведения о том, какой жилец какими дополнительными услугами воспользовался): код жильца, фамилия, имя, наименование услуги, стоимость, оплачено, долг.
  8. Таблица «Оплачено клиентами» (сведения о том, какой жилец какую сумму оплатил за проживание): код жильца, фамилия, оплачено за номер, месяц.
  9. Таблица «Расходы» (сведения о расходах гостиничного комплекса): код, месяц, наименование статьи затрат, счет на, оплачено, долг.

Характеристика результатной информации

Результатной информацией в данной информационной системе являются: отчеты о новых жильцах и жильцах, рассчитавшихся с долгами, о доходах и расходах комплекса, бронировании номеров для фирм, а также разнообразные отчеты о состоянии номеров.

Результатной информацией также будут являться запросы на вывод, поиск и обработку интересующей информации.

Например, запрос, выводящий информацию об интересующем постояльце (рисунок 1).

Рисунок 1 Ввод значения параметра

Или представление отчета по выполненному запросу «Новые жильцы», который выводит данные о новых жильцах и их общее количество (рисунок 2).

Рисунок 2 Отчет о новых жильцах

Выбор СУДБ

Наиболее распространенной считается следующая классификация систем управления базами данных:

  • По модели данных
  • Иерархические

Используется представление базы данных в виде древовидной (иерархической) структуры, состоящей из объектов (данных) различных уровней.

Между объектами существуют связи, каждый объект может включать в себя несколько объектов более низкого уровня. Такие объекты находятся в отношении предка (объект более близкий к корню) к потомку (объект более низкого уровня), при этом возможна ситуация, когда объект-предок не имеет потомков или имеет их несколько, тогда как у объекта-потомка обязательно только один предок. Объекты, имеющие общего предка, называются близнецами (в программировании применительно к структуре данных дерево устоялось название братья).

Иерархической базой данных является файловая система, состоящая из корневого каталога, в котором имеется иерархия подкаталогов и файлов.

Примеры: Caché, Google App Engine Datastore API.

  • Сетевые

Сетевые базы данных подобны иерархическим, за исключением того, что в них имеются указатели в обоих направлениях, которые соединяют родственную информацию.

Примеры: Caché.

  • Реляционные

Практически все разработчики современных приложений, предусматривающих связь с системами баз данных, ориентируются на реляционные СУБД. По оценке Gartner в 2013 году рынок реляционных СУБД составлял 26 млрд долларов с годовым приростом около 9%, а к 2018 году рынок реляционных СУБД достигнет 40 млрд долларов. В настоящее время абсолютными лидерами рынка СУБД являются компании Oracle, IBM и Microsoft, с общей совокупной долей рынка около 90%, поставляя такие системы как Oracle Database, IBM DB2 и Microsoft SQL Server.


  • Объектно-ориентированные

Управляют базами данных, в которых данные моделируются в виде объектов, их атрибутов, методов и классов.

Этот вид СУБД позволяет работать с объектами баз данных так же, как с объектами в программировании в объектно-ориентированных языках программирования. ООСУБД расширяет языки программирования, прозрачно вводя долговременные данные, управление параллелизмом, восстановление данных, ассоциированные запросы и другие возможности.

Примеры: GemStone.

  • Объектно-реляционные

Этот тип СУБД позволяет через расширенные структуры баз данных и язык запросов использовать возможности объектно-ориентированного подхода: бъекты, классы и наследование.

Зачастую все те СУБД, которые называются реляционными, являются, по факту, объектно-реляционными.

В данном курсе мы будем, в первую очередь, гооврить об этом виде СУБД.

Примеры: PostgreSQL, DB2, Oracle, Microsoft SQL Server.

  • По степени распределённости
  • Локальные СУБД (все части локальной СУБД размещаются на одном компьютере)
  • Распределённые СУБД (части СУБД могут размещаться на двух и более компьютерах).
  • По способу доступа к БД
  • Файл-серверные

В файл-серверных СУБД файлы данных располагаются централизованно на файл-сервере. СУБД располагается на каждом клиентском компьютере (рабочей станции). Доступ СУБД к данным осуществляется через локальную сеть. Синхронизация чтений и обновлений осуществляется посредством файловых блокировок. Преимуществом этой архитектуры является низкая нагрузка на процессор файлового сервера. Недостатки: потенциально высокая загрузка локальной сети; затруднённость или невозможность централизованного управления; затруднённость или невозможность обеспечения таких важных характеристик как высокая надёжность, высокая доступность и высокая безопасность. Применяются чаще всего в локальных приложениях, которые используют функции управления БД; в системах с низкой интенсивностью обработки данных и низкими пиковыми нагрузками на БД.

Примеры: Microsoft Access, Paradox, dBase, FoxPro, Visual FoxPro.

  • Клиент-серверные

Клиент-серверная СУБД располагается на сервере вместе с БД и осуществляет доступ к БД непосредственно, в монопольном режиме. Все клиентские запросы на обработку данных обрабатываются клиент-серверной СУБД централизованно. Недостаток клиент-серверных СУБД состоит в повышенных требованиях к серверу. Достоинства: потенциально более низкая загрузка локальной сети; удобство централизованного управления; удобство обеспечения таких важных характеристик как высокая надёжность, высокая доступность и высокая безопасность.


Примеры: Oracle, Firebird, Interbase, IBM DB2, Informix, MS SQL Server, Sybase Adaptive Server Enterprise, PostgreSQL, MySQL, Caché, ЛИНТЕР.

  • Встраиваемые

Встраиваемая СУБД — СУБД, которая может поставляться как составная часть некоторого программного продукта, не требуя процедуры самостоятельной установки. Встраиваемая СУБД предназначена для локального хранения данных своего приложения и не рассчитана на коллективное использование в сети. Физически встраиваемая СУБД чаще всего реализована в виде подключаемой библиотеки. Доступ к данным со стороны приложения может происходить через SQL либо через специальные программные интерфейсы (API).

Примеры: OpenEdge, SQLite, BerkeleyDB, Firebird Embedded, Microsoft SQL Server Compact, ЛИНТЕР.

После анализа всех возможных вариантов, в качестве средства проектирования ИС «Театр» была использована программа Microsoft Office Access, разработанная компанией Microsoft. Данная программная оболочка очень удобна и позволяет создавать качественные продукты, имеет все необходимые средства для реализации поставленной задачи. Позволяет с легкостью разрабатывать базы данных.

Microsoft Access в настоящее время является одной из самых популярных среди систем управления базами данных. Среди причин такой популярности следует отметить:

  • высокую степень универсальности и продуманности интерфейса визуального программирования, который рассчитан на работу с пользователями самой различной квалификации. В частности, реализована система управления объектами базы данных, позволяющая гибко и оперативно переходить из режима конструирования в режим их непосредственной эксплуатации;
  • глубоко развитые возможности интеграции с другими программными продуктами, входящими в состав Microsoft Office;
  • богатый набор визуальных средств разработки.

Важным средством, облегчающим работу с Access для начинающих пользователей, являются мастера - специальные программные надстройки, предназначенные для создания объектов базы данных в режиме последовательного диалога. Для опытных и продвинутых пользователей существуют возможности более гибкого управления ресурсами и возможностями объектов СУБД в режиме конструктора.

Логическая структура базы данных

Сущность (объект) любой конкретный или абстрактный объект в рассматриваемой предметной области. Сущности – это базовые типы информации, которые хранятся в БД. Каждый объект обладает определенным набором свойств, которые запоминаются в информационной системе.